ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» (ДДТ «Химмашевец»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ДДТ «Химмашевец»
_______________М.М. Симонова
27.08.2025 г.
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
(протокол № 1 от 27.08.2025 г.)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мир на ладошке»
Направленность: Естественнонаучная
Возраст учащихся: 6-10 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Автор-составитель:
Макарцева Ольга Андреевна
педагог дополнительного образования
Екатеринбург
2025
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ............................................................................ 3
1.1. Пояснительная записка................................................................................................. 3
1.2. Цель и задачи программы ............................................................................................ 7
1.3. Планируемые результаты ............................................................................................ 8
1.4. Содержание программы ............................................................................................... 9
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ...................................14
2.1. Календарный учебный график..................................................................................14
2.2 Условия реализации программы ...............................................................................15
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы........................................15
4.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ...........................................................................16
5.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ......................................................................................18
Приложение 2....................................................................................................................... 22
3
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир на ладошке»
естественнонаучной направленности разработана в соответствии с
требованиями в образовании, отраженными в следующих документах:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 года №
295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
Концепция развития дополнительного образования детей до
3.
2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022
года № 678-р.
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 года № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
6.
Письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2015
года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания,
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
8.
от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 года № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
10.
Устав
Муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 21.08.2015 года № 1497/46/36.
11.
Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе от 09.01.2024 года № 3 Муниципального
4
автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского
(юношеского) творчества «Химмашевец».
Данная дополнительная общеразвивающая программа соотносится с
тенденциями развития дополнительного образования и, согласно Концепции
развития дополнительного образования, способствует удовлетворению
индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном и
нравственном развитии.
Программа разработана с учетом запросов и потребностей учащихся и
родителей (законных представителей).
Актуальность:
в
современном
понимании
содержание
естественнонаучной направленности в дополнительном образовании детей
включает в себя формирование научной картины мира и удовлетворение
познавательных интересов учащихся в области естественных наук, развитие
у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов
живой и неживой природы, взаимосвязей между ними, экологическое
воспитание, приобретение практических навыков в области охраны природы
и природопользования.
В дошкольном и младшем школьном возрасте экологическое
образование занимает важную роль. Именно в данном возрасте формируются
ценностные основы, экологическая культуры личности, происходит развитие
и закрепление положительного эмоционально-чувственного, эмоциональноценностного отношения ребенка к ближайшему природному окружению,
формирование таких качеств личности как сопереживание, ответственность,
эмпатия ко всему живому, готовность к добрым делам в ближайшем
природном и социальном окружении. Акцент на экологическую
эмоционально-чувственную сферу делает программу «Мир на ладошке»
актуальной и востребованной. Развитие экологической эмоциональночувственной сферы предполагает формирование позитивного отношения к
природе, чувства восхищения и уважения к ней, а также развитие эмпатии к
живым существам. Это достигается через вовлечение в природу,
формирование экологического сознания и ответственного поведения в
повседневной жизни.
Воспитательный потенциал: Важную роль в реализации данной
программы занимает создание оптимальных условий и возможностей для
полноценного
развития
личности
ребенка,
проявления
его
индивидуальности. Воспитание, как приоритетное направление деятельности
является целенаправленным, целостным, индивидуально – творческим,
прежде всего, за счет комплексного подхода: в использовании различных
5
видов деятельности, в применяемых методах и технологиях, в уровне
взаимоотношений (реализация принципа взаимного сотрудничества).
В содержании программы имеются профориентационные темы
занятий, которые направлены на развитие таких качеств личности, как
инициативность, способность находить нестандартные решения, умение
выбирать профессиональный путь.
Отличительные особенности и новизна программы. Анализируя
существующие программы системы дополнительного образования для
учащихся дошкольного и младшего школьного возраста данная программа
ориентирована на развитие экологической эмоционально-чувственной
сферы. Программа предполагает познание мира природы не только через
сенсорные каналы восприятия (органы чувств), но и более глубокое
понимание жизни природы, личную вовлеченность в изучение, следование
идеалам нравственно-ценностного отношения к природе.
Новизна программы заключается в том, что в ходе освоения данной
программы учащиеся приобретают практические навыки ухода за
животными и растениями, навыки наблюдения в живой природы, учатся
понимать и учитывать экологические взаимосвязи в процессе свой
деятельности в окружающей среде. Программа открывает большие
возможности профориентационной деятельности.
