1 ДООП Математические тропинки

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Математические тропинки»
Естественнонаучная направленность
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)

Автор-составитель:
Ржанникова Евгения Александровна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023

Содержание
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ............................................................................ 3
1.1. Пояснительная записка................................................................................................. 3
1.2. Цели и задачи программы ............................................................................... 7
1.3. Планируемые результаты ................................................................................ 8
1.4. Содержание программы .................................................................................. 8
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ............................ 12
2.1. Календарный учебный график ...................................................................... 12
2.2. Условия реализации программы.................................................................. 13
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .............................. 13
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................. 14
Приложение 1 ...................................................................................................................... 16

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Математические
тропинки»
естественнонаучной
направленности
разработана в соответствие с требованиями в образовании, отраженными в
следующих документах:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31.03.2022 года № 678-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
4.
Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.11.2015 года № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы»).
5.
Методические рекомендации по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей, направленные письмом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017
года № ВК-1232/09.
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29.09.2020 года № 28 СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания,
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7.
СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
8.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 года № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
9.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 года № 785-Д «Об утверждении
3

Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным заказом.
10
Устав
Муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 21.08.2015 года № 1497/46/36.
11. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 19.08.2022 года № 30.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Математические тропинки» соотносится с тенденциями развития
дополнительного образования и,
согласно
Концепции
развития
дополнительного
образования,
способствует
удовлетворению
индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном
развитии.
Актуальность.
Одной из приоритетных задач современного образования является
выявление и развитие способностей каждого ребенка в максимально
возможном диапазоне его индивидуальных ресурсов. Это обусловлено
кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом
развитии нашей страны. Потребность общества в людях, способных
нестандартно решать проблемы, вносить новое содержание во все сферы
жизнедеятельности постоянно растет.
Социальный заказ государства и общества на сохранение и
приумножение интеллектуального и творческого потенциала страны ставит
перед современной педагогикой задачу по созданию условий,
обеспечивающих выявление и развитие детской одаренности, через
внедрение
образовательных
технологий,
привлечение
ресурсов
дополнительного образования, непрерывный поиск новых форм и методов
работы.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа соотносится с тенденциями развития дополнительного
образования и, согласно Концепции развития дополнительного образования,
способствует удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в
занятиях естественнонаучной направленности.
Программа направлена на развитие интеллектуальной активности,
творческого мышления, формирование математической грамотности,
самостоятельной, нестандартно мыслящей личности, умеющей творчески
4

подходить к решению поставленной задачи на основе разнообразной
творческой деятельности. Реализации социальной адаптации и ситуации
успеха в деятельности, что будет являться залогом формирования
высокоинтеллектуального человека будущего.
Программа
предполагает
знакомство
с
математическими
представлениями в игровой форме. Множество увлекательных заданий и
интересных фактов помогут учащемуся с первого взгляда определять
фигуры, которые можно нарисовать, не отрывая карандаша от бумаги;
познакомиться со счастливыми, грустными и веселыми цифрами; пройти
сквозь лист бумаги; набросать контуры деревьев, как это делают создатели
компьютерных игр. Нескучные занятия на пространственное мышление,
логику, невероятные головоломки и задачи, ребусы, математические
кроссворды, конструирование и моделирование из бумаги заставят
задуматься даже самого смекалистого и пытливого ребенка. Содержание
занятий учит мыслить логически, проявлять сообразительность, находить
занятные варианты ответов, изобретать необычные способы решения задач.
Настольные игры: шашки, русское лото, домино учат считать, складывать,
вычитать, понимать состав числа.
Занятия предполагают различные формы объединения учащихся (пары,
малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебнопознавательной
деятельности. Большое внимание уделяется индивидуальной работе на
занятии. Основной упор в обучении отводится формированию навыков
самостоятельного поиска решения учащимися поставленных не только
математических, но и творческих задач. Обучение включает методы, которые
способствуют овладению математическими знаниями и общему
интеллектуальному развитию.
Воспитательный потенциал: программа способствует развитию
трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность,
усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой
самореализации личности.
В
процессе
реализации
программы
для
формирования
логикоматематических умений и навыков учащихся внедрены современные
педагогические игровые технологии интеллектуально-творческого развития
Н.А. Зайцева («Пять плюс», «Первая тысяча», «Пять в кубе»), В.В.
Воскобовича («Математические корзинки», «Геоконт», «Геометрик»,
«Сказочные лабиринты игры»), «технология сотрудничества».
Содержание заданий может быть скорректировано, в занятия могут
быть включены дополнительные задания, соответствующие тематике.

