ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»
(ДДТ Химмашевец»)
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
(протокол № 1 от 27.08.2025 г.)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ДДТ «Химмашевец»
_______________М.М. Симонова
27.08.2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мир красок»
Художественная направленность
Возраст учащихся: 7-12 лет
Срок реализации: 3 года
Авторы-составители:
Альтман Мария Михайловна
педагог дополнительного образования
Екатеринбург
2025
2
Содержание
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ ............................................... 3
1.1. Пояснительная записка................................................................................................. 3
1.2. Цели и задачи программы............................................................................................ 6
1.3. Планируемые результаты. ........................................................................................... 7
1.4. Содержание программы ............................................................................................... 7
1.5. Комплекс основных характеристик по годам обучения ....................................... 8
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ...................................18
2.1. Календарный учебный график..................................................................................18
2.2. Условия реализации программы ..............................................................................18
2.3. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы......................................20
2.4. Воспитательная работа……………………………………………………… ...19
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................................21
Приложение 1 ...................................................................................................................... 22
3
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Мир
красок»
художественной направленности разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 года № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р.
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 года № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
6. Письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2015 года №
09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания,
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 года № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
10. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от
21.08.2015 года № 1497/46/36.
11.
Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе от 30.08.2024 года Муниципального автономного
4
учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского)
творчества «Химмашевец».
Актуальность программы художественной направленности обусловлена
современным социальным заказом на художественное образование детей,
которые выдвигаются в концепции развития дополнительного образования
детей. Развитие детского творчества в настоящее время является одной из
наиболее актуальных задач, как в теоретическом, так и в практическом
отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования
индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Программа разработана с учетом потребностей и запросов учащихся и
родителей (законных представителей).
Особенностью программы является комплексное изучение предметов
«Рисунок», «Живопись», «Композиция», что позволяет изучить основы
изобразительного искусства, развить творческие способности учащихся, их
художественное и эстетическое развитие. Также в программе присутствуют
разделы «Декоративно прикладное искусство» и «Скетчинг», что позволит
проявить свои творческие способности и попробовать новый вид быстрых
зарисовок.
В основе всех занятий лежит наблюдение и изучение окружающей
действительности, формирование у детей целостного, живого представления о
предметах и явлениях. Знания, умения и навыки, полученные учащимися по
программе, дают базовую подготовку для использования их в дальнейшем
обучении.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что
занятия изобразительным искусством являются важным условием
гармонического
развития
личности,
способствует
формированию
нравственности. В основе преподавания изобразительного искусства должно
быть положено систематическое развитие у учащихся способности, эстетически
воспринимать действительность и по мере сил творчески отражать её в
художественных образах.
Воспитательный потенциал:
Целевые ориентиры воспитания детей в программе: уважения к
художественной культуре, искусству народов России; восприимчивости к
разным видам искусства; интереса к истории искусства, достижениям и
биографиям мастеров; опыта творческого самовыражения в искусстве. Формы
работы: основная – учебное занятие; дополнительные – экологический проект по
сбору на вторичной переработке одноразовых пластиковых стаканчиков,
посещение выставок.
5
Методы: метод убеждения (рассказ, разъяснение), метод положительного
примера (педагога), метод упражнений (приучения), метод осуждения и
одобрения поведения детей, метод поощрения, метод развития самоконтроля и
самооценки детей в воспитании.
Анализ результатов. Воспитательный процесс осуществляется в условиях
организации деятельности объединения в ДДТ «Химмашевец».
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путем опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после
е завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за
учебный период, учебный год). Анализ результатов воспитания по программе не
предусматривает определение персонифицированного уровня. А получение
общего воспитанности, развития качеств личности конкретного ребенка,
учащегося, а получение общего представления о воспитательных результатах
реализации программы, продвижения в достижении определенных в программе
целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив
учащихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной
работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур –
опросов, интервью – используются только в виде агрегированных, усредненных
и анонимных данных.
Профориентационная работа в объединении.
В содержании программы имеются профориентационные темы
«Профессии вокруг» раздел «Композиция», которые направлены на развитие
таких качеств личности как способность творчески мыслить, инициативность,
умение выбирать профессиональный путь.