В рамках реализации программы организованы экскурсии на
экологические предприятия региона, что является частью просветительской
деятельности по формированию экологической культуры и осознанного
отношения к природе, проводятся семейные экологические мастер-классы,
встречи с представителями различных профессий из сферы ветеринарии,
агропромышленности, сельского хозяйства и лесничества.
Еще одной особенностью программы является внедрение в
содержание занятий инновационного культурологического компонента –
сочинение и иллюстрирование (экранизация) экологических сказок с
применением ассоциативно-синектичекой технологии развития творческих
способностей, разработанной С.А. Новоселовым.
Особенности
организации
образовательного
процесса:
учитываются возрастные особенности, интересы учащихся и их уровень
восприятия. Использование современных педагогических методов и
технологий.
Педагогическая целесообразность программы заключается в
развитии у учащихся осознанного, ответственного отношения к природе,
формировании экологической культуры и компетентности, а также в
содействии формированию экологически ориентированного поведения
6
посредством изучения взаимоотношения живых организмов, включая
человека, с окружающей средой, изучение общих экологических принципов,
биоразнообразия и основы природопользования. Учащиеся программы будут
вовлечены в участие экологических конкурсах различного уровня.
Адресат программы: программа рассчитана на учащихся 6-10 лет.
1 группа учащихся – дошкольного возраста 6-7 лет;
2 группа учащихся – младшего школьного возраста 8-10 лет.
Возрастные особенности: программа предназначена для учащихся
старшего дошкольного и младшего школьного возраста. При обучении по
программе учитываются психолого-педагогические характеристики детей
данного возраста – активность, любознательность, эмоциональная и
чувственная близость к природе. Психологические особенности данного
возраста заключаются в преобладании кинетической системы восприятия над
визуальной и аудиальной.
Комплектование группы проводится без предварительного отбора.
Группы могут формироваться по возрасту, а также быть и разновозрастные.
Количество учащихся до 15 человек.
В процессе обучения предусмотрено проведение добора учащихся в
группы на любой этап обучения по данной программе. Для вновь
поступивших учащихся подбираются задания, позволяющие быстрее
приобрести необходимые навыки.
Образовательный процесс организуется в традиционной форме. В
период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
Объем и срок освоения программы: 144 часа (36 недель в год).
Режим занятий:
1 группа: 2 раза в неделю по 2 учебных часа (продолжительность
академического часа 30 минут, 10 минут перемена).
2 группа: 2 раза в неделю по 2 учебных часа (продолжительность
академического часа 40 минут, 10 минут перемена).
Форма обучения: очная, в особых случаях применяется дистанционная.
Уровень освоения программы: стартовый. Стартовый уровень
позволяет обеспечить начальную подготовку детей в области
естественнонаучного
образования,
предполагает
использование
и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации учебного
материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
7
На данном уровне учащиеся осваивают понятия живой и неживой
природы, понятия растения и животного как живых организмов, основные
свойства различных сред обитания и приспособления живых организмов к
ним, изучают домашних, сельскохозяйственных животных, комнатные
растения как пример живых организмов, которые находятся в
непосредственной близости от человека, привычны и легко доступны для
наблюдения. Проводят наблюдение за погодными и сезонными изменениями
в природе, наблюдают и ухаживают за комнатными растениями. А так же
получают знания о своих органах чувств, как инструментах познания
окружающего мира, и осознанный опыт их использования.
Формы обучения: групповая, индивидуальная, парная, фронтальная.
Виды занятий: игры, наблюдения, беседы, элементарная
исследовательская деятельность и экспериментирование, конкурсы и акции
экологической тематики.
Форма
текущего
контроля
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: викторина, квест, наблюдение, экологический
творческий проект, конкурс видеороликов, экологическая акция.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – сформировать у учащихся экологическую
культуру посредством целенаправленного общения с окружающим миром.
Задачи.
Обучающие:
1. -Сформировать представление о животных и растениях как живых
организмах;
2. Сформировать представление о трех средах обитания живых
организмов;
3. Сформировать знания о своих органах чувств как инструментах
познания окружающего мира.
4. Сформировать навыков наблюдения за объектами живой природы.
5. Сформировать навык ухода за комнатными растениями и
животными.
Развивающие:
1. Развить умение осознанного восприятия окружающей природы
через органы чувств.
2. Развить практические умения и навыки взаимодействия с
объектами живой и неживой природы.
