04.04.2023
Доклад начальника Департамента информационной
политики Администрации города Екатеринбурга на тему:
«О результатах комплексного социологического исследования в области противодействия экстремизму за 1 полугодие 2022 года»
В соответствии с Положением о Департаменте информационной политики Администрации города Екатеринбурга (далее – Департамент) одной из функций Департамента является осуществление мониторинга и анализа социально-политической ситуации в муниципальном образовании «город Екатеринбург».
В рамках Муниципальной программы «Безопасность жизнедеятельности населения в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2021 – 2025 годы Департамент в период с 2021 по 2025 годы должен ежегодно проводить не менее двух комплексных социологических исследований в области противодействия экстремизму.
Исследования проводятся с целью выявления рисков намеренного направленного распространения противоречащих действующему законодательству Российской Федерации сведений пользователями социальных сетей, блогов
и форумов, а также выявления причин выбора времени, информационного ресурса
и способа распространения контента.
Задачи исследования:
1. определение социально-демографических и поведенческих характеристик сетевой аудитории: частота пользования социальными сетями, блогами и форумами, время, проводимое в сетях, характер пользования;
2. определение субъективной частоты встречаемости экстремистского контента в социальных сетях, блогах и форумах;
3. определение отношения к размещению экстремистского контента
в социальных сетях, блогах и форумах;
4. выявление и анализ основных источников экстремистского контента;
5. частота и причины использования «теневого Интернета»;
6. выявление отношения населения к законодательству Российской Федерации о противодействии размещению материалов экстремистского характера в сети Интернет, а также распространению недостоверной общественно значимой информации в сети Интернет;
7. выявление рисков и возможных способов распространения контента.
Методы проведения исследования
1. Выборочный опрос методом интервью в онлайн-формате по утвержденной анкете. Выборка исследования: не менее 1000 респондентов – жители Екатеринбурга, являющиеся пользователями социальных сетей, блогов и форумов.
Выборка исследования основана на равной представленности различных групп – жителей Екатеринбурга. Объём выборки составляет 1000 чел. (мужчины – 50% (500 чел.) и женщины – 50% (500 чел.), являющиеся пользователями социальных сетей, блогов и форумов). Доля респондентов по возрастам равномерна и составила 166 – 167 человек в каждой возрастной категории.
Также при формировании выборки соблюдалась пропорция распределения респондентов по районам города Екатеринбурга. Максимальная доля респондентов
в Орджоникидзевском и Чкаловском районах города Екатеринбурга (по 180 человек в каждом, 18%), минимальная – в новом Академическом районе города Екатеринбурга (50 человек, 5%).
2. Проведение исследования методом фокус-групп (по 8 – 10 респондентов в группе):
– молодые пользователи (до 30 лет);
– работающие пользователи в возрасте 30 – 59 лет;
– пенсионеры.
3. Контент-анализ содержания форумов, блогов на предмет выделения
в них явных и скрытых экстремистских материалов с целью определения основных критериев его присутствия (не менее чем 20 источников сети Интернет).
Результаты исследования
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Сетевая аудитория достаточно активно получает информацию из сети Интернет. Все респонденты пользуются сетью Интернет несколько раз в месяц и чаще (что было предусмотрено условиями отбора). При этом 55% опрошенных используют всемирную паутину каждый день или почти каждый день, ещё 37% – регулярно, 1 – 2 раза в неделю, 8% респондентов пользуются сетью несколько раз в месяц.
Наибольшим охватом среди сетевой аудитории отличается сеть «ВКонтакте» (71%). Далее следуют в порядке убывания охвата: сети «Одноклассники» (39%), YouTube (19%), Telegram (7%), «Тик-Ток» (4%), остальными сетями пользуется около 1% аудитории.
Наибольшей интенсивностью использования отличается сеть «ВКонтакте» (26,2 часа в неделю). Далее следуют сети «Одноклассники» и «Тик-Ток» (13,0), YouTube (10,9), Telegram (8,1).
Социальная сеть «ВКонтакте» обладает наиболее широким охватом аудитории – 70,7%. Социальная сеть «Одноклассники» находится на втором месте по охвату аудитории – 39%. YouTube – социальная платформа, создававшаяся как видеохостинг. Охват аудитории составляет 18,7%. Охват аудитории Telegram составляет 6,6%. Охват аудитории сети «Тик-Ток» в настоящее время составляет 3,5%.
Среди пользователей социальных платформ в данный момент преобладают пессимистические настроения – неуверенность (36%), печаль (16%). Среди позитивных эмоций достаточно высоки показатели радости (32%), однако показатели надежды, уверенности в завтрашнем дне, оптимизма, внутренней силы находятся на минимальном уровне.
В то же время, при оценке динамики изменений в жизни респонденты
в большинстве своём отмечают положительные изменения (65%), в то время как отрицательные изменения отмечает только 2%. 29% опрошенных не отмечают ни положительных, ни отрицательных изменений в своей жизни, и 4% затруднились ответить на вопрос.
Выраженный интерес к политике испытывают 37% респондентов фокус-групп, латентный – 29%, умеренный – 13%, отсутствует интерес – у 21%.