Вследствие воспитательной деятельности учащимся предоставлена
профессиональная проба, которая дает возможность изучить избранную сферу и
примерить на себя ту или иную профессию.
Адресат программы: программа ориентирована на учащихся 7-12 лет.
Возрастные
особенности:
данный
возраст
характеризуется
интеллектуальной и познавательной активностью, которая стимулируется
учебно-познавательной мотивацией. В этот период формируются способности к
формам
обобщения,
умозаключения,
абстракции.
Такое
познание
осуществляется детьми в основном, в наглядно-образной форме. Воображение
развивается лишь при условии проведения специальной работы по его
6
активизации. В целом для этого уровня мышления характерно осознание
учащимися собственных интеллектуальных операций и управление ими.
Мышление переходит от наглядно-образного и начальных форм словеснологического к абстрактно-логическому мышлению, в основе которого лежит
высокая степень обобщённости и абстрактности.
Набор учащихся свободный, количество в группе: 10-12 человек.
Комплектование объединения проводится в свободном порядке, без
предварительного отбора. Состав группы – постоянный, разновозрастной. На 4
общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная
сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Форма организации образовательного процесса:
- индивидуально - групповая;
- групповая.
Объем программы: 432 часа.
Срок освоения программы: 3 года, 36 недель,144 часа в год.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа.
Форма обучения: очная.
Уровень освоения программы: стартовый уровень – используются и
реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала,
минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Виды занятий: беседы, практические задания, коллективные работы,
организация игровых ситуаций, связанных с рефлексией мыслительной
деятельности.
Формы подведения результатов:
Для оценки результата применяется педагогическое наблюдение, опрос,
выставка.
1.2. Цели и задачи программы
Цель - создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития, мотивации, формирования навыков творческой деятельности и
самореализации личности ребенка через знакомство с многообразием видов
изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие:
1.
Сформировать художественно – образное и пространственное
мышление как основу развития творческой личности.
2.
Обучить основам реалистического и декоративного рисования,
навыкам рисования с натуры, по памяти, по представлению, воображению.
3.
Познакомить с правилами и законами композиции.
7
4.
Познакомить с жанрами живописи.
5.
Научить овладению техническими приемами акварели, гуаши,
пастели, сангины, гелевых ручек и др.
Развивающие:
1. Развивать самостоятельность, коммуникативные способности в
общении учащихся друг с другом.
2. Развивать наблюдательность, сравнение, обобщение, воображение,
ассоциативное мышление.
Воспитательные:
1. Сформировать эмоциональную отзывчивость.
2. Воспитать культуру диалога со сверстниками и взрослыми.
3. Воспитать уважительное отношение к своей работе и работе другого
учащегося.
1.3. Планируемые результаты.
Предметные:
1.
Проявляют художественно-образное и пространственное мышление.
2.
Обучены основам реалистического и декоративного рисования,
обладают навыкам рисования с натуры, по памяти, по представлению,
воображению.
3.
Ознакомлены с правилами и законами композиции.
4.
Ознакомлены с жанрами живописи.
5.
Владеют техническими приемами акварели, гуаши, пастели,
сангины, гелиевых ручек и др.
Метапредметные:
1. Проявляют самостоятельность, коммуникативные способности в
общении детей друг с другом.
2. Проявляют наблюдательность, воображение и ассоциативное
мышление, умеют сравнивать и обобщать.
Личностные:
1. Сформирована эмоциональная отзывчивость.
2. Воспитана культура диалога со сверстниками и взрослыми.
3. Воспитано уважительное отношение к своей работе и работе другого
учащегося.
1.4. Содержание программы
Учебный план.
№
1
Наименование разделов
«Введение в программу».
1 год
2
2год
3 год
Форма
контроля/аттестации
8
2
3
4
5
6
7
«Цветоведение. Живопись».
Цветовой круг Иттена.
Теплые и холодные цвета.
Хроматические и ахроматические
цвета.
Монохромные композиции
Знакомство и приемы работы с
акварелью. Смешивание.
Знакомство и приемы работы с
гуашью. Смешивание.
Воздушная перспектива.
Натюрморт.
Пейзаж.
«Композиция»
Основные законы композиции.
Статичная композиция
Динамичная композиция
Составление композиций
Профессии вокруг
«Графика».
