ДОП Умники и умницы

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»
(ДДТ «Химмашевец»)

СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
(протокол № 1 от 27.08.2025 г.)

УТВЕРЖДАЮ
Директор ДДТ «Химмашевец»
_______________М.М. Симонова
27.08.2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Умники и умницы»
Социально-гуманитарная направленность
Возраст учащихся: 6-8 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)

Автор-составитель:
Ржанникова Евгения Александровна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2025

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ................................................................ 3
1.1. Пояснительная записка .................................................................................. 3
1.2. Цели и задачи .................................................................................................. 5
1.3. Планируемые результаты .............................................................................. 6
1.4. Содержание программы ................................................................................. 6
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКЕ УСЛОВИЯ............................. 10
2.1. Календарный учебный график .................................................................... 10
2.2. Условия реализации программы ................................................................. 10
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы............................. 11
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................... 12
Приложение 1....................................................................................................... 14

3

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Умники и умницы»
социально-гуманитарной направленности разработана в соответствие с
требованиями в образовании, отраженными в следующих документах:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 года №
295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
Концепция развития дополнительного образования детей до
3.
2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022
года № 678-р.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
4.
Федерации от 22.09.2021 года № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
6.
Письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2015
года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания,
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 года № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
10.
Устав
Муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 21.08.2015 года № 1497/46/36.
11.
Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе от 09.01.2024 года № 3 Муниципального
автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского
(юношеского) творчества «Химмашевец».
Данная дополнительная общеразвивающая программа «Умники и
умницы» соотносится с тенденциями развития дополнительного

4

образования и, согласно Концепции развития дополнительного образования,
способствует удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в
интеллектуальном, нравственном развитии.
Актуальность.
Современное общество предъявляет к подрастающему поколению
особые требования. В условиях быстро меняющейся информационной среды
детям необходимо уметь планировать свои действия, находить и
анализировать необходимую информацию, принимать взвешенные решения.
Дети учатся по развивающим технологиям, где логические мышление
является основой. Успешная социализация ребенка предполагает развитие не
только базовых навыков (чтение, письмо, счет), но и умение анализировать,
сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную
самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и
сотрудничать.
Содержание программы «Умники и умницы» направлено на развитие у
учащихся
познавательной
активности,
творческого
мышления,
формирование самостоятельной, нестандартно мыслящей личности,
умеющей творчески подходить к решению поставленной задачи,
способности анализировать информацию, делать выводы и принимать
обоснованные решения (арифметического, геометрического, логического
характера). В процессе обучения дети учатся не просто получать знания, а
применять их на практике, что способствует формированию целостного
подхода к решению различных задач математического характера.
Отличительная
особенность программы «Умники и умницы»
от существующих программ: занятия малыми группами в спокойном ритме;
подвижная игровая форма занятий, работа в парах, индивидуальная в зоне
ближайшего развития (ребенок-педагог); увлекательные развивающие
задания, которые хочется решать; решение нестандартных и необычных
арифметических, геометрических и логических задач, развитие в учащихся
гибкого и оригинального мышления; игры для творческих решений с
кубиками Лего; графические диктанты, работа с бумагой в технике оригами
при изучении геометрических понятий; понимание состава числа с помощью
игральных пособий, разноцветных счетных палочек Кюизенера, таблиц,
лабиринтов; знакомство с денежными знаками.
Обучение проходит в игровой форме, учащиеся много двигаются и не
устают от заданий. Но при этом постепенно приучаются выполнять указания
педагога, формулировать свои мысли и уважать мнение других.
Педагогическая целесообразность программы «Умники и умницы»:
на занятиях создаются условия для формирования у учащегося, способности
самостоятельно рассуждать, справедливо оценивать свои действия, грамотно
сопоставлять, сравнивать, предлагать иные способы решения проблемы.
Адресат программы: учащиеся 6-8 лет.
Возрастные особенности: категория учащихся соответствует
младшему школьному возрасту.

