ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математические тропинки» Естественнонаучная направленность Возраст учащихся: 5-7 лет Срок реализации: 1 год (144 часа) Автор-составитель: Ржанникова Евгения Александровна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 Содержание 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ............................................................................ 3 1.1. Пояснительная записка................................................................................................. 3 1.2. Цели и задачи программы ............................................................................... 7 1.3. Планируемые результаты ................................................................................ 8 1.4. Содержание программы .................................................................................. 8 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ............................ 12 2.1. Календарный учебный график ...................................................................... 12 2.2. Условия реализации программы.................................................................. 13 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .............................. 13 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................. 14 Приложение 1 ...................................................................................................................... 16 2 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математические тропинки» естественнонаучной направленности разработана в соответствие с требованиями в образовании, отраженными в следующих документах: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»). 5. Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, направленные письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 года № ВК-1232/09. 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.09.2020 года № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 года № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 года № 785-Д «Об утверждении 3 Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным заказом. 10 Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от 21.08.2015 года № 1497/46/36. 11. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от 19.08.2022 года № 30. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математические тропинки» соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и, согласно Концепции развития дополнительного образования, способствует удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном развитии. Актуальность. Одной из приоритетных задач современного образования является выявление и развитие способностей каждого ребенка в максимально возможном диапазоне его индивидуальных ресурсов. Это обусловлено кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны. Потребность общества в людях, способных нестандартно решать проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности постоянно растет. Социальный заказ государства и общества на сохранение и приумножение интеллектуального и творческого потенциала страны ставит перед современной педагогикой задачу по созданию условий, обеспечивающих выявление и развитие детской одаренности, через внедрение образовательных технологий, привлечение ресурсов дополнительного образования, непрерывный поиск новых форм и методов работы. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и, согласно Концепции развития дополнительного образования, способствует удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в занятиях естественнонаучной направленности. Программа направлена на развитие интеллектуальной активности, творческого мышления, формирование математической грамотности, самостоятельной, нестандартно мыслящей личности, умеющей творчески 4 подходить к решению поставленной задачи на основе разнообразной творческой деятельности. Реализации социальной адаптации и ситуации успеха в деятельности, что будет являться залогом формирования высокоинтеллектуального человека будущего. Программа предполагает знакомство с математическими представлениями в игровой форме. Множество увлекательных заданий и интересных фактов помогут учащемуся с первого взгляда определять фигуры, которые можно нарисовать, не отрывая карандаша от бумаги; познакомиться со счастливыми, грустными и веселыми цифрами; пройти сквозь лист бумаги; набросать контуры деревьев, как это делают создатели компьютерных игр. Нескучные занятия на пространственное мышление, логику, невероятные головоломки и задачи, ребусы, математические кроссворды, конструирование и моделирование из бумаги заставят задуматься даже самого смекалистого и пытливого ребенка. Содержание занятий учит мыслить логически, проявлять сообразительность, находить занятные варианты ответов, изобретать