Типы линий.
Фактура. Текстура.
Подводный мир.
Животный мир.
Дудлинг
Архитектура.
Линейная перспектива.
Зарисовка фигуры человека.
Портрет.
«Декоративно-прикладное
творчество».
Лепка из пластилина
Лепка из глины
Орнамент.
Народные узоры.
Стилизация.
«Скетчинг»
«Промежуточная (итоговая)
аттестация»
Итого:
40
2
2
4
34
40
2
4
4
4
4
4
4
4
4
4
8
8
30
4
8
8
2
8
28
4
8
8
Выставка
4
8
8
24
4
4
4
6
6
30
16
16
24
Выставка
12
12
32
Выставка
4
4
4
8
8
8
8
8
8
8
32
36
16
4
4
8
16
4
4
6
10
2
4
4
8
12
8
18
2
144
144
Выставка
2
30
2
Выставка
144
432
1.5. Комплекс основных характеристик по годам обучения
Учебный тематический план
1 год обучения
Количество часов
№
Название раздела, темы
всего
теория
практика
Формы
аттестации/
контроля
9
1.
2.
2.1.
«Введение в программу».
«Цветоведение. Живопись».
Цветовой круг Иттена.
2
40
2
2.2.
2
2.7.
Теплые и холодные цвета.
Хроматические и ахроматические
цвета.
Монохромные композиции
Знакомство и приемы работы с
акварелью. Смешивание.
Знакомство и приемы работы с
гуашью. Смешивание.
Воздушная перспектива.
2.8.
Натюрморт.
8
2.9.
Пейзаж.
«Композиция»
Основные законы композиции.
1
11
1
29
Наблюдение
1
1
1
1
1
3
Наблюдение
3
3
Выставка
4
1
1
4
1
3
Наблюдение
4
3
6
6
Наблюдение
8
1
2
2
30
4
8
1
22
3
3.3.
Статичная композиция
Динамичная композиция
8
8
2
2
6
6
3.4.
3.5.
4.
4.1.
Составление композиции
Профессии вокруг
«Графика».
Типы линий.
2
8
28
4
1
2
7
1
6
21
4.2.
Фактура. Текстура.
8
4.3.
Подводный мир.
8
4.4.
Линейная перспектива.
«Декоративно-прикладное
творчество».
Лепка из пластилина
Лепка из глины
Орнамент.
Народные узоры.
«Скетчинг»
«Промежуточная
(итоговая)
аттестация»
Итого
8
1
2
2
2
3
6
6
6
32
11
21
4
4
8
16
10
2
1
1
3
6
4
-
3
3
5
10
6
2
144
42
102
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3.
3.1.
3.2
5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
6.
7.
4
4
СОДЕРЖАНИЕ 1 год обучения
Раздел 1. Введение в программу.
Опрос
Опрос
Наблюдение
Выставка
Выставка
Опрос.
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Выставка.
Наблюдение
Наблюдение
Выставка
Наблюдение
Выставка
Наблюдение
Выставка
Наблюдение
Наблюдение
Выставка
10
Теория: техника безопасности. Знакомство с группой. Постановка целей
на год. Правила работы с художественными материалами, правила поведения в
кабинете и во время учебного процесса.
Практика: задание на творческую составляющую «Что ты видишь в
квадрате».
Раздел 2. Цветоведение. Живопись.
Тема 2.1. Цветовой круг Иттена.
Теория: изучение цветового круга, названий цветов, основные, составные,
родственные, противоположные цвета, колорит, насыщенность, светлота,
цветовая гамма, контраст и др.
Практика: заполнение круга, смешивание цветов.
Тема 2.2. Теплые и холодные цвета.
Теория: разделение цветов на теплые и холодные
Практика: создание двойной композиции с использованием теплой и холодной
палитр.
Тема 2.3. Хроматические и ахроматические цвета.
Теория: разделение цветов на хроматические и ахроматические.
Практика: выполнение работы в хроматической/ахроматической цветовой
гамме.
Тема 2.4 Монохромные композиции.
Теория: понятие монохромная композиция, этапы создания монохромной
композиции.
Практика: создание композиции, разбивка по цветам, смешивание краски для
монохромной композиции, выполнение работы.