5

Отличительная
особенность:
отличительная
особенность
программы «Математические тропинки» от существующих программ:
−
занятия малыми группами;
−
подвижная игровая форма занятий, работа в парах, индивидуальная в
зоне ближайшего развития (ребенок-педагог);
−
увлекательные развивающие задания, которые хочется решать;
−
развитие в учащихся гибкого и оригинального мышления;
−
креативное творчество через совместную игру;
−
игры для творческих решений с кубиками LEGO;
−
исследовательская работа: поиск и разрешение проблемной ситуации.
При комплектовании учебных групп педагог учитывает специфику
половозрастных, индивидуально-психологических, физических и иных
особенностей и состояний учащихся дошкольного возраста. При
формировании и усвоении базовых геометрических и арифметических
понятий возникают психологические, дидактические и коммуникативные
проблемы. В возрасте 5 - 7 лет эти проблемы только обозначаются и легко
поддаются коррекции.
При организации образовательного процесса педагог учитывает
специфику конкретной учебной группы (успеваемость, творческая
активность, предпочтения учащихся). С самого начала необходимо строить
обучение с учетом поисково-исследовательской деятельности учащихся: на
улице, дома: рассматривать окружающий мир, изменения в природе,
расположение предметов относительно друг друга, их величины, цвет,
форму, сравнения. Основной формой организации образовательного
процесса являются практические занятия. Теоретическая часть занятия тесно
переплетена с практической частью на протяжении всего занятия.
Адресат программы: учащиеся 5-7 лет.
Возрастные особенности: категория учащихся соответствует
младшему дошкольному возрасту.
На обучение принимаются учащиеся без предварительного отбора.
Рассматривая дошкольный возраст учащихся (5-7 лет), можно говорить о
том, что игра является естественной потребностью, в процессе которой они
осваивает социальные нормы поведения, правила взаимоотношений,
приобретают элементарные навыки труда, опыт эмоциональных
переживаний и многое другое. В игре происходит развитие высших
психических функций: внимания, памяти, воли, воображении, мышления. В
игре учащиеся способны решать более сложные задачи, как практические,
так и интеллектуальные. Познавательный материал постигается путем
самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
6

Объем освоения программы: 144 часа в год.
Количество учащихся: 10 человек в учебной группе.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа.
Уровень освоения программы: стартовый – используются и
реализуются общедоступные и универсальные формы организации
материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальногрупповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, комбинированное
занятие.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: наблюдение, устный опрос.
Каждый учащийся имеет доступ к обучению, соответствующему его
возрастным и индивидуальным особенностям, определяющим его готовность
к освоению содержания программы
Особенности
организации
образовательного
процесса:
образовательный процесс организуется в традиционной форме. В период
приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: интеллектуальное развитие и социализация учащихся через
организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений
математического содержания.
Задачи.
Обучающие:
1.
Обучить основам математических знаний, терминов и научить
применять их на практике.
2.
Сформировать необходимый уровень математических представлений о
натуральном числе и арифметических действиях (числовая грамотность),
величине и геометрических фигурах, ориентировке в пространстве, понятии
о величине предметов.
Развивающие:
1.
Развить логическое мышление при мыслительных операциях, и других
психических процессах (памяти, восприятия, произвольного внимания,
творческого воображения).
2. Развить устойчивый интерес к предмету и процессу обучения в целом.
7

3. Развить мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация, аналогия).
Воспитательные:
1.
Сформировать коммуникативные навыки в среде сверстников и
взрослых.
2.
Воспитать интерес к предмету и процессу обучения в целом.
3.
Сформировать
совокупность
ценностных
качеств
личности:
трудолюбия,
ответственности,
дисциплинированности,
дружеской
взаимопомощи,
бережного
отношения
к
окружающей
среде,
самостоятельность.
1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты:
1.
Знают основные математические термины и применяют их на практике.
2.
Владеют необходимым уровнем математических представлений о
натуральном числе и арифметических действиях (числовая грамотность),
величине и геометрических фигурах, ориентируются в пространстве,
понимают величины предметов.
Метапредметные результаты:
1.
Развито логическое мышление при мыслительных операциях, и других
психических процессах (памяти, восприятия, произвольного внимания,
творческого воображения.
2. Развит устойчивый интерес к предмету и процессу обучения в целом.
3. Развиты мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация, аналогия).
Личностные результаты:
1.
Развиты коммуникативные навыки общения.
2.
Сформирован интерес к предмету и процессу обучения в целом.
3.
Привиты
ценностные
качества
личности:
ответственность,
дисциплинированность, дружеская взаимопомощь, бережное отношение к
окружающей среде, самостоятельность.
1.4. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
1.
1.1

Наименование раздела, темы
Пространственновременные отношения.
Положение предметов
пространстве.

