ДООП Мир красок

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мир красок»
Художественная направленность
Возраст учащихся: 7-11 лет
Срок реализации: 3 года

Авторы-составители:
Альтман Мария Михайловна
педагог дополнительного образования
высшая квалификационная категория

Екатеринбург, 2023

Содержание
1.ОСНОВНЫЕ ХАРКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ…………………………….3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………..3
1.2. Цели и задачи программы……………………………………………………..5
1.3. Содержание программы……………………………………………………….6
1.4. Планируемые результаты……………………………………………………...7
1.5. Комплекс основных характеристик по годам обучения……………………..7
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ……………………16
2.1. Календарный учебный график………………………………………………..16
2.2. Условия реализации программы……………………………………………..16
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы……………………...17
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….18
Приложение 1……………………………………………………………………….20

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мир красок» художественной направленности разработана в соответствии с
нормативными документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.
Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы).
5.
Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей, направленные письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09.
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи».
7.
СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
8.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
9.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным заказом.
10. Устав муниципального автономного учреждения дополнительного
образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от
21.08.2015 № 1497/46/36.

11. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе от 19.08.2022 № 30 Муниципального автономного
учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского)
творчества «Химмашевец».
Актуальность программы художественной направленности обусловлена
современным социальным заказом на художественное образование детей,
которые выдвигаются в концепции развития дополнительного образования
детей. Развитие детского творчества в настоящее время является одной из
наиболее актуальных задач, как в теоретическом, так и в практическом
отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования
индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Особенностью программы является комплексное изучение предметов
«Рисунок», «Живопись», «Композиция», что позволяет изучить основы
изобразительного искусства, развить творческие способности учащихся, их
художественное и эстетическое развитие. Также в программе присутствуют
разделы «Декоративно прикладное искусство» и «Скетчинг», что позволит
проявить свои творческие способности и попробовать новый вид быстрых
зарисовок.
В основе всех занятий лежит наблюдение и изучение окружающей
действительности, формирование у детей целостного, живого представления о
предметах и явлениях. Знания, умения и навыки, полученные учащимися по
программе, дают базовую подготовку для использования их в дальнейшем
обучении.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что
занятия изобразительным искусством являются важным условием
гармонического
развития
личности,
способствует
формированию
нравственности. В основе преподавания изобразительного искусства должно
быть положено систематическое развитие у учащихся способности, эстетически
воспринимать действительность и по мере сил творчески отражать её в
художественных образах.
Адресат программы: программа ориентирована на учащихся 7-11 лет.
Возрастные
особенности:
данный
возраст
характеризуется
интеллектуальной и познавательной активностью, которая стимулируется
учебно-познавательной мотивацией. В этот период формируются способности к
формам
обобщения,
умозаключения,
абстракции.
Такое
познание
осуществляется детьми в основном, в наглядно-образной форме. Воображение
развивается лишь при условии проведения специальной работы по его
активизации. В целом для этого уровня мышления характерно осознание
учащимися собственных интеллектуальных операций и управление ими.

Мышление переходит от наглядно-образного и начальных форм словеснологического к абстрактно-логическому мышлению, в основе которого лежит
высокая степень обобщённости и абстрактности.
Набор учащихся свободный, количество в группе: 10-13 человек.
Комплектование объединения проводится в свободном порядке, без
предварительного отбора. Состав группы – постоянный, разновозрастной. На 4
общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная
сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Форма организации образовательного процесса:
- индивидуально - групповая;
- групповая.
Виды занятий: беседы, практические задания, коллективные работы,
организация игровых ситуаций, связанных с рефлексией мыслительной
деятельности.
Формы подведения результатов:
Для оценки результата применяется педагогическое наблюдение, опрос,
выставка.
1.2. Цели и задачи программы
Цель - создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития, мотивации, формирования навыков творческой деятельности и
самореализации личности ребенка через знакомство с многообразием видов
изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие:
1.
Сформировать художественно – образное и пространственное
мышление как основу развития творческой личности.
2.
Обучить основам реалистического и декоративного рисования,
навыкам рисования с натуры, по памяти, по представлению, воображению.
3.
Познакомить с правилами и законами композиции.
4.
Познакомить с жанрами живописи.
5.
Научить овладению техническими приемами акварели, гуаши,
пастели, сангины, гелевых ручек и др.
Развивающие:
1. Развивать самостоятельность, коммуникативные способности в
общении учащихся друг с другом.
2. Развивать наблюдательность, сравнение, обобщение, воображение,
ассоциативное мышление.
Воспитательные:
1. Сформировать эмоциональную отзывчивость.