Тема 2.5. Знакомство и приемы работы с акварелью. Смешивание.
Теория: акварельная растяжка (монохромная и двуцветная)
Практика: выполнение растяжек акварелью, смешивание палитры в
квадрате.
Тема 2.6. Знакомство и приемы работы с гуашью. Смешивание.
Теория: изучение приемов работы в технике гуашь, выразительные особенности
белой краски и ее оттенков.
Практика: выявление необходимых оттенков, намешивание краски для работы,
выполнение работы.
Тема 2.7. Воздушная перспектива.
Теория: понятие воздушная перспектива. Близко – ярко, насыщенно. Далеко –
холоднее, бледнее, менее насыщенно.
Практика: выполнение работы.
Тема 2.8. Натюрморт.
11
Теория: многообразие оттенков цвета. Знакомство с понятиями: «локальный
цвет», «оттенок». Выполнение натюрмортов из 2-3 предметов.
Практика: выполнение упражнений на растяжку цвета, получение различных
оттенков. Ведение последовательной работы в техниках живописи акварель,
гуашь. Выполнение работы в реалистическом стиле.
Тема 2.9. Пейзаж.
Теория: пейзаж, изучение понятий «линия горизонта», «ближний и дальний
планы».
Практика: выполнение работы.
Раздел 3. Композиция.
Тема 3.1. Основные законы композиции.
Теория: основные законы композиции (цельности, типизации, контрастов,
подчиненности идейному замыслу) и виды композиции (статичная и
динамичная).
Практика: применение законов в рисунке.
Тема 3.2. Статичная композиция.
Теория: статика.
Практика: передача статичности в работе.
Тема 3.3. Динамичная композиция.
Теория: динамика.
Практика: передача динамики в композиции.
Тема 3.4. Составление композиции.
Теория: Т-образная композиция.
Практика: составление композиции на морскую тематику «Маяк».
Тема 3.5. Профессии вокруг.
Теория: знакомство с профессиями художественной направленности.
Практика: выполнение работы.
Раздел 4. Графика.
Тема 4.1. Типы линий.
Теория: какие бывают линии
Практика: работа графическими материалами, создание композиции. Пластика
линий. Выполнение зарисовок (противоположных образов по пластическому
решению: голубь-орел, лебедь-коршун).
Тема 4.2. Фактура. Текстура.
Теория: изучение различных видов поверхностей, правила нанесение штриховки
Практика: отрисовка фактур (камень, дерево, ракушки, перо, мех и т.д.).
Тема 4.3. Подводный мир.
Теория: этапы выполнения зарисовки в графике.
12
Практика: поэтапное выполнение зарисовки.
Тема 4.4. Линейная перспектива.
Теория: понятие линейная перспектива.
Практика: выполнение работы в линейной перспективе с 1 точкой схода.
Раздел 5. Декоративно-прикладное творчество.
Тема 5.1. Лепка из пластилина
Теория: знакомство с материалом для лепки-пластилином.
Практика: плоскостная лепка тыквенный домик, ежик.
Тема 5.2. Лепка из глины
Теория: знакомство с материалом для лепки-глиной.
Практика: лепка подвесной фигурки, с последующей росписью.
Тема 5.3. Орнамент.
Теория: понятие орнамент.
Практика: нанесение орнамента на фигуру животного.
Тема 5.4. Народные узоры.
Теория: народные узоры.
Практика: Мезенская роспись, Хохлома, Хлудневская роспись.
Раздел 6. Скетчинг.
Тема 6. Скетчинг.
Теория: понятие скетчинг, виды скетчинга.
Практика: предметный скетчинг, фуд скетчинг, энимал скетчинг.
Раздел 7. Промежуточная (итоговая) аттестация.
Тема 7. Промежуточная (итоговая) аттестация.
Теория: подведение итогов.
Практика: выставка творческих работ.
Учебный тематический план
2 год обучения
№
Название раздела, темы
1 «Цветоведение. Живопись».
1.1. Теплые и холодные цвета.
1.2. Хроматические и ахроматические
цвета
1.3. Монохромные композиции
1.4. Знакомство и приемы работы с
акварелью. Смешивание.
1.5. Знакомство и приемы работы с
гуашью. Смешивание.
1.6. Натюрморт.