5

На обучение принимаются учащиеся без предварительного отбора.
Рассматривая младший школьный возраст учащихся (6-8 лет), можно
говорить о том, что происходит формирование и развитие основных
логических структур мышления. В этот период мышление ребёнка проходит
путь от наглядно-образного к словесно-логическому, позволяющему
рассуждать, используя законы логики. На этом этапе обучения словеснологическое мышление стремительно развивается, и ребёнок начинает
акцентировать внимание на значимых свойствах предметов и явлений, делая
первые шаги в операциях обобщения и сравнения.
Объем программы: 144 часа.
Срок освоения: 1 год.
Количество учащихся: до 12 человек в учебной группе.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа.
Продолжительность одного академического часа – 30 минут.
Продолжительность перемены – 10 минут.
Форма обучения – очная, в особых случаях применяется
дистанционная.
Уровень освоения программы: стартовый.
Стартовый
–
предполагает
использование
и
реализацию
общедоступных и универсальных форм организации, минимальную
сложность предполагаемого для освоения содержание программы,
создающей общую и целостную картину изучаемого предмета в рамках
содержательно-тематического направления.
Каждый учащийся имеет доступ к обучению, соответствующему его
возрастным и индивидуальным особенностям, определяющим его готовность
к освоению содержания программы.
Формы обучения: коллективная, групповая, работа в парах.
Особенности
организации
образовательного
процесса.
Образовательный процесс организуется в традиционной форме. В период
приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
1.2. Цели и задачи
Цель: развитие умственных и логических способностей как важного
аспекта формирования личности учащегося и его индивидуальных
творческих навыков.
Задачи:
Обучающие:
1.
Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
2.
Сформировать
необходимый
уровень
математических
представлений о натуральном числе и арифметических действиях (числовая
грамотность), величине и геометрических фигурах, ориентировке в
пространстве и времени, понятии о величине предметов.
Развивающие:
1.
Развить координацию движений тела и мелкую моторику рук.

6

2.
Развить устойчивый интерес к предмету и процессу обучения в
целом.
3.
Развить мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация, аналогия).
Воспитательные:
1.
Проявлять креативность, любознательность, увлеченность,
общительность, инициативность, трудолюбие.
2.
Воспитать настойчивость, самостоятельность, терпение.
3.
Воспитать коммуникативные навыки общения в коллективе.
1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты:
1.
Знают основные математические термины и применяют
их на практике.
2. Владеют необходимым уровнем математических представлений о
натуральном числе и арифметических действиях (числовая грамотность),
величине и геометрических фигурах, ориентируются в пространстве,
понимают величины предметов.
Метапредметные результаты:
1. Координируют движения своего тела и мелкую моторику рук.
2. Проявляют интерес к предмету и процессу обучения в целом.
3. Совершают мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация, аналогия).
Личностные результаты:
1. Проявляют инициативность, креативность, общительность,
любознательность, увлеченность, трудолюбие.
2. Воспитано терпение, настойчивость, самостоятельность.
3. Привиты коммуникативные навыки общения в коллективе.
1.4. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№

Наименование раздела, темы

1. Пространственно-временные
отношения.
1.1 Положение предметов в
пространстве.
1.2. Понятия, связанные с
ориентировкой во времени.
2. Сравнение предметов и
совокупностей.
2.1. Величина предметов. Измерение и
сравнение предметов по длине,
ширине, толщине, высоте.
2.2. Масса предметов. Измерение и
сравнение.
2.3. Объём (ёмкость). Измерение и
сравнение.

Часы

Теория

Практик
а

16

4

12

8

2

6

8

2

60

14

46

8

2

6

Всего

8
8

2
2

6

6
6

Формы
аттестации/
контроля

Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос

7

Кодирование и декодирование
свойств предметов. Символы и
таблицы.
2.5. Объединение предметов в
совокупности. Выделение части
совокупности. Логические связки
“и”, “не”.
2.6. Сравнение совокупностей
предметов по количеству.
Сохранение количества.
2.7. Геометрические понятия,
геометрические образы в
окружающей обстановке.
2.8. Геометрические фигуры и тела,
развертки многогранников.
3. Числа 1-20 и операции над ними.
3.1. Понятия: «много», «мало»,
«несколько», «немного».
3.2. Графический, словесный и
количественный образ числа.
3.3.
Числовой ряд.
2.4.

8

2

6

4

1

3

4

1

3

10

2

8

Наблюдение,
опрос

10

2

8

66

17,5

48,5

2

0,5

1,5

20

6

14

10

3

7

Решение задач.

24

6

18

3.5.

Задачи на сообразительность.

10

2

8

2

0

2

144

35,5

108,5

Итого:

Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос

3.4.

4. Промежуточная (итоговая)
аттестация. Квест «Запутанная
история».

Наблюдение,
опрос

Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Контрольные
задания

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Пространственно-временные отношения.
Тема 1.1. Положение предметов в пространстве
Теория: определения положения предметов в пространстве и точного
выражения их положения словами. Использование в речи понятий: между,
выше - ниже, далеко - близко, дальше - ближе, на, над, под, за, рядом.
Практика: игры: «Кто, где стоит?», «Синхронное плавание»,
«Чудесный мешочек», «Я еду на машине», «Сложить фигуру из палочек по
карточкам».
Тема 1.2. Понятия, связанные с ориентировкой по времени
Теория: установление временных отношений. Использование в речи
понятий: раньше, позже, прежде, потом, давно, теперь. Последовательность
событий. Времена года. Части суток. Дни недели. Восстановление
последовательности событий.
Практика: игры: «Назови части суток», «Когда это бывает», «Что ты
сейчас делаешь», «Вчера, сегодня, завтра» (с мячом), «Будильник», «Живая
картинка».