в

Количество часов
Формы
всего
теория практика аттестации/ контроля
48

16

32

12

4

8

8

Наблюдение, опрос

1.2
1.3
1.4
2.

2.1

2.2
2.3

2.4

2.5

2.6
2.7
2,8
3
3.1
3.2
3.3
4.

Направление движения.
План. Карта путешествий.
Понятия,
связанные
с
ориентировкой во времени.
Сравнение предметов
и совокупностей.
Величина предметов.
Измерение и сравнение по
длине, ширине, толщине и
высоте.
Масса предметов. Измерение
и сравнение.
Объем (емкость). Измерение
и сравнение.
Таблица. Символ отрицания
признака предмета
Кодирование и
декодирование свойств
предметов.
Объединение предметов в
совокупности. Выделение
части совокупности.
Логические связки.
Сравнение совокупностей
предметов путем
установления пар.
Сохранение количества.
Геометрические понятия
Геометрические фигуры и
тела.
Числа и операции над
ними.
Понятия «один», «много»,
«нисколько».
Графический, словесный и
количественный образ
числа.
Знакомство с денежными
знаками.
Промежуточная
(итоговая) аттестация.
Праздник-игра «Колобок».
Итого:

4
4

88

36

52

14

8

6

Наблюдение, опрос

12

4

8

Наблюдение, опрос

12

4

8

Наблюдение, опрос

10

4

6

Наблюдение, опрос

10

4

6

Наблюдение, опрос

10

4

6

Наблюдение, опрос

10

4

6

Наблюдение, опрос

10

4

6

Наблюдение, опрос

6

0

6

2

0

2

Наблюдение, опрос

2

0

2

Наблюдение, опрос

2

0

2

Наблюдение, опрос

2

0

2

144

52

92

4

8
8
8

Наблюдение, опрос
Наблюдение, опрос

12
12
12

Наблюдение, опрос

Наблюдение

Содержание
Раздел 1. Пространственно-временные отношения
Тема 1.1. Положение предметов в пространстве
9

Теория: определение положения предметов в пространстве и точного
выражения их положения словами: между, выше - ниже, далеко - близко,
дальше - ближе, на, над, под, за, рядом. Значение и применение предмета в
повседневной жизни.
Практика: игры: «Разноцветные точки», «Фигуры», «В лесу». Сравнение
окружающих предметов по цвету, величине, форме; загадки и стихи про
осень, сбор листьев, шишек. Экскурсия в парк.
Тема 1.2. Направление движения
Теория: определения положения предметов в пространстве и точного
выражения их положения словами: вправо, налево, слева, вперед, назад,
впереди.
Практика: игры: «Найди игрушку», «Ищем клад», «Холодно - жарко».
Тема 1.3. План. Карта путешествий. Направление движения
Теория: использование в речи понятий, выражающих направление движения
- вперед, назад, вверх, вниз налево, направо; умение определять направления
движения и положения предметов в пространстве. Условные обозначения
предметов.
Практика: коллективное составление элементарного плана ограниченного
пространства (учебного кабинета). Игры: «Разноцветные точки», «Найди
игрушку», «В лесу», «Ищем клад» и т.д. с целью определения направления и
точного выражения словами.
Тема 1.4. Понятия, связанные с ориентировкой по времени
Теория: установление временных отношений. Использование в речи
понятий: раньше, позже, прежде, потом, давно, теперь. Последовательность
событий. Времена года. Части суток. Дни недели. Восстановление
последовательности событий.
Практика: игры: «Детские забавы», «Запутанные картинки».
Раздел 2. Сравнение предметов и совокупностей
Тема 2.1. Величина предметов. Измерение и сравнение.
Теория: нахождение признаков сходств и различий. Классификация
предметов на основе 1-2 свойств: большой – маленький, толстый – тонкий,
выражать словами: длинный - более длинный, короткий – более короткий,
такой же, средний по длине и высокий - низкий, средний по высоте т.д.).
Использование условной мерки для измерения величин.
Практика: игры: «Цветные цифры», предметы в окружающей обстановке,
блоки Дьенеша.
Тема 2.2. Масса предметов. Измерение и сравнение