Количество часов
Формы
аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
34
2
4
11
1
1
23
1
3
4
4
1
1
3
3
4
1
3
Наблюдение
8
3
5
Выставка
Наблюдение
Наблюдение
Выставка
Наблюдение
13
1.7.
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
3
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
4
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
5
6
Пейзаж. Воздушная перспектива.
«Композиция»
Основные законы композиции.
Статичная композиция.
Динамичная композиция.
Составление композиции
Профессии вокруг
«Графика».
Фактура. Текстура.
Подводный мир
Животный мир.
Линейная перспектива.
Зарисовка фигуры человека. Портрет.
«Декоративно-прикладное
творчество».
Лепка из пластилина
Лепка из глины
Орнамент.
Народные узоры.
Стилизация.
«Скетчинг»
«Промежуточная
(итоговая)
аттестация»
Итого:
8
24
4
4
4
6
6
30
4
4
6
8
8
36
3
7
1
1
1
2
2
9
1
1
2
2
3
9
5
17
3
3
3
4
4
21
3
3
4
6
5
27
4
4
8
12
8
18
2
1
1
2
3
2
6
-
3
3
6
9
6
12
2
144
42
102
Выставка
Опрос
Наблюдение
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Наблюдение
Выставка
Наблюдение
Выставка
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Выставка
Наблюдение
Выставка
СОДЕРЖАНИЕ 2 год обучения
Раздел 1. Цветоведение. Живопись.
Тема 1.1. Теплые и холодные цвета.
Теория: разделение цветов на теплые и холодные.
Практика: создание двойной композиции с использованием теплой и холодной
палитр.
Тема 1.2. Хроматические и ахроматические цвета.
Теория: разделение цветов на хроматические и ахроматические.
Практика: создание композиции с использованием ахроматической палитры.
Тема 1.3. Монохромные композиции.
Теория: понятие монохромная композиция, этапы создания монохромной
композиции.
Практика: создание композиции, разбивка по цветам, смешивание краски для
монохромной композиции, выполнение работы.
Тема 1.4. Знакомство и приемы работы с акварелью. Смешивание.
Теория: акварельная растяжка (монохромная и двуцветная)
Практика: выполнение растяжек акварелью.
14
Тема 1.5. Знакомство и приемы работы с гуашью. Смешивание.
Теория: изучение приемов работы в технике гуашь, выразительные
особенности белой краски и ее оттенков.
Практика: выявление необходимых оттенков, намешивание краски для работы,
выполнение работы.
Тема 1.6. Натюрморт.
Теория: многообразие оттенков цвета, понятия: «локальный цвет»,
«оттенок». Выполнение этюдов с натуры. Выполнение натюрмортов из 3-4
предметов.
Практика: ведение последовательной работы в техниках живописи
акварель, гуашь. Выполнение работы в реалистическом и декоративном стилях.
Тема 1.7. Пейзаж. Воздушная перспектива.
Теория: пейзаж, повторение понятий «линия горизонта», «ближний и дальний
планы», воздушная перспектива. Близко – ярко, насыщенно. Далеко – холоднее,
бледнее, менее насыщенно.
Практика: выполнение работы в реалистичном и декоративном стилях.
Раздел 2. Композиция.
Тема 2.1. Основные законы композиции.
Теория: основные законы композиции (цельности, типизации, контрастов,
подчиненности идейному замыслу) и виды композиции (статичная и
динамичная).
Практика: применение законов в рисунке.
Тема 2.2. Статичная композиция.
Теория: статика.
Практика: передача статичности в работе.
Тема 2.3. Динамичная композиция.
Теория: динамика.
Практика: передача динамики в композиции.
Тема 2.4. Составление композиции
Теория: по правилу три четверти.
Практика: составление композиции из птиц, городская композиция.
Тема 2.5. Профессии вокруг.
Теория: знакомство с профессиями художественной направленности.
Практика: выполнение работы.
Раздел 3. Графика.
Тема 3.1. Фактура. Текстура.
Теория: изучение различных видов поверхностей, правила нанесение штриховки
Практика: отрисовка фактур (камень, дерево, ракушки, перо, мех и т.д.).
15
Тема 3.2. Подводный мир
Теория: этапы выполнения зарисовки в графике.