8

Раздел 2. Сравнение предметов и совокупностей.
Тема 2.1. Величина предметов. Измерение и сравнение предметов
по длине, ширине, толщине, высоте
Теория: нахождение признаков сходств и различий. Классификация
предметов на основе свойств: большой – маленький, толстый – тонкий,
длинный-короткий, умение дифференцировать, сравнивать и измерять
методом наложения 3-4 предметов, выражать словами: длинный - более
длинный, короткий – более короткий, такой же, средний по длине и высокий
- низкий, средний по высоте т.д.). Использование условной мерки для
измерения величин.
Практика: игры: «Длинное-короткое», «Широкое-узкое», «Соберем
бусы», «Построим дом», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера».
Тема 2.2. Масса предметов. Измерение и сравнение
Теория: развития умения дифференцировать, сравнивать массу
предметов, взвешиваемых с помощью чашечных весов без использования
гирек, выражать словами: легкий – более легкий, тяжелый – более тяжелый,
такой же), понятие «Барическое чувство».
Практика: игра: «Магазин «Фрукты и овощи», «Что тяжелее? Вода
или крупа», «Математические весы»,
Профориентационная работа: знакомство с профессией продавец.
Тема 2.3. Объём (ёмкость). Измерение и сравнение
Теория: развитие умения дифференцировать, измерять и сравнивать
объем путем переливания жидкости или пересыпания сыпучего материала,
выражать словами свои действия: наливаю-выливаю, насыпаю-высыпаю,
пересыпаю. Знакомство с понятиями «вместимость», «ёмкость».
Практика: игры: «Что тяжелее? Лед, вода или снег», «Мешочки»,
«Кувшинка», работа с крупой, водой, бусинами, пуговицами и т.д.
Тема 2.4. Кодирование и декодирования свойств предметов.
Символы и таблицы
Теория: кодирование и декодирование свойств предметов. Понятия:
«таблица», «столбец», «строка». Выбор символов для зашифровки свойств
предметов, развитие умения пользоваться символами, развития умения
кодирования и декодирования свойств предметов.
Практика: игры: «Магнитный планшет», «Математический планшет»,
«Сыщик», «Лабиринты» (блоки Дьенеша), «Зашифруй свойства фигуры»,
«Заполни таблицу» - развитие умения пользоваться таблицей,
«Мнемотаблицы».
Тема 2.5. Объединение предметов в совокупности. Выделение части
совокупности. Логические связки “и”, “не”.
Теория: формирование понятия об отрицании некоторого свойства с
помощью частицы «не», развитие умения находить «лишние» элементы в
совокупности на основании одного свойства.
Практика: развитие умения объединять предметы по одному общему
свойству (цвету, форме, размеру, материалу). Игры: «Что меньше», «Третий
лишний», игра с обручами.

9

Тема 2.6. Сравнение совокупностей предметов по количеству.
Сохранение количества
Теория: развитие умения сравнивать совокупности по количеству
предметов путем составления пар, знакомство с равенством совокупностей
(одинаково, поровну, столько же), знакомство с идеей сохранения количества
предметов независимо от формы и расположения предметов.
Практика: игры: «Шахматная доска», «Помоги накрыть на стол».
Тема 2.7. Геометрические понятия, геометрические образы в
окружающей обстановке
Теория: знакомство с понятиями: «точка, прямая линия, отрезок, луч,
кривая линия, зигзаг, окружность; углы: прямой, острый, тупой,
развернутый». Формирование умения выделять в окружающей обстановке
предметы сходных линий, сходных геометрических форм. Умение
пользоваться линейкой с трафаретами, чертить линии, пользоваться
математическими терминами в речи. Работа с квадратным и прямоугольным
листом бумаги в технике «оригами».
Практика: игры: «Математический планшет», «Магнитный планшет»,
«Клубок», «Конструктор», «Чертеж проекта дома с помощью трафарета»,
работа по карточкам, работа с квадратным и прямоугольным листом бумаги в
технике оригами. Базовые формы оригами: треугольник, двойной
треугольник, двойной квадрат, книга, дверь, конверт-блин.
Профориентационная работа: знакомство с профессией архитектор.
Тема 2.8. Геометрические фигуры и тела, развертки
многогранников
Теория: знакомство с плоскостными геометрическими фигурами
(квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, ) и
объёмными геометрическими телами (шар, тор, куб, прямоугольный
параллелепипед, цилиндр, призма (треугольная, пятиугольная), пирамида
(треугольная, четырехугольная), конус.
Практика: игры: «Балансир», «Конструктор», «Магнитный планшет»
с целью развития умения распознавать геометрические фигуры и находить в
окружающей обстановке предметы, сходные по форме. Вырезаем, клеим и
лепим многогранники. Материал: пластилин, зубочистки, развертки
многогранников из бумаги (призма, пирамида, куб, конус).
Профориентационная работа: знакомство с профессией строитель.
Раздел 3. Числа 1 - 20 и операции над ними.
Тема 3.1. Понятия «много», «мало», «нисколько», «немного»
Теория: знакомство с числительными «один», «много», «нисколько»,
«немного», использование их в речи, развитие количественных
представлений, введение новых терминов в активный словарь.
Практика: игры: «Мы делили апельсин», домино «Желуди», загадки.
Тема 3.2. Графический, словесный и количественный образ числа
Теория: числительных в речи, знакомство с графическим
изображением чисел, поиск чисел на числовой ленте.
Практика: игра: «Числовая лесенка», «Составь число», «Часть и