10

Теория: развитие умения дифференцировать, сравнивать массу предметов
«на глаз, визуально», выражать словами: легкий – более легкий, тяжелый –
более тяжелый, такой же.
Практика: игра: «Магазин «Фрукты и овощи».
Тема 2.3. Объем (емкость). Измерение и равнение
Теория: знакомство с понятиями «вместимость», «емкость». Развитие умения
дифференцировать, измерять и сравнивать объем путем переливания
жидкости или пересыпания сыпучего материала, выражать словами свои
действия: наливаю-выливаю, насыпаю-высыпаю-пересыпаю.
Практика: игры: «Кружки», «Мешочки». Емкости: баночки, стаканчики,
ложки, крупа и злаковые, бусины разного калибра.
Тема 2.4 Символы и таблицы
Теория: развитие умения кодирования и декодирования свойств предметов,
«Заполни таблицу» с целью развития умения пользоваться таблицей. Выбор
символов для зашифровки свойств предметов. Кодирование и декодирование
свойств предметов. Понятия «таблица», «столбец», «строка».
Практика: игры: «Зашифруй свойства фигуры» с целью развития умения
пользоваться символами, «Сыщик».
Тема 2.5. Деление на равные части. Часть и целое
Теория: знакомство с дробями (частями целого на примерах круга, квадрата,
прямоугольника).
Практика: делить на равные части фигуры (на примере «пиццы» из
демонстрационного материала), понимать название части, уметь произнести
и соотнести с каждой. Игра с карточками: «Мы делили апельсин».
Тема 2.6. Сравнение совокупностей по количеству предметов путем
установления пар. Сохранение количества
Теория: развитие умения сравнивать совокупности по количеству предметов
путем составления пар, знакомство с равенством совокупностей (одинаково,
поровну, столько же), знакомство с идеей сохранения количества предметов
независимо от формы и расположения предметов.
Практика: игры: «Цветные цифры», «Помоги накрыть на стол», «В лесу».
Тема 2.7. Геометрические понятия.
Теория: знакомство с основными геометрическими понятиями; развить
умение ориентироваться в простейших геометрических ситуациях,
обнаруживать геометрические образы в окружающей остановке.
Практика: игры: «Фигуры», «Конструктор», блоки Дьенеша. Материал:
пластилин, бумага, ножницы, палочки, линейка, циркуль, угольник.
Тема 2.8. Геометрические фигуры и тела

11

Теория: развитие умения распознавать геометрические фигуры и находить в
окружающей обстановке предметы, сходные по форме. Знакомство с
плоскостными геометрическими фигурами (квадрат, круг, треугольник,
прямоугольник, овал) и объемными геометрическими телами (шар, куб,
цилиндр, конус). Формирование умения выделять в окружающей обстановке
предметы сходной формы.
Практика: игры: «Фигуры», «Конструктор», развертки многогранников.
Раздел 3. Числа и операции над ними
Тема 3.1. Понятия «один», «много»
Теория: развитие количественных представлений, введение в активный
словарь понятий «один, много, немного, несколько». Знакомство с
числительными и использование их в речи.
Практика: игры: «Парные картинки», лото «Растения».
Тема 3.2. Графический, словесный и количественный образ числа
Теория: прямой и обратный счет на основе числового ряда. Пересчет группы
однородных предметов, расположенных в ряд, по кругу или в случайном
порядке. Составление числового ряда. Знакомство с порядковыми
числительными.
Практика: игры: «Загляни в сказку», «Сколько? Какой?».
Тема 3.3. Знакомство с денежными знаками: монеты,
купюры
Теория: знакомство с монетами, купюрами. Понимать различия, уметь
отсчитать определенное количество монет (или денег).
Практика: игра: «Идем в магазин за покупками» (карточки с товаром и
ценами).
Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: праздник-игра «Колобок».
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Период
обучения