Практика: поэтапное выполнение графической зарисовки, фон акварель.
Тема 3.3. Животный мир.
Теория: этапы выполнения зарисовки в графике.
Практика: поэтапное выполнение графической зарисовки, фон акварель/гуашь.
Тема 3.4. Линейная перспектива.
Теория: понятие линейная перспектива.
Практика: выполнение работы в линейной перспективе.
Тема 3.5. Зарисовка фигуры человека. Портрет.
Теория: пропорции фигуры человека, лица.
Практика: выполнение работы.
Раздел 4. Декоративно-прикладное творчество.
Тема 4.1. Лепка из пластилина.
Теория: знакомство с материалом для лепки-пластилином.
Практика: плоскостная лепка тыквенный кот из жгутов в контуре (на шаблоне),
кактус (полурельеф).
Тема 4.2. Лепка из глины.
Теория: знакомство с материалом для лепки-глиной.
Практика: лепка объемной фигурки, с последующей росписью.
Тема 4.3. Орнамент.
Теория: отличительные особенности древнеримского, древнегреческого,
восточного, русского орнаментов.
Практика: нанесение орнамента на форму предмета.
Тема 4.4. Народные узоры.
Теория: народные узоры.
Практика: роспись Северной Двины (Борецкая, Пермогорская и Ракульская
роспись).
Тема 4.5. Стилизация.
Теория: понятие стилизация.
Практика: изображение стилизованных форм реальных предметов.
Раздел 5. Скетчинг.
Тема 5. Скетчинг.
Теория: понятие скетчинг, виды скетчинга.
Практика: предметный скетчинг, фуд скетчинг, энимал скетчинг, городской
скетчинг, пейзажный скетчинг.
Раздел 6. Промежуточная (итоговая) аттестация.
Тема 6. Промежуточная (итоговая) аттестация.
16
Теория: подведение итогов.
Практика: выставка творческих работ.
Учебный тематический план
3 год обучения
Количество часов
№
Название раздела, темы
1 «Цветоведение. Живопись».
1.1. Хроматические и ахроматические
цвета.
1.2. Монохромная композиция
1.3. Натюрморт.
1.4. Пейзаж.
2 «Композиция»
2.1. Составление композиции
2.2. Профессии вокруг
3 «Графика».
3.1. Фактура. Текстура.
3.2. Дудлинг.
3.3. Архитектура.
3.4. Зарисовка фигуры человека. Портрет.
4 «Декоративно-прикладное
творчество».
4.1. Лепка из пластилина
4.2. Лепка из глины
4.3. Орнамент.
4.4. Стилизация. Интерьерная картина.
5 «Скетчинг»
6 «Промежуточная
(итоговая)
аттестация»
Итого
Формы
аттестации/
контроля
всего
теория
практика
40
4
10
1
30
3
4
16
16
24
12
1
4
4
8
3
12
12
16
Опрос
Выставка
Выставка
4
8
12
32
8
8
8
8
16
4
8
2
2
2
2
5
8
24
6
6
6
6
11
Выставка
Выставка
4
4
6
2
30
2
1
1
2
1
5
-
3
3
4
1
25
2
144
36
108
Опрос
Выставка
Наблюдение
Опрос
Выставка
Наблюдение
Наблюдение
Выставка
Наблюдение
Наблюдение
Выставка
СОДЕРЖАНИЕ 3 год обучения
Раздел 1. Цветоведение. Живопись.
Тема 1.1. Хроматические и ахроматические цвета.
Теория: разделение цветов на хроматические и ахроматические.
Практика: создание композиции с использованием ахроматической палитры.
Тема 1.2. Монохромные композиции.
Теория: понятие монохромная композиция, этапы создания монохромной
композиции.
17
Практика: создание композиции, разбивка по цветам, смешивание краски для
монохромной композиции, выполнение работы.
Тема 1.3. Натюрморт.
Теория: выполнение этюдов с натуры. Выполнение натюрмортов из 3-4
предметов.
Практика: выполнение работы в реалистическом и декоративном стилях.
Тема 1.4. Пейзаж.
Теория: пейзаж, повторение понятий «линия горизонта», «ближний и дальний
планы», воздушная перспектива. Близко – ярко, насыщенно. Далеко – холоднее,
бледнее, менее насыщенно.