2. Воспитать культуру диалога со сверстниками и взрослыми.
3. Воспитать уважительное отношение к своей работе и работе другого
учащегося.
1.3. Содержание программы
Учебный план.
№
1
2

3

4

5

6
7

Наименование разделов
«Введение в программу».
«Цветоведение. Живопись».
Цветовой круг Иттена.
Теплые и холодные цвета.
Знакомство и приемы работы с
акварелью. Смешивание.
Знакомство и приемы работы с
гуашью. Смешивание.
Хроматические и ахроматические
цвета.
Монохромные композиции
Воздушная перспектива.
Натюрморт.
Пейзаж.
«Композиция»
Основные законы композиции.
Статичная композиция
Динамичная композиция
Выполнение работы по теме.
«Графика».
Типы линий.
Фактура. Текстура.
Подводный мир.
Животный мир.
Архитектура.
Линейная перспектива.
Зарисовка фигуры человека.
Портрет.
«Декоративно-прикладное
творчество».
Орнамент.
Народные узоры.
Стилизация.
«Скетчинг»
«Промежуточная (итоговая)
аттестация»
Итого:

1.4.
Предметные:

1 год
2
20
1
1
2

2год

3 год

Форма
контроля/аттестации

16

20

Выставка

2

2

2

2

2

2

2
2
4
4
18
2
4
2
10
14
2
4
4

2

2

4
4
16
2
2
2
10
14

8
8
12

Выставка

12
16

Выставка

2

4

4
4

4
4

4
4
4

12

14

6

4
8

4

4
2

4
6
4
10
2

72

72

2
16
2
72
216

Планируемые результаты.

Выставка

Выставка

1.
Проявляют художественно – образное и пространственное
мышление.
2.
Обучены основам реалистического и декоративного рисования,
обладают навыкам рисования с натуры, по памяти, по представлению,
воображению.
3.
Ознакомлены с правилами и законами композиции.
4.
Ознакомлены с жанрами живописи.
5.
Владеют техническими приемами акварели, гуаши, пастели,
сангины, гелиевых ручек и др.
Метапредметные:
1. Проявляют самостоятельность, коммуникативные способности в
общении детей друг с другом.
2. Проявляют наблюдательность, воображение и ассоциативное
мышление, умеют сравнивать и обобщать.
Личностные:
1. Сформирована эмоциональная отзывчивость.
2. Воспитана культура диалога со сверстниками и взрослыми.
3. Воспитано уважительное отношение к своей работе и работе другого
учащегося.
1.5. Комплекс основных характеристик по годам обучения
Учебный тематический план
1 год обучения
Количество часов
№

Название раздела, темы

всего

теория

практика

1
5

1
15

Наблюдение

0,6
0,6
1,4

Наблюдение

2

0,4
0,4
0,6

2

0,6

1,4

Наблюдение

2

0,6

1,4

Опрос

2

0,6
0,6
0,6

1,4
1,4
3,4

Выставка

1.
2.
2.1.

«Введение в программу».
«Цветоведение. Живопись».
Цветовой круг Иттена.

2
20
1

2.2.

1

2.6.

Теплые и холодные цвета.
Знакомство и приемы работы с
акварелью. Смешивание.
Знакомство и приемы работы с
гуашью. Смешивание.
Хроматические и ахроматические
цвета.
Монохромные композиции

2.7.

Воздушная перспектива.

2

2.8.

Натюрморт.

4

2.3.
2.4.
2.5.

Формы
аттестации/
контроля

Опрос
Наблюдение

Наблюдение
Выставка

2.9.

Пейзаж.

4

3,4
15,8

Выставка

18

0,6
2,2

3.

«Композиция»
Основные законы композиции.

2

0,6

1,4

3.3.