необычные способы решения задач. Настольные игры: шашки, русское лото, домино учат считать, складывать, вычитать, понимать состав числа. Занятия предполагают различные формы объединения учащихся (пары, малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебнопознавательной деятельности. Большое внимание уделяется индивидуальной работе на занятии. Основной упор в обучении отводится формированию навыков самостоятельного поиска решения учащимися поставленных не только математических, но и творческих задач. Обучение включает методы, которые способствуют овладению математическими знаниями и общему интеллектуальному развитию. Воспитательный потенциал: программа способствует развитию трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. В процессе реализации программы для формирования логикоматематических умений и навыков учащихся внедрены современные педагогические игровые технологии интеллектуально-творческого развития Н.А. Зайцева («Пять плюс», «Первая тысяча», «Пять в кубе»), В.В. Воскобовича («Математические корзинки», «Геоконт», «Геометрик», «Сказочные лабиринты игры»), «технология сотрудничества». Содержание заданий может быть скорректировано, в занятия могут быть включены дополнительные задания, соответствующие тематике. 5 Отличительная особенность: отличительная особенность программы «Математические тропинки» от существующих программ: − занятия малыми группами; − подвижная игровая форма занятий, работа в парах, индивидуальная в зоне ближайшего развития (ребенок-педагог); − увлекательные развивающие задания, которые хочется решать; − развитие в учащихся гибкого и оригинального мышления; − креативное творчество через совместную игру; − игры для творческих решений с кубиками LEGO; − исследовательская работа: поиск и разрешение проблемной ситуации. При комплектовании учебных групп педагог учитывает специфику половозрастных, индивидуально-психологических, физических и иных особенностей и состояний учащихся дошкольного возраста. При формировании и усвоении базовых геометрических и арифметических понятий возникают психологические, дидактические и коммуникативные проблемы. В возрасте 5 - 7 лет эти проблемы только обозначаются и легко поддаются коррекции. При организации образовательного процесса педагог учитывает специфику конкретной учебной группы (успеваемость, творческая активность, предпочтения учащихся). С самого начала необходимо строить обучение с учетом поисково-исследовательской деятельности учащихся: на улице, дома: рассматривать окружающий мир, изменения в природе, расположение предметов относительно друг друга, их величины, цвет, форму, сравнения. Основной формой организации образовательного процесса являются практические занятия. Теоретическая часть занятия тесно переплетена с практической частью на протяжении всего занятия. Адресат программы: учащиеся 5-7 лет. Возрастные особенности: категория учащихся соответствует младшему дошкольному возрасту. На обучение принимаются учащиеся без предварительного отбора. Рассматривая дошкольный возраст учащихся (5-7 лет), можно говорить о том, что игра является естественной потребностью, в процессе которой они осваивает социальные нормы поведения, правила взаимоотношений, приобретают элементарные навыки труда, опыт эмоциональных переживаний и многое другое. В игре происходит развитие высших психических функций: внимания, памяти, воли, воображении, мышления. В игре учащиеся способны решать более сложные задачи, как практические, так и интеллектуальные. Познавательный материал постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. 6 Объем освоения программы: 144 часа в год. Количество учащихся: 10 человек в учебной группе. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Уровень освоения программы: стартовый – используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальногрупповая. Виды занятий: беседа, практическое занятие, комбинированное занятие. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: наблюдение, устный опрос. Каждый учащийся имеет доступ к обучению, соответствующему его возрастным и индивидуальным особенностям, определяющим его готовность к освоению содержания программы Особенности организации образовательного процесса: образовательный процесс организуется в традиционной форме. В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс организуется с применением дистанционных технологий. 1.2. Цели и задачи программы Цель: интеллектуальное развитие и социализация учащихся через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания. Задачи. Обучающие: 1. Обучить основам математических знаний, терминов и научить применять их на практике. 2. Сформировать необходимый уровень математических представлений о натуральном числе и арифметических действиях (числовая грамотность), величине и геометрических фигурах, ориентировке в пространстве, понятии о величине предметов. Развивающие: 1. Развить логическое мышление при мыслительных операциях, и других психических процессах (памяти, восприятия, произвольного внимания, творческого воображения). 