3. Развить наблюдательность, внимание, мышление, память,
воображение через взаимодействие с объектами природы.
8
4. Развить коммуникативные навыки общения и сотрудничества в
группе.
5. Развить навыки самоконтроля, самооценки, познавательной и
личностной рефлексии.
6. Развить любознательность и активность в познании окружающего
мира.
Воспитательные:
1.
Воспитать эмоционально-ценностное отношение к миру природы, к
живым организмам.
2.
Воспитать эстетическое виденье окружающего мира.
3.
-Воспитать интерес к изучению природы и бережное отношение к
природе.
1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты:
1. Сформированы знания о животных и растениях как о живых
организмах.
2. Сформировано знание о трех сферах обитания живых организмов.
3. Сформирован навык познания окружающего мира с помощью
своих органов чувств.
4. Сформирован навык наблюдения за объектами живой природы.
5. Сформирован навык ухода за комнатными растениями и
животными.
6. Сформированы базовые исследовательские навыки.
Метапредметные результаты
1. Сформировано умение осознанного восприятия окружающей
природы через органы чувств.
2. Развиты практические умения и навыки взаимодействия с
объектами живой и неживой природы.
3. Развиты наблюдательность, внимание, мышление, память,
воображение посредством взаимодействия с объектами природы.
4. Развиты коммуникативные навыки общения и сотрудничества в
группе.
5. Развиты навыки самоконтроля, самооценки, познавательной и
личностной рефлексии.
6. Развита любознательность и активность в познании окружающего
мира.
Личностные результаты:
1. Воспитано эмоционально-ценностное отношение к миру природы, к
живым организмам.
9
2. Воспитано эстетическое виденье окружающего мира.
3. Воспитан интерес к изучению природы и бережное отношение к ее
объектам.
1.4. Содержание программы
Учебный тематический план
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Наименование разделов
Мир, в котором мы
живем
Путешествие по
континентам
Животное - живой
организм
Мой ласковый и нежный
друг
Растение – живой
организм
Создания прекрасные и
удивительные
Кто на свете всех
важнее?
Я – Человек!
Ощущение природы
Три сферы жизни. Земля.
Три сферы жизни.
Воздушно- наземная.
Три сферы жизни. Вода.
Сохраним планету
живой
Земная красота
Промежуточная
(итоговая) аттестация
Итого:
Количество часов
Всего Теория Практика
10
4
6
28
8
20
6
2
4
6
2
4
6
2
4
6
2
4
4
2
2
12
4
8
12
4
8
6
2
4
6
2
4
6
2
4
18
6
12
16
6
10
2
0
2
144
48
96
Формы контроля /
аттестации
Наблюдение
Наблюдение
Экологический творческий
проект
Наблюдение
Наблюдение
Квест
Викторина
Экологические творческий
проект
Экологический творческий
проект
Наблюдение
Наблюдение
Конкурс видеороликов
Экологическая акция
Наблюдение
Викторина
Содержание учебного тематического плана
Раздел 1. Мир, в котором мы живем
Теория: планета Земля – наш дом во вселенной. Глобус – модель
Земли. Средний Урал на глобусе и карте. Времена года (движение Земли
вокруг Солнца). День и ночь (вращение Земли вокруг своей оси). Живая и
неживая природа. Признаки живых организмов: питаются, дышат, выделяют
отходы, реагируют на внешние воздействия, размножаются, растут, умирают.
10
Разнообразие живых существ на Земле. Мир природы и мир людей
(общество; рукотворная природа окружающего современного мира). Человек
– часть природы.
Практика: практическая работа «Знакомство с глобусом». Игра «Где
мы живем?». Просмотр видеоматериала «Времена года - вращение Земли
вокруг солнца». Игра «Кто я?» (назвать растения и животных по картинкам).
Игра «Живое-неживое». Творческое задание «Дом естественный
(природный) и Дом искусственный (рукотворный)». Наблюдения за
сезонными изменениями в природе. Творческое задание «Наблюдения за
звездным небом».
Раздел 2. Путешествие по континентам
Теория: что такое материки и континенты? Материки и континенты на
глобусе и карте. Знакомство с названиями и расположением. Антарктида,
Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия. Где
расположены (на карте и глобусе). Особенности климата, почвы.
Интересные факты. Растительность. Особенности жизненного цикла,
приспособления к окружающей среде. Животный мир и его разнообразие.