10

целое», работа с цветными палочками Кюизенера, числовая лента и кубики
Зайцева Н., карточки с числами, раздаточный материал. Пропись чисел 1-20.
Викторина «В стране чисел», практические задания с использованием
пуговиц.
Тема 3.3. Числовой ряд
Теория: прямой и обратный счёт на основе числового ряда. Пересчёт
предметов с употреблением числительных разного рода. Составление
числового ряда. Знакомство с порядковыми числительными. Разряд единиц,
разряд десятков, разряд сотен (класс единиц).
Практика: игры: «Какой ты по счету?», «Сколько и какой?». Пересчёт
группы однородных предметов, расположенных в ряд, по кругу или в
случайном порядке.
Тема 3.4. Решение задач
Теория: развития навыков сложения и вычитания в пределах 20,
изучение состава чисел 1-20.
Практика: карточки с числами, числовые домики, числовая лента и
кубики Зайцева, раздаточный материал, счётные палочки, цветные палочки
Кюизенера. Игра «веселые перевороты», «математические пирамидки»,
«математические цепочки», «Математические кроссворды в пределах 20»,
загадки и задачки в стихах.
Тема 3.5. Задачи на сообразительность
Теория: решение задач на нахождение суммы и разности, на
увеличение или уменьшение числа на несколько единиц, развития
комбинаторных способностей.
Практика: игры: «Чудо-мешочек», «Зашифрованные числа и слова».
Материал: задачки в стихах, счётные палочки Кюизенера, карточки с
числами, головоломки со спичками, математические ребусы, друдлыголоволомки.
Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация.
Практика: квест «Запутанная история».
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Период
обучения
1 полугодие
2 полугодие

Дата начала Дата окончания
обучения по
обучения по
программе
программе
15 сентября
30 декабря
09 января
31 мая

Всего
учебных
недель
15
21

Количество
учебных
часов
60
84

Режим занятий
2 раза в неделю по 2
учебных часа

2.2. Условия реализации программы
Средствами, необходимыми для реализации программы, являются
материально-техническое, кадровое, информационные и методические
материалы.
Материально-техническое обеспечение: кабинет со столами,
стульями и школьной доской; приборы и оборудование, раздаточный и
демонстрационный материалы; настольно-печатные игры.
Информационное обеспечение: аудио-, видеоматериалы, презентации

11

по предмету и темам программы.
Воспитательный потенциал.
Воспитательные возможности организации занятия: групповое, метод
групповой рефлексии, парная работа. Формирование и развитие личностных
отношений к нравственным нормам реализуется через вовлечение учащихся
в деятельность, организацию активностей. Занятия детей способствуют
усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию
позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они
участвуют, к членам своего коллектива.
Профориентационная работа в объединении. В содержании
программы имеются профориентационные темы занятий:
Раздел 2 «Сравнение предметов и совокупностей» тема 2.2 «Масса
предметов. Измерение и сравнение», тема 2.7 «Геометрические понятия,
геометрические образы в окружающей обстановке», тема 2.8
«Геометрические фигуры и тела, развертки многогранников». Вследствие
воспитательной деятельности учащимся предоставлена профессиональная
проба, которая дает возможность изучить избранную сферу и примерить на
себя ту или иную профессию.
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и
реализации дополнительная общеразвивающая программа осуществляется
педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
Сведения о доступе к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям:
Наличие в образовательном учреждении подключения к сети Интернет
– да.
Скорость подключения - 2 Мбит/сек и выше.
Подключение к Wi-Fi – да.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Усвоение учащимися материала отслеживается в ходе проведения
следующих видов контроля:
•
текущий контроль – в течение всего учебного года;
•
итоговый контроль – в конце учебного года. В работе
используется методика педагогического наблюдения за прохождением
процесса обучения.
Успешность освоения материала определяется такими показателями,
как степень самостоятельности, точности, полноты выполнения заданий,
которую можно определить тремя уровнями:
•
низкий уровень – задания выполняются учащимися с помощью
карточек;
•
средний уровень – занимается самостоятельно, справляется с
заданиями, отвечает на вопросы;