2. Развить устойчивый интерес к предмету и процессу обучения в целом. 7 3. Развить мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия). Воспитательные: 1. Сформировать коммуникативные навыки в среде сверстников и взрослых. 2. Воспитать интерес к предмету и процессу обучения в целом. 3. Сформировать совокупность ценностных качеств личности: трудолюбия, ответственности, дисциплинированности, дружеской взаимопомощи, бережного отношения к окружающей среде, самостоятельность. 1.3. Планируемые результаты Предметные результаты: 1. Знают основные математические термины и применяют их на практике. 2. Владеют необходимым уровнем математических представлений о натуральном числе и арифметических действиях (числовая грамотность), величине и геометрических фигурах, ориентируются в пространстве, понимают величины предметов. Метапредметные результаты: 1. Развито логическое мышление при мыслительных операциях, и других психических процессах (памяти, восприятия, произвольного внимания, творческого воображения. 2. Развит устойчивый интерес к предмету и процессу обучения в целом. 3. Развиты мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия). Личностные результаты: 1. Развиты коммуникативные навыки общения. 2. Сформирован интерес к предмету и процессу обучения в целом. 3. Привиты ценностные качества личности: ответственность, дисциплинированность, дружеская взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде, самостоятельность. 1.4. Содержание программы Учебный (тематический) план № 1. 1.1 Наименование раздела, темы Пространственновременные отношения. Положение предметов пространстве. в Количество часов Формы всего теория практика аттестации/ контроля 48 16 32 12 4 8 8 Наблюдение, опрос 1.2 1.3 1.4 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2,8 3 3.1 3.2 3.3 4. Направление движения. План. Карта путешествий. Понятия, связанные с ориентировкой во времени. Сравнение предметов и совокупностей. Величина предметов. Измерение и сравнение по длине, ширине, толщине и высоте. Масса предметов. Измерение и сравнение. Объем (емкость). Измерение и сравнение. Таблица. Символ отрицания признака предмета Кодирование и декодирование свойств предметов. Объединение предметов в совокупности. Выделение части совокупности. Логические связки. Сравнение совокупностей предметов путем установления пар. Сохранение количества. Геометрические понятия Геометрические фигуры и тела. Числа и операции над ними. Понятия «один», «много», «нисколько». Графический, словесный и количественный образ числа. Знакомство с денежными знаками. Промежуточная (итоговая) аттестация. Праздник-игра «Колобок». Итого: 4 4 88 36 52 14 8 6 Наблюдение, опрос 12 4 8 Наблюдение, опрос 12 4 8 Наблюдение, опрос 10 4 6 Наблюдение, опрос 10 4 6 Наблюдение, опрос 10 4 6 Наблюдение, опрос 10 4 6 Наблюдение, опрос 10 4 6 Наблюдение, опрос 6 0 6 2 0 2 Наблюдение, опрос 2 0 2 Наблюдение, опрос 2 0 2 Наблюдение, опрос 2 0 2 144 52 92 4 8 8 8 Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос 12 12 12 Наблюдение, опрос Наблюдение Содержание Раздел 1. Пространственно-временные отношения Тема 1.1. Положение предметов в пространстве 9 Теория: определение положения предметов в пространстве и точного выражения их положения словами: между, выше - ниже, далеко - близко, дальше - ближе, на, над, под, за, рядом. Значение и применение предмета в повседневной жизни. Практика: игры: «Разноцветные точки», «Фигуры», «В лесу». Сравнение окружающих предметов по цвету, величине, форме; загадки и стихи про осень, сбор листьев, шишек. Экскурсия в парк. Тема 1.2. Направление движения Теория: определения положения предметов в пространстве и точного выражения их положения словами: вправо, налево, слева, вперед, назад, впереди. Практика: игры: «Найди игрушку», «Ищем клад», «Холодно - жарко». Тема 1.3. План. Карта путешествий. Направление движения Теория: использование в речи понятий, выражающих направление движения - вперед, назад, вверх, вниз налево, направо; умение определять направления движения и положения предметов в пространстве. Условные обозначения предметов. Практика: коллективное составление элементарного плана ограниченного пространства (учебного кабинета). Игры: «Разноцветные точки», «Найди игрушку», «В лесу», «Ищем клад» и т.