Типичные представители. Разнообразие. Особенности жизненного цикла,
приспособление к окружающей среде.
Практика: занятие с картами и глобусом «Я - путешествую».
Словесная игра «Что возьму с собой на Антарктиду? И почему?». Загадки и
стихи о континенте. Просмотр видеоролика. «Животные континентов». Игра
подвижная «Поймай мяч, если назову животное Антарктиды». Разрезные
картинки «Природа Евразии». Загадки и стихи о континенте. Растительность
Евразии. Лото. Животный мир Евразии. Словесная игра «Третий лишний»:
определить на слух лишнее животное, не обитающее на континенте.
Растительность Африки. Лото. Конкурс рисунков «Животное Африки,
которое мне больше нравится». Собери разрезные картинки «Природа
Австралии». Загадки и стихи о континенте. Растительность Австралии. Лото.
Дидактическая игра «Засели животных» (на карте расположить животных
континента). Собери разрезные картинки «Природа Северной Америки».
Загадки и стихи о континенте. Домино «Соедини цепочки» (растения и
животные континентов). Дидактическая игра «Засели животных» (на карте
расположить животных всех континентов).
Раздел 3. Животное – живой организм
Теория: признаки живого: движение, питание, дыхание, выделение
отходов, реакция на внешние воздействия, размножение, рост и развитие,
приспособленность к определенной среде обитания. Растительноядные и
хищники среди разных групп животных. Элементарные цепочки питания:
растение - растительноядное животное – хищник.
Практика: подвижная игра «Поймай мяч, если называю живое».
Лото «Хищники и травоядные». Домино «Составить цепи питания».
Раздел 4. Мой ласковый и нежный друг
Теория: домашние питомцы. Птицы (попугай, канарейка) и звери
11
(кошка, собака, хомячок, морская свинка). Их потребности. Условия
содержания и правила ухода за домашними животными. История
одомашнивания кошки, собаки. Сельскохозяйственные животные (куры,
утки, гуси, коровы, козы и др.). Животные в жизни человека. Животныепомощники (собаки, кошки, лошади); животные-кормильцы (коровы, свиньи,
куры и др.). Содержание для души, заботы. Декоративные птицы,
аквариумные рыбы, мелкие грызуны животные- лекари (пчелы, змеи).
Практика: сочинение стихотворения на тему «Мой любимец» с
помощью АС-технологии. Чтение художественной литературы на данную
тему. Игры- идентификации: «Пчелки», «Крестьянский двор», «Профессии
животных».
Раздел 5. Растение – живой организм
Теория: органы растения и их роль – корень, стебель, листья, цветки,
плоды. Признаки живого. Питание. Поглощение воды и солей корнями,
углекислого газа листьями. Растет, дышит, размножается, умирает,
приспособлено к среде обитания, реагирует на внешние воздействия.
Растения Среднего Урала. Хвойные деревья (сосна, ель, пихта, лиственница).
Лиственные деревья (береза, клен, тополь, липа, ива). Кустарники
(шиповник, малина). Травы (одуванчик, ромашка, подорожник, клевер,
лопух, мать-и-мачеха).
Практика: закладка опыта «Потребление корнями воды».
Эксперимент «Зеленый узник» (небольшое комнатное растение поливают и
помещают в стеклянную банку, плотно закупоривают, выставляют на свет;
продолжительность наблюдений – 1 месяц). «Ботаническое лото». Игры
головоломки «Узнай, от какого растения лист?», «Все наоборот» (органы
растения).
Раздел 6. Создания прекрасные и удивительные
Теория: комнатные растения – разнообразие окраски, формы листьев,
стеблей, цветков. Запах, тактильные ощущения структуры листьев.
Комнатные
растения
–
«великие
путешественники»
(история
одомашнивания). «Чтобы им было хорошо» - потребности разных растений.
Правила ухода за комнатными растениями. Растения в жизни человека.
Пища, одежда, бумага, строительный материал, топливо, лекарства, красота и
уют. Вдохновение в искусстве (художественные и литературные
произведения).
Практика: уход за комнатными растениями: полив, рыхление почвы,
обтирание пыли (дежурство). Конкурс-эмпатия «Я самый красивый!» (от
имени цветка). Творческая мастерская «Роспись подноса». Квест.
Раздел 7. Кто на свете всех важнее?