12

•
высокий уровень – самостоятельность, креативность, учащийся
может работать по образцу, понимает инструкции, умеет выразить свою
мысль, пояснить то, что делает.
Анализ педагогического мониторинга проводится по результатам
педагогических наблюдений, опроса.
Промежуточная (итоговая) аттестация: квест «Запутанная история».
Способы определения и критерии оценки результатов.
1.
Оценка результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения дополнительной общеразвивающей
программы.
Основным
объектом
оценки
результатов
служит
сформированность у учащихся таких учебных действий, которые направлены
на анализ своей познавательной активности и управление ею.
2.
Объектом оценки предметных результатов служит способность
учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. К
концу года у учащихся должна наблюдаться положительная динамика
познавательных процессов, расшириться кругозор через пространственное
восприятие мира.
3.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку
достижения учащимися планируемых результатов в их личностном развитии.
Оценочные материалы: карта наблюдения математических
представлений учащихся (Приложение 1).
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1.
Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Все об оригами. От простых
фигурок до сложных моделей. – СПб: ООО «СЗКЭО», 2022. – 120 с., ил.
2.
Бондаренко Е.А. Играем, развивая мышление. – М.: ЗАО «БАО –
ПРЕСС»: ООО «ИД РИПОЛ КЛАССИК», 2005.
3.
Волков, Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться / Б.С.
Волков. - М.: Академический проект, 2004. - 144 с.
4.
Горохова, Анна Михайловна. Пропись по математике / А.М.
Горохова, Т.А. Колесникова. – Москва: Эксмо, 2024. – 64 с.
5.
Давыдова Т.И. Тренируем память и внимание. Москва: «Стрекоза
– пресс», 2004.
6.
Зеленко, Сергей. Нестандартные логичекие задачки для
начальной школы / Сергей Зеленко – Ростов и/Д : Феникс, 2024. – 32 с. : ил.
(Наношкола).
7.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии.
– СПб.: Речь, 2006.
8.
Павлова Н.Н. Измерение предметов. Художн. Ю. Гуров. - М.:
Изд-во Эксмо. 2005. – 61 с., ил.
9.
Пасяева,
К.З.
Развитие
внимания
и
логического
мышления/К.З. Пасяева // Начальная школа. – 2005. – №7. – с. 38-40
10. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. – М.: ЭКСМО, 2000.
11. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька. –
М.: «Баласс», 2003.

13

Литература для учащихся, родителей (законных представителей):
1.
Баженова М.А. Математическая азбука. Формирование
элементарных математических представлений. – М.: Эксмо; Донецк: СКИФ,
2005.
2.
Бортникова
Е.Н.
Чудо
–
обучайка.
Формируем
пространственновременные представления. – Екатеринбург: «Литур», 2006.
3.
Волина В.К. Праздник числа. – М.: «Знания», 2001.
4.
Зайцев Н.А. Первая тысяча для дошкольников и младших
школьников. – СПб, 2000.

№ Фамилия,
имя
учащихся

1.

2.
Объединение предметов по цвету,
форме, величине, материалу

Числа 1 – 20

Геометрические фигуры, объемные
тела, геометрические понятия

Сравнение по количеству
предметов

Символы и таблицы

Длина, ширина, высота, исп-ние
мерки

Величина предметов

Дни недели

Приложение 1
Карта наблюдения математических представлений учащихся

Ит.

Т.

Ит.

Итоговый Т.
показатель
по кружку Ит.
(среднее
значение)

КОНТРОЛЬ: Т. - текущий; Ит. – промежуточный (итоговый).
Уровень развития

Средний балл

Сравнение чисел
Умеет решать простые задачи

Наглядное изображение чисел

Состав чисел 1-20

Порядковый счет в пределах 20

Количественный счет в пределах 20

Т.

Положение предметов

КОНТРОЛЬ

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».