Статичная композиция
Динамичная композиция

4
2

0,4
0,2

3,6
1,8

3.4.
4.

Выполнение работы по теме.
«Графика».

10
14

1

9

Опрос.
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Выставка.

4.1.

Типы линий.

2

4.2.

Фактура. Текстура.

4

4.3.

Подводный мир.

4

4.4.

Линейная перспектива.
«Декоративно-прикладное
творчество».
Орнамент.
Народные узоры.
«Скетчинг»
«Промежуточная
(итоговая)
аттестация»
Итого

4

2,4
0,6
0,6
0,6
0,6

11,6
1,4
3,4
3,4
3,4

12

1,8

10.2

4

0,6

3,4

8
4
2

1,2
0,8
-

6,8
3,2
2

72

13,2

58,8

3.1.
3.2

5.
5.1.
5.2.
6.
7.

Наблюдение
Наблюдение
Выставка
Наблюдение

Выставка
Наблюдение
Наблюдение
Выставка

СОДЕРЖАНИЕ 1 год обучения
Раздел 1. Введение в программу.
Теория: техника безопасности. Знакомство с группой. Постановка целей
на год. Правила работы с художественными материалами, правила поведения в
кабинете и во время учебного процесса.
Практика: задание на творческую составляющую «Что ты видишь в
квадрате».
Раздел 2. Цветоведение. Живопись.
Тема 2.1. Цветовой круг Иттена.
Теория: изучение цветового круга, названий цветов, основные, составные,
родственные, противоположные цвета, колорит, насыщенность, светлота,
цветовая гамма, контраст и др.
Практика: заполнение круга, смешивание цветов.
Тема 2.2. Теплые и холодные цвета.
Теория: разделение цветов на теплые и холодные
Практика: создание двойной композиции с использованием теплой и холодной
палитр.
Тема 2.3. Знакомство и приемы работы с акварелью. Смешивание.
Теория: акварельная растяжка (монохромная и двуцветная)

Практика: выполнение растяжек акварелью, смешивание палитры в
квадрате.
Тема 2.4. Знакомство и приемы работы с гуашью. Смешивание.
Теория: изучение приемов работы в технике гуашь, выразительные особенности
белой краски и ее оттенков.
Практика: выявление необходимых оттенков, намешивание краски для работы,
выполнение работы.
Тема 2.5. Хроматические и ахроматические цвета.
Теория: разделение цветов на хроматические и ахроматические.
Практика: выполнение работы в хроматической/ахроматической цветовой
гамме.
Тема 2.6. Монохромные композиции.
Теория: понятие монохромная композиция, этапы создания монохромной
композиции.
Практика: создание композиции, развибка по цветам, смешивание краски для
монохромной композиции, выполнение работы.
Тема 2.7. Воздушная перспектива.
Теория: понятие воздушная перспектива. Близко – ярко, насыщенно. Далеко –
холоднее, бледнее, менее насыщенно.
Практика: выполнение работы.
Тема 2.8. Натюрморт.
Теория: многообразие оттенков цвета. Знакомство с понятиями:
«локальный цвет», «оттенок». Выполнение натюрмортов из 2-3 предметов.
Практика: выполнение упражнений на растяжку цвета, получение
различных оттенков. Ведение последовательной работы в техниках живописи
акварель, гуашь. Выполнение работы в реалистическом стиле.
Тема 2.9. Пейзаж.
Теория: пейзаж, изучение понятий «линия горизонта», «ближний и дальний
планы».
Практика: выполнение работы.
Раздел 3. Композиция.
Тема 3.1. Основные законы композиции.
Теория: основные законы композиции (цельности, типизации, контрастов,
подчиненности идейному замыслу) и виды композиции (статичная и
динамичная).
Практика: применение законов в рисунке.
Тема 3.2. Статичная композиция.
Теория: статика.
Практика: передача статичности композиции в работе.