Теория: уникальность каждого живого существа. Общие потребности
живых организмов в условиях существования (воздух, свет, тепло, вода,
питание, партнеры по размножению и члены семьи). Ценность каждого
живого существа (вне зависимости от нашего к нему отношения). Все мы –
соседи по планете.
12
Практика: рисование «Как прекрасен этот мир!». Рассматривание
картин, прослушивание литературных произведений и просмотр
мультфильма «Про улитку, корову и цыпленка» на тему уникальности
каждого организма. Занятие - размышление «Кто на свете всех важнее?»»
Раздел 8. Я – Человек!
Теория: человек как живой организм. Системы жизнеобеспечения:
пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная, нервная,
репродуктивная. Что такое здоровье? Вредные и полезные привычки.
Человек как общественное (социальное) существо. Мой социум. Здоровье
физическое и духовное. Искусственная (рукотворная) природа - сделанная
руками человека. Человек как культурное (духовное) существо. Человек –
творец, созидатель. Природа – неиссякаемый источник вдохновения.
Ответственность человека за поступки в природе.
Практика: рисование «Как я устроен». Игра «Солнышко на завтрак»
(«пищевая цепочка»). Игра «Фрукты и Овощи». Комплекс физических
упражнений
«Будем здоровы!». Рисование «Я и мой мир». Сочинение «Мама +
Папа = Я» (Чем я похож на маму и папу?). Проект «Мое генеалогическое
древо». Экскурсия на участок «Естественная и искусственная природа
вокруг нас». Изготовление поделок из природных и отходных материалов.
Опыт ощущений «Теплое дерево» (сравнение ощущений после
прикосновений к холодному металлическому столбу и дереву). Рисование
«Я и Природа». Рассказ – рассуждение «Хорошо быть человеком?».
Раздел 9. Ощущение природы
Теория: что такое органы чувств? Как глаза помогают нам общаться с
природой. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении,
ориентироваться в пространстве и времени. Зрительные ощущения. Как
беречь свое зрение. Уши. Что это за орган чувств? Как этот орган чувств
помогает нам общаться с природой. Слуховые ощущения - разнообразие и
важность; как беречь свой слух. Нос. Что это за орган чувств? Как этот орган
чувств помогает нам общаться с природой. Язык. Обонятельные ощущения
- разнообразие и важность. Что это за орган чувств? Вкусовые ощущения разнообразие и важность. Кожа. Тактильные ощущения - разнообразие и
важность.
Практика: игра «Жмурки». Игры «Глухой телефончик», «Определи на
слух, какое животное». Игра «Что это?» - определи по запаху. Игра «Отгадай,
что это по вкусу?». Игра «Найди парочку»: с помощью тактильных
ощущений найти два одинаковых кружка с разными поверхностями (бархат,
фольга, пластмасса и т.д.). Игры на развитие тактильной памяти. Рисование
под музыку на свободную тему. Дидактическая игра «Как мы чувствуем?».
Раздел 10. Три сферы жизни. Земля
Теория: понятие о среде обитания живых существ. Три основные
среды обитания («сферы жизни»): наземная, наземно-воздушная, водная.
Экология – «наука о доме», о взаимодействии живых организмов друг с
13
другом и со средой обитания. Суша на глобусе и карте. Формы земной
поверхности: равнины, горы. Уральские горы на карте.
Практика: игра «Кто где живет?». Свойства земной поверхности:
разнородность (камень, песок, глина, почва), твердость, рыхлость. Наземные
животные – особенности строения (конечности для наземного передвижения,
шерстный покров млекопитающих, чешуя рептилий). Игра-идентификация
«Кто как ходит?»
Раздел 11. Три сферы жизни. Воздушно-наземная
Теория: воздушная оболочка Земли: значение для жизни на планете.
Ветры,
ураганы.
Свойства
воздуха:
легкость,
прозрачность,
«бесформенность». Кислород и углекислый газ в составе воздуха: значение
для живых организмов. Полет – приспособление к передвижению по воздуху.
«Воздухоплаватели» - животные (насекомые, птицы, млекопитающие):
особенности строения. «Воздухоплаватели» - растения. Перенос ветром
пыльцы, семян, плодов растений.
Практика: исследовательская работа «Почувствуй воздух» (по
Рыжовой Н.А.). Изготовление ветряка и исследование направления ветров.
Исследовательская работа «Строение пера птицы». Игры -идентификации:
«Полет шмеля», «Бабочки», «Стрекозы». Исследовательская работа
«Строение семян- летучек деревьев (клен, ясень, береза, сосна)».