Дата начала
обучения по
программе

1 полугодие 15 сентября
2 полугодие 08 января

Дата
окончания
обучения по
программе
31 декабря
31 мая

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

Режим занятий

15
21

60
84

2 раза в неделю по 2
учебных часа

12

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: для создания условий
реализации программы занятия проводятся в специально оборудованном
кабинете: соответствующее СанПиНам освещение, мебель, учебная доска.
Сведения о доступе к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям:
Наличие в образовательном учреждении подключения к сети Интернет – да.
Скорость подключения - 2 Мбит/сек и выше.
Подключение к Wi-Fi – да.
Информационно-методические условия:
Дидактические материалы: наглядные пособия, компакт- диски,
счетные палочки, цифры, геометрические фигуры и тела, наборы палочек
Кюизенера, блоки Дьенеша, танграммы, квадрат Воскобовича, волшебная
восьмерка Воскобовича, числовые таблицы Зайцева. Демонстрационный и
раздаточный материал в соответствии с изучаемой темой.
Методические разработки: пособия, кроссворды, настольные
развивающие игры, методическая литература.
Наглядные материалы: плакаты, числовая лента, числовой домик,
таблицы, дидактический материал по темам программы, развивающие игры
для организации работы на занятиях.
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы осуществляется педагогами дополнительного образования, что
закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Усвоение учащимися учебного материала отслеживается в ходе
проведения следующих видов контроля:
−
текущий контроль – осуществляется по каждому разделу методом
наблюдения и опроса в течение года;
−
итоговый контроль – в конце учебного года. В работе используется
методика педагогического наблюдения за прохождением процесса обучения.
Успешность освоения материала определяется такими показателями, как
степень самостоятельности, точности, полноты выполнения заданий,
которую можно определить тремя уровнями:
−
низкий уровень – задания выполняются учащимися с помощью
карточек;
13

−
средний уровень – занимается самостоятельно, справляется с
заданиями, отвечает на вопросы;
−
высокий уровень – самостоятельность, креативность, учащийся может
работать по образцу, понимает инструкции, умеет выразить свою мысль,
пояснить то, что делает.
Промежуточная (итоговая) аттестация: проводится в форме
праздника: игра «Колобок» с практическими заданиями.
Критерии оценки результатов реализации программы:
1.
Оценка результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения программы. Основным объектом оценки
результатов служит сформированность у учащихся таких учебных действий,
которые направлены на анализ своей познавательной активности и
управление ею.
2.
Объектом оценки предметных результатов служит способность
учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. К
концу года у учащихся должна наблюдаться положительная динамика
познавательных процессов, расшириться кругозор через пространственное
восприятие мира.
3.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку
достижения учащимися планируемых результатов в их личностном развитии.
Материалы по выявлению: тесты на логику и мышление:
«Математический тест-игра для дошколят», «Поймай рыбку».
Оценочные материалы:
Карта наблюдения математических представлений учащихся (Приложение 1).
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1.
Бондаренко Е.А. Играем, развивая мышление/Е.А. Бондаренко.
— М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС», ООО «ИД РИПОЛ КЛАССИК», 2005.
2.
Давыдова Т.И. Тренируем память и внимание/Т.И. Давыдова. —
М.: Стрекоза-пресс, 2004.
3.
Зинкевич-Евстигнеева
Т.Д.,
Грабенко
Т.М.
Игры
в
сказкотерапии/Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2006.
4.
Косинова Е.И. Гимнастика для пальчиков/Е.И. Косинова. — М.:
ЭКСМО, 2005.
5.
Павлова Н.Н. Измерение предметов. Художн. Ю.Гуров/Н.Н.
Павлова. — М.: ЭКСМО, 2005. —61 с.
6.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка/Л.Г. Петерсон, Е.Е.
Кочемасова. — М.: ЭКСМО, 2000.
14

7.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька/
Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. — М.: «Баласс», 2003.
8.
Соболева О.Л. Новая математика для дошкольников с
элементами развития речи/О.Л. Соболева. — М.: Дрофа-Плюс, 2008. —272 с.
9.
Тренинг по сказкотерапии/Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
— СПб: Речь, 2006.
Литература для учащихся, родителей (законных представителей):
1.
Баженова М.А. Математическая азбука. Формирование
элементарных математических представлений/М.А. Баженова. — М.:
ЭКСМО; Донецк: СКИФ, 2005.
2.
Бортникова Е.Н. Чудо – обучайка/Формируем пространственновременные представления/Е.Н. Бортникова. — Екатеринбург: Литур, 2006.
3.
Волина В.К. Праздник числа/ В.К. Волина. — М.: Знания, 2001.

15

№ Фамилия,
имя
учащихся

1.

2.
Т.

Ит.

Т.

Ит.

Итоговый Т.
показатель
по кружку Ит.
(среднее
значение)

КОНТРОЛЬ: Т. - текущий; Ит. – промежуточный (итоговый).

16

Уровень развития

Средний балл

Умеет решать простые задачи

объемные тела, геометрические
понятия
Числа
1
–
10, предметов
состав чисел
Объединение
по
цвету, форме, величине,
Количественный счет в
пределах 10
Порядковый счет в пределах 10
Состав чисел
Наглядное изображение
однозначных чисел
Сравнение чисел

Положение предметов
Дни недели
Величина предметов
Длина, ширина, высота, исп-ние
мерки
Символы и таблицы
Сравнение по количеству
предметовфигуры,
Геометрические

КОНТРОЛЬ

Приложение 1
Карта наблюдения математических представлений учащихся


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».