Тема 3.3. Динамичная композиция.
Теория: динамика.
Практика: передача динамики в композиции.
Тема 3.4. Выполнение работы по теме.
Теория: законы и виды композиции.
Практика: выполнение работы с применением законов и видов композиции.
Раздел 4. Графика.
Тема 4.1. Типы линий.
Теория: какие бывают линии
Практика: работа графическими материалами, создание композиции. Пластика
линий. Выполнение зарисовок (противоположных образов по пластическому
решению: голубь-орел, лебедь-коршун).
Тема 4.2. Фактура. Текстура.
Теория: изучение различных видов поверхностей, правила нанесение штриховки
Практика: отрисовка фактур (камень, дерево, ракушки, перо, мех и т.д.).
Тема 4.3. Подводный мир.
Теория: этапы выполнения зарисовки в графике.
Практика: поэтапное выполнение зарисовки.
Тема 4.4. Линейная перспектива.
Теория: понятие линейная перспектива.
Практика: выполнение работы в линейной перспективе.
Раздел 5. Декоративно-прикладное творчество.
Тема 5.1. Орнамент.
Теория: понятие орнамент.
Практика: нанесение орнамента на фигуру животного.
Тема 5.2. Народные узоры.
Теория: народные узоры.
Практика: роспись Северной Двины, Мезенская роспись.
Раздел 6. Скетчинг.
Тема 6. Скетчинг.
Теория: понятие скетчинг, виды скетчинга.
Практика: предметный скетчинг, фуд скетчинг, энимал скетчинг.
Раздел 7. Промежуточная (итоговая) аттестация.
Тема 7. Промежуточная (итоговая) аттестация.
Теория: подведение итогов.
Практика: выставка творческих работ.
Учебный тематический план
2 год обучения
№

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

1
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5
1.6
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
4
4.1.
4.2.
4.3.
5
6

«Цветоведение. Живопись».
Хроматические и ахроматические
цвета. Теплые и холодные цвета.
Монохромные композиции
Знакомство и приемы работы с
акварелью. Смешивание.
Знакомство и приемы работы с
гуашью. Смешивание.
Натюрморт.
Пейзаж. Воздушная перспектива.
«Графика».
Фактура. Текстура.
Животный мир.
Линейная перспектива.
Зарисовка фигуры человека. Портрет.
«Композиция»
Основные законы композиции.
Статичная композиция.
Динамичная композиция.
Выполнение работы по теме.
«Декоративно-прикладное
творчество».
Орнамент.
Народные узоры.
Стилизация.
«Скетчинг»
«Промежуточная
(итоговая)
аттестация»
Итого:

аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

16
2

3
0,4

13
1,6

2
2

0,4
0,4

1,6
1,6

2

0,4

1,6

Наблюдение

4
4
14
2
4
4
4
16
2
2
2
10
14

0,6
0,6
2,2
0,4
0,6
0,6
0,6
3
0,2
0,2
0,2
2,4
2,4

3,4
3,4
11,8
1,6
3,4
3,4
3,4
13
1,8
1,8
1,8
7,6
11,6

Выставка
Выставка

4
6
4
10
2

0,6
1,2
0,6
2
-

3,4
4,8
3,4
8
2

72

12,6

59,4

Наблюдение
Выставка
Наблюдение

Наблюдение
Выставка
Наблюдение
Выставка
Опрос
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение
Выставка
Наблюдение
Выставка

СОДЕРЖАНИЕ 2 год обучения
Раздел 1. Цветоведение. Живопись.
Тема 1.1. Хроматические и ахроматические цвета. Теплые и
холодные цвета.
Теория: разделение цветов на теплые и холодные, хроматические и
ахроматические.
Практика: создание двойной композиции с использованием теплой и холодной
палитр, хроматической и ахроматической палитр.
Тема 1.2. Монохромные композиции.
Теория: понятие монохромная композиция, этапы создания монохромной
композиции.