Исследование - сравнение семян, переносимых ветром и животными. Играидентификация «Летающие деревья» (перенос пыльцы, семян ветром).
Раздел 12. Три сферы жизни. Вода
Теория: водная оболочка Земли: водные пространства на глобусе и
карте. Три состояния воды: твердое, жидкое и газообразное. Природные
явления: дождь, снег, туман. Свойства воды: плотность, прозрачность,
отсутствие запаха и вкуса, текучесть. Круговорот воды в природе. Значение
воды для жизни. Приспособление к жизни в водной среде у животных на
примере рыбы, лягушки, дельфина, тюленя (органы передвижения –
плавники, перепонки, ласты; обтекаемая форма тела). Кожные покровы
(чешуя у рыб, слизь у лягушки, гладкость кожи у водных млекопитающих);
органы дыхания: (жабры, кожа, легкие). Приспособление к жизни в водной
среде у растений на примере кувшинки, элодеи (плавающие и полностью
погруженные в воду, листья и стебли).
Практика: опыты с водой. Исследовательская работа «Свойства
воды». Конкурс рисунков.
Раздел 13. Сохраним планету живой
Теория: экологические катастрофы – дело рук человеческих.
Загрязнение воды, воздуха, почвы промышленностью, транспортом,
бытовыми отходами. Разорение мест обитания животных. Красная книга –
призыво помощи. Красная книга Среднего Урала. День Земли. Мы все – дети
Природы. Человек – разумный, созидающий, чувствующий. Ценность и
уникальность природы Земли. Личный кодекс поведения в природе.
Практика: практическая работа «Мусор, который мы производим»
14
(сортировка: разлагаемый и не разлагаемый в естественных условиях мусор).
Проект «Добрый поступок». Правила поведения в природе и в быту:
самостоятельная формулировка личных правил поведения: «Что я могу…».
Опыт эмпатии «Почувствуй природу». Мастерская «Умелые руки»: ремонт
книг и изготовление поделок из отходных материалов. Обследование экологическая оценка территории вокруг д/с «Что нас окружает?» Прогулка
«Зеленая роща – зона отдыха». Эмпатическое внимание «Все живое вокруг
меня». Праздник «День планеты». Экологическая акция (совместно с
родителями) «Поможем природе!».
Раздел 14. Земная красота
Теория: весеннее пробуждение природы: распускание листьев,
появление первых насекомых, прилет птиц. Весна в художественных
произведениях поэтов, писателей, художников, композиторов. Весна – пора
любви и оставления потомства. Размножение в мире животных. Брачные
наряды птиц и млекопитающих; откладывание икры (рыбы, амфибии), яиц
(змеи,
ящерицы,
птицы)
и
живорождение
(некоторые
рыбы,
млекопитающие). Развитие с превращением (лягушка, бабочка) и прямое
развитие (тараканы, кузнечик). Размножение в мире растений: шишки и
семена у хвойных деревьев; цветки, плоды и семена у цветковых растений.
Практика: наблюдение за признаками наступления весны в природе
«Природа пробуждается». Рисование по впечатлению от прослушивания
музыкальных произведений. Чтение стихотворений, рассказов о весне, о
появлении потомства у животных. Рисование «Как я чувствую весну». Игрыидентификации «Превращения бабочки», «Гусеница – куколка - бабочка».
Наблюдения
за
распусканием
листьев,
ветроопыляемых
и
насекомоопыляемых соцветий на деревьях (клен, береза, вяз, рябина, яблоня,
сирень). Исследовательские работы: «Строение шишки сосны (ели)»,
Строение семян- летучек»; «Сколько яблонек вырастет из одного яблока?».
Посадка семян цветочных культур, древесных саженцев. Уход за посадками.
Условия роста и развития саженцев. Выставка творческих работ на тему
«Земная красота».