Практика: выполнение работы в реалистичном и декоративном стилях.
Раздел 2. Композиция.
Тема 2.1. Составление композиции.
Теория: законы и виды композиции.
Практика: выполнение работы с применением законов и видов композиции (Тобразная, L-образная, три четверти, расходящаяся, золотое сечение и д.р.
Тема 2.2. Профессии вокруг.
Теория: знакомство с профессиями художественной направленности.
Практика: выполнение работы.
Раздел 3. Графика.
Тема 3.1. Фактура. Текстура.
Теория: изучение различных видов поверхностей, правила нанесение штриховки
Практика: выбор фактуры, отрисовка реального изображения (камень – дорога,
стена, дерево – скамейка заборчик, перо - птица, мех - животное и т.д.).
Тема 3.2. Дудлинг.
Теория: понятие дудлинг.
Практика: выполнение работы в технике дудлинг
Тема 3.3. Архитектура.
Теория: этапы выполнения зарисовки в графике
Практика: выбор архитектурного сооружения, поэтапное выполнение
графической зарисовки.
Тема 3.4. Зарисовка фигуры человека. Портрет.
Теория: пропорции фигуры человека, лица.
Практика: выполнение работы.
Раздел 4. Декоративно-прикладное творчество.
Тема 4.1. Лепка из пластилина.
Теория: пластилинография, как вид живописи.
Практика: пластилинография пейзажная, анималистическая.
18
Тема 4.2. Лепка из глины.
Теория: использование глины в ручном труде.
Практика: лепка объемной фигурки, с последующей росписью.
Тема 4.3. Орнамент.
Теория: отличительные особенности древнеримского, древнегреческого,
восточного, русского орнаментов.
Практика: нанесение орнамента на форму предмета.
Тема 4.4. Стилизация. Интерьерная картина.
Теория: понятие стилизация, интерьерная картина.
Практика: изображение стилизованных форм реальных предметов в
интерьерной живописи.
Раздел 5. Скетчинг.
Тема 5. Скетчинг.
Теория: понятие скетчинг, виды скетчинга.
Практика: предметный скетчинг, фуд скетчинг, энимал скетчинг, городской
скетчинг, пейзажный скетчинг.
Раздел 6. Промежуточная (итоговая) аттестация.
Тема 6. Промежуточная (итоговая) аттестация.
Теория: подведение итогов.
Практика: выставка творческих работ.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Начало
Окончания
Период
обучения по обучения по
обучения
программе
программе
1 период 15 сентября 30 декабря
2 период 09 января
31 мая
Всего учебных Количество
недель
учебных часов
15 недель
21 неделя
432
Режим занятий
2 раза в неделю по
2 часа
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: для проведения занятий
необходим кабинет, оборудованный столами и стульями. Учебный кабинет
должен быть оформлен в соответствии с профилем проводимых занятий и
оборудованный в соответствии с нормами СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи».
Индивидуальный ученический комплект:
1.
Краски: акварель, гуашь.
2.
Карандаши: простые, цветные.
3.
Палитра.
19
4.
Точилка для карандашей.
5.
Ножницы, ластик.
6.
Салфетки для кистей.
7.
Бумага: акварельная, крафтовая и для набросков.
8.
Фломастеры, гелевая ручка или линер.
9.
Пастель масляная, сухая, восковые мелки.
10. Холст.
11. Глина, пластилин,стеки.
Информационное обеспечение:
Аудио-, видео-, фото-материалы, интернет источники.
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации
дополнительная общеразвивающая программа осуществляется педагогами
дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда
и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
Сведения о доступе к информационным системам и информационнотелекоммуникационным сетям: наличие в образовательном учреждении
подключения к сети Интернет. Скорость подключения - 2 Мбит/сек и выше.
Подключение к Wi-Fi – да.
Методическое обеспечение:
При реализации программы используется:
1.
разработки теоретических и практических занятий;
2.
дидактические и наглядные материалы: тематические иллюстрации,
видеоролики.
Методы обучения:
По источнику изложения учебного материала:
1.
Словесные: беседа, объяснение, рассказ, обсуждение.
2.
Наглядные: показ иллюстраций, показ педагогом приёмов
исполнения (изобразительные техники), работа по образцу.