Практика: создание композиции, развибка по цветам, смешивание краски для
монохромной композиции, выполнение работы.
Тема 1.3. Знакомство и приемы работы с акварелью. Смешивание.
Теория: акварельная растяжка (монохромная и двуцветная)
Практика: выполнение растяжек акварелью.
Тема 1.4. Знакомство и приемы работы с гуашью. Смешивание.
Теория: изучение приемов работы в технике гуашь, выразительные
особенности белой краски и ее оттенков.
Практика: выявление необходимых оттенков, намешивание краски для работы,
выполнение работы.
Тема 1.5. Натюрморт.
Теория: многообразие оттенков цвета, понятия: «локальный цвет»,
«оттенок». Выполнение этюдов с натуры. Выполнение натюрмортов из 3-4
предметов.
Практика: ведение последовательной работы в техниках живописи
акварель, гуашь. Выполнение работы в реалистическом и декоративном стилях.
Тема 1.6. Пейзаж. Воздушная перспектива.
Теория: пейзаж, повторение понятий «линия горизонта», «ближний и дальний
планы», воздушная перспектива. Близко – ярко, насыщенно. Далеко – холоднее,
бледнее, менее насыщенно.
Практика: выполнение работы в реалистичном и декоративном стилях.
Раздел 2. Композиция.
Тема 2.1. Основные законы композиции.
Теория: основные законы композиции (цельности, типизации, контрастов,
подчиненности идейному замыслу) и виды композиции (статичная и
динамичная).
Практика: применение законов в рисунке.
Тема 2.2. Выполнение работы по теме.
Теория: законы и виды композиции.
Практика: выполнение работы с применением законов и видов композиции.
Раздел 3. Графика.
Тема 3.1. Фактура. Текстура.
Теория: изучение различных видов поверхностей, правила нанесение штриховки
Практика: отрисовка фактур (камень, дерево, ракушки, перо, мех и т.д.).
Тема3.2. Животный мир.
Теория: этапы выполнения зарисовки в графике.
Практика: поэтапное выполнение графической зарисовки.
Тема 3.3. Линейная перспектива.
Теория: понятие линейная перспектива.

Практика: выполнение работы в линейной перспективе.
Тема 2.4. Зарисовка фигуры человека. Портрет.
Теория: пропорции фигуры человека, лица.
Практика: выполнение работы.
Раздел 4. Декоративно-прикладное творчество.
Тема 4.1. Орнамент.
Теория: отличительные особенности древнеримского, древнегреческого,
восточного, русского орнаментов.
Практика: нанесение орнамента на форму предмета.
Тема 4.2. Народные узоры.
Теория: народные узоры.
Практика: роспись Северной Двины, Мезенская роспись.
Тема 4.3. Стилизация.
Теория: понятие стилизация.
Практика: изображение стилизованных форм реальных предметов.
Раздел 5. Скетчинг.
Тема 5. Скетчинг.
Теория: понятие скетчинг, виды скетчинга.
Практика: предметный скетчинг, фуд скетчинг, энимал скетчинг, городской
скетчинг, пейзажный скетчинг.
Раздел 6. Промежуточная (итоговая) аттестация.
Тема 6. Промежуточная (итоговая) аттестация.
Теория: подведение итогов.
Практика: выставка творческих работ.
Учебный тематический план
3 год обучения
Количество часов
№

Название раздела, темы

всего

теория

практика

1 «Цветоведение. Живопись».
1.1. Хроматические и ахроматические
цвета. Теплые и холодные цвета
1.2. Монохромная композиция
1.3. Натюрморт.
1.4. Пейзаж.

20
2

4
0,4

16
1,6

2
8

0,4

1,6

«Графика».
2.1. Фактура. Текстура.

16
4

1,6
1,6
3,2

6,4
6,4
12,8

0,8

3,2

2

8

Формы
аттестации/
контроля

Опрос
Опрос
Выставка
Выставка
Выставка

Дудлинг.
Архитектура.
Зарисовка фигуры человека. Портрет.
«Композиция»
Выполнение работы по теме.
«Декоративно-прикладное
творчество».
4.1. Орнамент.
4.2. Стилизация.
5 «Скетчинг»
6 «Промежуточная
(итоговая)
аттестация»
Итого
2.2.
2.3.
2.4.
3
3.1.
4