д. с целью определения направления и точного выражения словами. Тема 1.4. Понятия, связанные с ориентировкой по времени Теория: установление временных отношений. Использование в речи понятий: раньше, позже, прежде, потом, давно, теперь. Последовательность событий. Времена года. Части суток. Дни недели. Восстановление последовательности событий. Практика: игры: «Детские забавы», «Запутанные картинки». Раздел 2. Сравнение предметов и совокупностей Тема 2.1. Величина предметов. Измерение и сравнение. Теория: нахождение признаков сходств и различий. Классификация предметов на основе 1-2 свойств: большой – маленький, толстый – тонкий, выражать словами: длинный - более длинный, короткий – более короткий, такой же, средний по длине и высокий - низкий, средний по высоте т.д.). Использование условной мерки для измерения величин. Практика: игры: «Цветные цифры», предметы в окружающей обстановке, блоки Дьенеша. Тема 2.2. Масса предметов. Измерение и сравнение 10 Теория: развитие умения дифференцировать, сравнивать массу предметов «на глаз, визуально», выражать словами: легкий – более легкий, тяжелый – более тяжелый, такой же. Практика: игра: «Магазин «Фрукты и овощи». Тема 2.3. Объем (емкость). Измерение и равнение Теория: знакомство с понятиями «вместимость», «емкость». Развитие умения дифференцировать, измерять и сравнивать объем путем переливания жидкости или пересыпания сыпучего материала, выражать словами свои действия: наливаю-выливаю, насыпаю-высыпаю-пересыпаю. Практика: игры: «Кружки», «Мешочки». Емкости: баночки, стаканчики, ложки, крупа и злаковые, бусины разного калибра. Тема 2.4 Символы и таблицы Теория: развитие умения кодирования и декодирования свойств предметов, «Заполни таблицу» с целью развития умения пользоваться таблицей. Выбор символов для зашифровки свойств предметов. Кодирование и декодирование свойств предметов. Понятия «таблица», «столбец», «строка». Практика: игры: «Зашифруй свойства фигуры» с целью развития умения пользоваться символами, «Сыщик». Тема 2.5. Деление на равные части. Часть и целое Теория: знакомство с дробями (частями целого на примерах круга, квадрата, прямоугольника). Практика: делить на равные части фигуры (на примере «пиццы» из демонстрационного материала), понимать название части, уметь произнести и соотнести с каждой. Игра с карточками: «Мы делили апельсин». Тема 2.6. Сравнение совокупностей по количеству предметов путем установления пар. Сохранение количества Теория: развитие умения сравнивать совокупности по количеству предметов путем составления пар, знакомство с равенством совокупностей (одинаково, поровну, столько же), знакомство с идеей сохранения количества предметов независимо от формы и расположения предметов. Практика: игры: «Цветные цифры», «Помоги накрыть на стол», «В лесу». Тема 2.7. Геометрические понятия. Теория: знакомство с основными геометрическими понятиями; развить умение ориентироваться в простейших геометрических ситуациях, обнаруживать геометрические образы в окружающей остановке. Практика: игры: «Фигуры», «Конструктор», блоки Дьенеша. Материал: пластилин, бумага, ножницы, палочки, линейка, циркуль, угольник. Тема 2.8. Геометрические фигуры и тела 11 Теория: развитие умения распознавать геометрические фигуры и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. Знакомство с плоскостными геометрическими фигурами (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал) и объемными геометрическими телами (шар, куб, цилиндр, конус). Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы сходной формы. Практика: игры: «Фигуры», «Конструктор», развертки многогранников. Раздел 3. Числа и операции над ними Тема 3.1. Понятия «один», «много» Теория: развитие количественных представлений, введение в активный словарь понятий «один, много, немного, несколько». Знакомство с числительными и использование их в речи. Практика: игры: «Парные картинки», лото «Растения». Тема 3.2. Графический, словесный и количественный образ числа Теория: прямой и обратный счет на основе числового ряда. Пересчет группы однородных предметов, расположенных в ряд, по кругу или в случайном порядке. Составление числового ряда. Знакомство с порядковыми числительными. Практика: игры: «Загляни в сказку», «Сколько? Какой?». Тема 3.3. Знакомство с денежными знаками: монеты, купюры Теория: знакомство с монетами, купюрами. Понимать различия, уметь отсчитать определенное количество монет (или денег). Практика: игра: «Идем в магазин за покупками» (карточки с товаром и ценами). Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация Практика: праздник-игра «Колобок». 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Календарный учебный график Период обучения Дата начала обучения по программе 1 полугодие 15 сентября 2 полугодие 08 января Дата окончания обучения по программе 31 декабря 31 мая Всего учебных недель Количество учебных часов Режим занятий 15 21 60 84 2 раза в неделю по 2 учебных часа 12 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: для создания условий реализации программы занятия проводятся в специально оборудованном кабинете: соответствующее СанПиНам освещение, мебель, учебная доска. Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям: Наличие в образовательном учреждении подключения к сети Интернет – да. Скорость подключения - 2 Мбит/сек и выше. Подключение к Wi-Fi – да. Информационно-методические условия: Дидактические материалы: наглядные пособия, компакт- диски, счетные палочки, цифры, геометрические фигуры и тела, наборы палочек Кюизенера, блоки Дьенеша, танграммы, квадрат Воскобовича, волшебная восьмерка Воскобовича, числовые таблицы Зайцева. Демонстрационный и раздаточный материал в соответствии с изучаемой темой. Методические разработки: пособия, кроссворды, настольные развивающие игры, методическая литература. Наглядные материалы: плакаты, числовая лента, числовой домик, таблицы, дидактический материал по темам программы, развивающие игры для организации работы на занятиях. Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Усвоение учащимися учебного материала отслеживается в ходе проведения следующих видов контроля: − текущий контроль – осуществляется по каждому разделу методом наблюдения и опроса в течение года; − итоговый контроль – в конце учебного года. В работе используется методика педагогического наблюдения за прохождением процесса обучения. Успешность освоения материала определяется такими показателями, как степень самостоятельности, точности, полноты выполнения заданий, которую можно определить тремя уровнями: − низкий уровень – задания выполняются учащимися с помощью карточек; 13 − средний уровень – занимается самостоятельно, справляется с заданиями, отвечает на вопросы; − высокий уровень – самостоятельность, креативность, учащийся может работать по образцу, понимает инструкции, умеет выразить свою мысль, пояснить то, что делает. Промежуточная (итоговая) аттестация: проводится в форме праздника: игра «Колобок» с практическими заданиями. Критерии оценки результатов реализации программы: 1. Оценка результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения программы. Основным объектом оценки результатов служит сформированность у учащихся таких учебных действий, которые направлены на анализ своей познавательной активности и управление ею. 2. Объектом оценки предметных результатов служит способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. К концу года у учащихся должна наблюдаться положительная динамика познавательных процессов, расшириться кругозор через пространственное восприятие мира. 3. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения учащимися планируемых результатов в их личностном развитии. Материалы по выявлению: тесты на логику и мышление: «Математический тест-игра для дошколят», «Поймай рыбку». Оценочные материалы: Карта наблюдения математических представлений учащихся (Приложение 1). 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: 1. Бондаренко Е.А. Играем, развивая мышление/Е.А. Бондаренко. — М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС», ООО «ИД РИПОЛ КЛАССИК», 2005. 2. Давыдова Т.И. Тренируем память и внимание/Т.И. Давыдова. — М.: Стрекоза-пресс, 2004. 3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии/Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2006. 4. Косинова Е.И. Гимнастика для пальчиков/Е.И. Косинова. — М.: ЭКСМО, 2005. 5. Павлова Н.Н. Измерение предметов. Художн. Ю.Гуров/Н.Н. Павлова. — М.: ЭКСМО, 2005. —61 с. 6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка/Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. — М.: ЭКСМО, 2000. 14 7. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька/ Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. — М.: «Баласс», 2003. 8. Соболева О.Л. Новая математика для дошкольников с элементами развития речи/О.Л. Соболева. — М.: Дрофа-Плюс, 2008. —272 с. 9. Тренинг по сказкотерапии/Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. — СПб: Речь, 2006. Литература для учащихся, родителей (законных представителей): 1. Баженова М.А. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений/М.А. Баженова. — М.: ЭКСМО; Донецк: СКИФ, 2005. 2. Бортникова Е.Н. Чудо – обучайка/Формируем пространственновременные представления/Е.Н. Бортникова. — Екатеринбург: Литур, 2006. 3. Волина В.К. Праздник числа/ В.К. Волина. — М.: Знания, 2001. 15 № Фамилия, имя учащихся 1. 2. Т. Ит. Т. Ит. Итоговый Т. показатель по кружку Ит. (среднее значение) КОНТРОЛЬ: Т. - текущий; Ит. – промежуточный (итоговый). 16 Уровень развития Средний балл Умеет решать простые задачи объемные тела, геометрические понятия Числа 1 – 10, предметов состав чисел Объединение по цвету, форме, величине, Количественный счет в пределах 10 Порядковый счет в пределах 10 Состав чисел Наглядное изображение однозначных чисел Сравнение чисел Положение предметов Дни недели Величина предметов Длина, ширина, высота, исп-ние мерки Символы и таблицы Сравнение по количеству предметовфигуры, Геометрические КОНТРОЛЬ Приложение 1 Карта наблюдения математических представлений учащихся