3.
Практические: тренировочные упражнения, самостоятельное
выполнение практических заданий.
По характеру учебно-познавательной деятельности используются:
1.
Объяснительно - иллюстративные;
2.
Репродуктивные;
3.
Частично-поисковые методы.
В процессе реализации программы используются современные
педагогические образовательные технологии «проектная», «здоровье
сберегающая» технология.
20
Формы организации образовательного процесса: групповая,
индивидуальная.
Типы занятий: изучение нового материала, комбинированные занятия,
закрепление и совершенствование знаний.
Методическая продукция:
• план бесед по безопасному поведению в кабинете, использование
художественных инструментов и материалов;
• сборник пальчиковых игр и гимнастик;
• словарь художественных терминов.
Дидактические материалы: план-схема пошагового рисования.
Учебно-наглядные средства: фотографии, иллюстрации, работы
учащихся прошлых лет. Зрительный ряд находится в свободном доступе. На
занятиях используются аудио и видео материалы. Видеоматериалы по темам
программы хранятся на флеш-карте.
2.3. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
Виды контроля:
1. Текущий контроль – в течение всего учебного года.
2. Итоговый контроль – в конце учебного года.
В работе используется методика педагогического наблюдения за
прохождением процесса обучения. Показатели освоения материала
определяются как степень самостоятельности, точности, полноты выполнения
заданий, которую можно определить тремя уровнями:
• низкий уровень – задания выполняются учащимися с помощью
карточек;
• средний уровень – занимается самостоятельно, справляется с
заданиями, отвечает на вопросы;
• высокий уровень – самостоятельность, креативность, учащийся может
работать по образцу, понимает инструкции, умеет выразить свою мысль,
пояснить то, что делает.
Формы контроля: наблюдение, фронтальный опрос, выставка.
Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме наблюдения,
опроса.
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме опроса,
выставки, в соответствии с разработанными критериями оценки результатов
реализации программы.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
21
1 уровень – высокий, полное освоение содержания образования (80-100%).
2 уровень – средний, частичное освоение содержания программы (50-80%),
но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки.
3 уровень – низкий, не полностью освоил содержание программы (3050%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении
практических заданий.
Оценочные материалы:
Карта художественно-творческого развития учащихся (приложение 1)
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белкин А.С. Возрастная педагогика. – Екатеринбург, 2004.
2. Иванова О.А., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить
творческие способности ребенка», Санкт-Петербург, 2009 г., «Речь».
3. Неменский Б.М. Искусство вокруг нас/Б.М. Неменский. — М.:
Просвещение, 2003. — 85 с.
4. Неменский Б.М., Фомина Н.Н. «Изобразительное искусство и
художественный труд». Просвещение, 1991 г.
5. Николаенко В.М. Психология и педагогика. –М., Новосибирск, 2000.
6. Рутковская А.А. «Рисование в начальной школе». Санкт-Петербург,
2003 г
7.
Федотова И.В. Изобразительное искусство/И.В. Федотова. —
Волгоград: Учитель, 2006. — 119 с.
Электронные ресурсы:
https://mel.fm/blog/vizual-club/7328-kratkaya-istoriya-iskusstva
https://flomaster.top/15858-graficheskie-uzory-i-ornamenty.html
https://practicum.yandex.ru/blog/chto-takoe-sketching/
Литература для детей и родителей:
1. Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.
2. Серия альбомов Мозаика-Синтез 2013г: «Сказочная Гжель»,
«Матрешки», «Городецкая роспись», «Мезенская роспись», «Северодвинская
роспись», «Графические орнаменты», «Дизайн».
3. Энциклопедии, альбомы по истории искусства.
4. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
5.Опимах И. Живописные истории. О великих полотнах, их создателях и
героях: Сборник/И. Опимах — М: Ломоносовъ, 2020 — 272 с.
6. Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.
22
Приложение 1
Карта художественно-творческого развития учащихся
Критерии оценивания
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Ф.И. учащегося
Цветовое
решение
Пропорци
и
Композици
я
Уровень
самостояте
льности
Баллы
1 2 3
Баллы
1 2 3
Баллы
1 2 3
Баллы
1 2 3
Итого:
Творческа
я
составляю
щая
Баллы
1 2 3