4
4
4
12
12
6

0,8
0,8
0,8
2,4
2,4
1,2

3,2
3,2
3,2
9,6
9,6
4,8

4
2
16
2

0,8
0,4
3,2
-

3,2
1,6
12,8
2

72

14

58

Опрос
Выставка
Выставка

Выставка
Наблюдение
Наблюдение
Выставка

СОДЕРЖАНИЕ 3 год обучения
Раздел 1. Цветоведение. Живопись.
Тема 1.1. Хроматические и ахроматические цвета. Теплые и
холодные цвета.
Теория: разделение цветов на теплые и холодные, хроматические и
ахроматические.
Практика: создание двойной композиции с использованием теплой и холодной
палитр, хроматической и ахроматической палитр.
Тема 1.2. Монохромные композиции.
Теория: понятие монохромная композиция, этапы создания монохромной
композиции.
Практика: создание композиции, разбивка по цветам, смешивание краски для
монохромной композиции, выполнение работы.
Тема 1.3. Натюрморт.
Теория: выполнение этюдов с натуры. Выполнение натюрмортов из 3-4
предметов.
Практика: выполнение работы в реалистическом и декоративном стилях.
Тема 1.4. Пейзаж.
Теория: пейзаж, повторение понятий «линия горизонта», «ближний и дальний
планы», воздушная перспектива. Близко – ярко, насыщенно. Далеко – холоднее,
бледнее, менее насыщенно.
Практика: выполнение работы в реалистичном и декоративном стилях.
Раздел 2. Графика.
Тема 2.1. Фактура. Текстура.
Теория: изучение различных видов поверхностей, правила нанесение штриховки
Практика: выбор фактуры, отрисовка реального изображения (камень – дорога,
стена, дерево – скамейка заборчик, перо - птица, мех - животное и т.д.).

Тема2.2. Дудлинг.
Теория: понятие дудлинг..
Практика: выполнение работы в технике дудлинг
Тема 2.3. Архитектура.
Теория: этапы выполнения зарисовки в графике
Практика: выбор архитектурного сооружения, поэтапное выполнение
графической зарисовки.
Тема 2.4. Зарисовка фигуры человека. Портрет.
Теория: пропорции фигуры человека, лица.
Практика: выполнение работы.
Раздел 3. Композиция.
Тема 3.1. Выполнение работы по теме.
Теория: законы и виды композиции.
Практика: выполнение работы с применением законов и видов композиции.
Раздел 4. Декоративно-прикладное творчество.
Тема 4.1. Орнамент.
Теория: отличительные особенности древнеримского, древнегреческого,
восточного, русского орнаментов.
Практика: нанесение орнамента на форму предмета.
Тема 4.2. Стилизация.
Теория: понятие стилизация.
Практика: изображение стилизованных форм реальных предметов.
Раздел 5. Скетчинг.
Тема 5. Скетчинг.
Теория: понятие скетчинг, виды скетчинга.
Практика: предметный скетчинг, фуд скетчинг, энимал скетчинг, городской
скетчинг, пейзажный скетчинг.
Раздел 6. Промежуточная (итоговая) аттестация.
Тема 6. Промежуточная (итоговая) аттестация.
Теория: подведение итогов.
Практика: выставка творческих работ.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Период
обучения

Дата начала
обучения по
программе

1 полугодие

15 сентября

Дата
окончания
обучения по
программе
30 декабря

Всего
Количество
учебных
учебных
недель
часов
16

32

Режим занятий
1 раз в неделю

2 полугодие

08 января

31 мая

20

40

по 2 часа

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Материально-техническое обеспечение: для проведения занятий
необходим кабинет, оборудованный столами и стульями. Учебный кабинет
должен быть оформлен в соответствии с профилем проводимых занятий и
оборудованный в соответствии с нормами СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи».
Индивидуальный ученический комплект:
1.
Краски: акварель, гуашь.
2.
Карандаши: простые, цветные.
3.
Палитра.
4.
Точилка для карандашей.
5.
Ножницы, ластик.
6.
Салфетки для кистей.
7.
Бумага: акварельная и для набросков.
8.
Фломастеры, гелевая ручка или линер.
9.
Пастель масляная, сухая, восковые мелки.
Информационное обеспечение:
Аудио-, видео-, фото-материалы, интернет источники.
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
Методическое обеспечение:
При реализации программы используется:
1.
разработки теоретических и практических занятий;
2.
дидактические и наглядные материалы: тематические иллюстрации,
видеоролики.
Методы обучения:
По источнику изложения учебного материала:
1.
Словесные: беседа, объяснение, рассказ, обсуждение.
2.
Наглядные: показ иллюстраций, показ педагогом приёмов
исполнения (изобразительные техники), работа по образцу.
3.
Практические: тренировочные упражнения, самостоятельное
выполнение практических заданий.