Раздел 15. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: викторина.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Период
обучения
1
полугодие
2
полугодие
Начало
обучения
по
программе
15
сентября
09 января
Окончания
обучения по
программе
Всего
учебных
недель
Количество
учебных
часов
30 декабря
15
60
31 мая
21
84
Режим занятий
2 раза в неделю
по 2 часа
15
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет со
стульями по количеству учащихся, стол. Методическая литература,
настольные игры, пособия, канцелярские товары, инвентарь для подвижных
игр, учебно-опытный участок (садоводство и растениеводство), глобус,
коллекция шишек и веток лиственных и хвойных деревьев, коллекция семян,
коллекция засушенных растений (гербарий), бинокль, лупа, микроскоп
(оптический), чашка Петри, весы, инвентарь для подготовки и обработки
почвы: лопата штыковая, грабли, тяпка, мотыга
Информационно- методическое обеспечение:
дидактические материалы: наборы настольных игр, картотека
коллекций семян и растений, дидактический материал «Домашние птицы»,
«Полевые цветы», «Дикие животные», «Обитатели Арктики и Антарктики»,
«Животные Африки», «Животный мир Австралии», «Земноводные и
пресмыкающиеся».
наглядные материалы: в обучении используются следующие
электронные образовательные ресурсы, информационные технологии и
методические материалы: художественные произведения, посвященные теме
«природы», репродукции картин, книги, аудиозаписи музыкальных
произведений.
Сведения о доступе к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям:
Наличие в образовательном учреждении подключения к сети Интернет
– да.
Скорость подключения - 2 Мбит/сек и выше.
Подключение к Wi-Fi – да.
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и
реализации дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что
закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Оценочные материалы: разработана карта наблюдений развития
познавательной активности и игровых умений учащихся (приложение 1).
Замеры уровня развития познавательной активности и игровых умений
учащихся осуществляется путем фиксации в карте наблюдений педагога за
деятельностью обучающихся в начале и в конце учебного года.
Для выявления уровня освоения образовательной программы и
16
достижения
предполагаемых
результатов
ежегодно
проводится
промежуточная и итоговая аттестация. Промежуточная аттестация
проводится в конце первого полугодия, итоговая аттестация в конце
учебного года.
Формы аттестации соответствуют содержанию программы, возрасту,
психоэмоциональному и психофизическому состоянию детей дошкольного
возраста. Основной формой контроля является наблюдение во время
образовательной деятельности.
Для контроля результативности обучения используются:
−
наблюдение в процессе работы за способностью обучающихся
выполнять те или иные задания;
−
анализ наличия умений и навыков для осуществления творческой
деятельности;
−
беседы с учащимися.
Также формами контроля являются конкурсы и выставки творческих
работ учащихся.
Для фиксации выявленных личностных результатов учащихся
применяется карта наблюдения за динамикой личностного развития
(приложение 1).
Результаты проведения промежуточной и итоговой аттестации
(предметные
и
метапредметные
результаты)
фиксируются
в
соответствующем бланке (приложение 2).
Результаты проведения промежуточного и итогового контроля (баллы)
переводятся в один из уровней освоения образовательной программы
согласно таблице:
Уровень освоения программы
по результатам промежуточной /итоговой аттестации
Баллы, набранные обучающимся
Уровень освоения
0–8 баллов
Низкий
9-14 - баллов
Средний
15–18 баллов
Высокий
4. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
17
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
− усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей;
− информирование детей, организация общения между ними на
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
− формирование и развитие личностного отношения детей к занятиям,
к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном
коллективе;
− приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных
знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения,
создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий
физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения,
социализации, признания, самореализации, творчества при освоении
предметного и метапредметного содержания программы.
Формы и методы воспитания.
Решение задач информирования детей, создания и поддержки
воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования
межличностных отношений на основе российских традиционных духовных
ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
Формы: основная - учебное занятие; дополнительные - экологический
проект, и т.д.
Методы: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод
положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод
упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей,
педагогического требования (с учетом преимущественного права на
воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных
и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования,
поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в
деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля
и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы,
в коллективе.
Анализ результатов.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности объединения в ДДТ «Химмашевец».
18
Анализ
результатов
воспитания
проводится
в
процессе
педагогического наблюдения за поведением детей, их общением,
отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам,
к выполнению своих заданий по программе.
Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путем опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и
после ее завершения (итоговые исследования результатов реализации
программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребенка, обучающегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в
будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов,
интервью — используются только в виде агрегированных усредненных и
анонимных данных.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога
1.
Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию
дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). - Москва:
ВАКО, 2005.
2.
Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и
младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей
детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва:
АРКТИ, 2001.
3.
Ковинько Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва:
Линка- Пресс, 2004.
4.
Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание
через сказки, стихи и творческие задания - Москва: Амрита-Русь, 2008.
5.
Луконина Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе /
Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2002.
1.