Материалы незаконного экстремистского характера встречаются респондентам достаточно редко. Около 9% опрошенных признают, что встречают такой контент постоянно либо достаточно часто. Ещё около 6% указывают, что встречают такой контент время от времени или иногда.
Респондентам чаще всего встречаются такие виды контента, как материалы, разжигающие межнациональную и межрасовую рознь (14%)
и оскорбляющие представителей органов власти (13%). Третье место разделяют материалы с призывами к свержению власти, содержащие недостоверную информацию об общественно значимых событиях и оправдывающие фашистов и их сторонников (в том числе власовцев, бандеровцев) – по 12%. Материалы с лояльным отношением к радикальным исламским течениям указали 11% опрошенных,
а призывы к сепаратизму – 9%.
Среди тех, кто отметил какие-либо источники незаконного контента,
7% отмечали украинские сайты, в т.ч. форум Кидстафф. Высказывания на форумах упоминали 6%, без указания форума. Сервисы платных и бесплатных игр и фильмов упомянули также 6%, в т.ч. такие названия, как Steam, Hulu – из некоторых пояснений следует, что сомнительный контент появлялся в виде рекламы. Также указывали Даркнет и сайты исламских экстремистов (по 2%). 4% ответили, что такой контент
не встречается нигде.
Хочется отметить, что респонденты отмечают, что социальные сети
в части негативного контента для детей сегодня «зачищены», но, в то же время, отмечают наличие украинской пропаганды против России. Украинская пропаганда,
в т.ч. материалы, дискредитирующие вооружённые силы Российской Федерации, встречались респондентам на сайтах просмотра бесплатных кинофильмов. Также встречаются материалы, оправдывающие фашистов.
В сознании респондентов наиболее опасными видами экстремистского контента являются следующие:
– материалы, содержащие недостоверную информацию об общественно значимых событиях, провоцирующие недовольство людей (например, многократно преувеличивающие количество жертв трагедий);
– практические пособия по изготовлению самодельных взрывных устройств, других методах совершения преступлений террористического характера;
– вовлечение граждан (в т.ч. подростков) в самоубийства;
– материалы, содержащие призыв к свержению существующей власти;
– призывы к несанкционированным митингам и демонстрациям.
Большинство респондентов разделяют контент, который признаётся законодательством как экстремистским, на 2 группы: «настоящий» экстремистский контент, который является опасным, и «ненастоящий», который не несёт прямой угрозы. К «настоящему» экстремизму относится то, что может нанести людям непосредственный и значительный физический вред. Поэтому к таковому относятся насильственные действия либо подготовка, либо призывы к ним.
Обход блокировок указал только 1% опрошенных. Они указали, что пользуются социальными платформами, подвергнутыми блокировке Роскомнадзором. Однако, эти данные могут быть заниженными в связи с тем, что респонденты дают социально желательный ответ. При этом среди посещаемых сетей респонденты упоминали только Instagram, который посещают несколько раз
в неделю.
Респонденты не ориентируются в правовой стороне вопроса. Отмечают, что данные социальные сети заблокированы, но их посещение не является противозаконным. Отмечают также, что они не посещают данные социальные сети, потому что не хотят нарушать закон. Показательно, что респонденты в возрасте до 35 лет пользуются обходом блокировок значительно чаще, чем респонденты старше 35 лет. Если после 35 лет обходом блокировок пользуются около трети респондентов (33 – 35%), то до 35 лет – более половины (62 – 64%). Большинство респондентов, кто использует средства для обхода блокировок, отмечают, что данные блокировки являются необоснованными.
Размещают на своих страничках информацию по общественно важным темам только 6% респондентов. Из них 1% делает это постоянно, 4% – часто, 1% – редко. 94% не размещает такую информацию. При этом 80% респондентов проверяют информацию, которую размещают, на достоверность, 16% не проверяют особо тщательно размещаемую информацию, 2% размещают интересную информацию,
не задумываясь о её достоверности. Таким образом, 98% опрошенных так или иначе проверяют информацию, которую они размещают.
Мерами по борьбе с экстремистской информацией граждане считают уголовную (88%) и административную ответственность (78%).
Уголовную ответственность, по мнению опрошенных, следует вводить
за размещение недостоверной информации, наносящей вред, пособий по изготовлению взрывных устройств, вовлечение граждан в самоубийства (по 99%).
Недостаточно знакомы с сетевым законодательством по противодействию экстремистскому контенту 52% респондентов. При этом те респонденты, которые знакомы с законодательством, чаще всего считают его слишком жёстким (19%). Доля тех, кто, напротив, считает законы слишком мягкими, составляет 12%. Ещё 11% считают законы несбалансированными. Только 6% оценивает законодательство как сбалансированное.
Большинство респондентов фокус-групп достаточно настороженно относятся к законодательству об экстремизме. Они видят перегибы в использовании различных вновь принятых законов. Отмечают, что больше внимания нужно уделять реальным, а не «словесным» преступлениям.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.04.2023
Дата обновления: 04.04.2023
Дата публикации: 04.04.2023