По характеру учебно-познавательной деятельности используются:
1.
Объяснительно - иллюстративные;
2.
Репродуктивные;
3.
Частично-поисковые методы.
В процессе реализации программы используются современные
педагогические образовательные технологии «проектная», «здоровье
сберегающая» технология.
Формы организации образовательного процесса: групповая,
индивидуальная.
Типы занятий: изучение нового материала, комбинированные занятия,
закрепление и совершенствование знаний.
Методическая продукция:
• план бесед по безопасному поведению в кабинете, использование
художественных инструментов и материалов;
• сборник пальчиковых игр и гимнастик;
• словарь художественных терминов.
Дидактические материалы: план-схема пошагового рисования.
Учебно-наглядные средства: фотографии, иллюстрации, работы
учащихся прошлых лет. Зрительный ряд находится в свободном доступе. На
занятиях используются аудио и видео материалы. Видеоматериалы по темам
программы хранятся на флеш-карте.
2.3. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
Виды контроля:
1. Текущий контроль – в течение всего учебного года.
2. Итоговый контроль – в конце учебного года.
В работе используется методика педагогического наблюдения за
прохождением процесса обучения. Показатели освоения материала
определяются как степень самостоятельности, точности, полноты выполнения
заданий, которую можно определить тремя уровнями:
• низкий уровень – задания выполняются учащимися с помощью
карточек;
• средний уровень – занимается самостоятельно, справляется с
заданиями, отвечает на вопросы;
• высокий уровень – самостоятельность, креативность, учащийся может
работать по образцу, понимает инструкции, умеет выразить свою мысль,
пояснить то, что делает.
Формы контроля: наблюдение, фронтальный опрос, выставка.

Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме наблюдения,
опроса.
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме опроса,
выставки, в соответствии с разработанными критериями оценки результатов
реализации программы.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
1 уровень – высокий, полное освоение содержания образования (80-100%).
2 уровень – средний, частичное освоение содержания программы (50-80%),
но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки.
3 уровень – низкий, не полностью освоил содержание программы (3050%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении
практических заданий.
Оценочные материалы:
Карта художественно-творческого развития учащихся (приложение 1)
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белкин А.С. Возрастная педагогика. – Екатеринбург, 2004.
2. Иванова О.А., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить
творческие способности ребенка», Санкт-Петербург, 2009 г., «Речь».
3. Неменский Б.М. Искусство вокруг нас/Б.М. Неменский. — М.:
Просвещение, 2003. — 85 с.
4. Неменский Б.М., Фомина Н.Н. «Изобразительное искусство и
художественный труд». Просвещение, 1991 г.
5. Николаенко В.М. Психология и педагогика. –М., Новосибирск, 2000.
6. Рутковская А.А. «Рисование в начальной школе». Санкт-Петербург,
2003 г
7.
Федотова И.В. Изобразительное искусство/И.В. Федотова. —
Волгоград: Учитель, 2006. — 119 с.
Электронные ресурсы:
https://mel.fm/blog/vizual-club/7328-kratkaya-istoriya-iskusstva
https://flomaster.top/15858-graficheskie-uzory-i-ornamenty.html
https://practicum.yandex.ru/blog/chto-takoe-sketching/
Литература для детей и родителей:
1. Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.
2. Серия альбомов Мозаика-Синтез 2013г: «Сказочная Гжель»,
«Матрешки», «Городецкая роспись», «Мезенская роспись», «Северодвинская
роспись», «Графические орнаменты», «Дизайн».
3. Энциклопедии, альбомы по истории искусства.

4. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
5.Опимах И. Живописные истории. О великих полотнах, их создателях и
героях: Сборник/И. Опимах — М: Ломоносовъ, 2020 — 272 с.
6. Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.

Приложение 1
Карта художественно-творческого развития учащихся
Критерии оценивания
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Ф.И. учащегося

Цветово
е
решение

Пропорци
и

Композици
я

Уровень
самостоятельнос
ти

Творческая
составляющ
ая

Баллы Баллы
1 2 3 1 2 3

Баллы
1 2 3

Баллы
1
2

Баллы
1
2 3

3

Итого
:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».