азильникова
Н.Н.
Эколого-валеологическое
воспитание
дошкольников. Организация прогулок в летний период – Санкт-Петербург:
ООО «Издательство
2.
«Детство Пресс», 2013.
19
3.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования
детей.- Москва: Издательский центр «Академия», 2002.
4.
Николаева
С.Н.
Экологическое
воспитание
младших
дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: МозаикаСинтез, 2004.
5.
Римашевская Л.С. Теории и технологии экологического развития
детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические
рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.:
Учебно-методическое пособие. - Москва: Центр педагогического
образования, 2008.
6.
Рыжова Н.А. Воздух вокруг нас. – Москва: Обруч, 2013.
7.
Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетнодидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015.
Литература для учащихся и родителей (законных представителей)
1.
Акимушкин
И.И. Мир животных. Млекопитающие, или
Звери — М.: Мысль, 1988.
2.
Акимушкин И.И. Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние
животные.
3.
— М.: Мысль, 1990.
4.
Акимушкин, И.И. Мир животных. Птицы.
Рыбы,
земноводные и пресмыкающиеся. — М.: Мысль, 1989.
5.
Акимушкин И.И. Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые
животные. — М.: Мысль, 1992.
6.
Бианки В.В. Лесной колобок-колючий бок. - Москва: АСТ,
2010.
7.
Бианки В.В. Лесная газета на каждый год. — М.: Правда, 1986.
8.
Блайтон Э. Знаменитый утенок Тим. – Москва: Азбука, 2019.
9.
Даль В. Война грибов с ягодами: Старик-годовик. – Москва:
Эксмо, 2017.
10. Даль В. Лиса-лапотница: сказки. – Москва: 2016.
11. Два жадных медвежонка: русские народные сказки. – Москва:
Алтей и Ко, 2013.
12. Козлов С.Г. Как Ослик, Ежик и Медвежонок встречали
Новый год. – Москва: Клевер, 2019.
13. Ляхов П.Р., Любарский Г.Ю. Я познаю мир: Насекомые. — М.:
АСТ, 1998.
14. Ляхов П.Р. Я познаю мир: Животные. — М.: АСТ, 2000.
15. Непомнящий Н.Н. Я познаю мир: Загадочные животные. — М.:
АСТ, 2000.
20
16.
животных.
17.
18.
19.
20.
1999.
Полетаева И.И., Зорина З.А. Я познаю мир: Поведение
— М.: АСТ, 2000.
Поттер Б. Сказки о кролике Питере. – Москва: РОСМЭН, 2013.
Сергеев Б.Ф. Я познаю мир: Амфибии. — М.: АСТ, 1998.
Сутеев В.Г. Под грибом: сказка. – Москва: АСТ, 2020.
Тамбиев А.Х. Я познаю мир: Миграции животных. — М.: АСТ,
1
2
…
1 балл – качество не проявляется
2 балла – качество проявляется ситуативно
3 балла – качество проявляется систематически
Конец
уч. года
Начало уч.
года
Конец уч.
года
Начало уч.
года
Конец уч.
года
Активно
сотрудничает со
сверстниками в
групповой работе
ФИ
Охотно выполняет
творческие задания
Проявляет позитивное
отношение к
окружающему миру
Начало уч.
года
Конец уч.
года
Во время занятий
проявляет устойчивый
интерес
№
п/п
Начало уч.
года
21
Приложение 1
Карта наблюдения за динамикой личностного развития учащихся
Название ДОП
Группа
год обучения
Учебный год _______________
Показатели
Итого
Приложение 2
Бланк достижения учащимися метапредметных и предметных
результатов по итогам промежуточной/итоговой аттестации
Название ДОП
Группа
год обучения
Учебный год
Творческие работы
выполнены аккуратно, в
соответствии с заявленной
темой
Итого
Знает и соблюдает правила
поведения в окружающей
природной среде
Знает характерные признаки
живой и неживой природы
формирован навык работы в
группе
Показатели
Умеет сравнивать и выявлять
общие признаки
ФИ
Понимает поставленную
педагогом задачу
№
п/п
1
2…
1 балл – качество не проявляется
2 балла – качество проявляется ситуативно
3 балла – качество проявляется систематически
Баллы, набранные обучающимся
0–8 баллов
9-14 - баллов
15–18 баллов
«
»
20
Уровень освоения
Низкий
Средний
Высокий
года Дата проведения аттестации