ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Классический танец для малышей» Художественная направленность Возраст учащихся 5-7 лет Срок реализации 1 год Автор-составитель: Ткаченко Алина Александровна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 2 Содержание 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ........................................................ 3 1.1. Пояснительная записка ........................................................................ 3 1.2. Цели и задачи программы ....................................................................... 6 1.3. Содержание программы........................................................................... 7 1.4. Планируемые результаты ................................................................... 7 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ................ 10 2.1. Календарный учебный график......................................................... 10 2.2. Условия реализации программы ..................................................... 10 2.3. Форма аттестации/контроля и оценочные материалы ............... 12 2.4. Воспитательная работа………………………………………………..13 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................ 14 Приложение 1 .................................................................................................. 16 Приложение 2 .................................................................................................. 17 Приложение 3 .................................................................................................. 19 2 3 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Хореографическое творчество в коллективе «Bаby-dance» составлена в соответствие с требованиями в образовании, отражёнными в следующих документах: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р; 1. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 9. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от 21.08.2015 г. № 1497/46/36; 10. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе от 09.01.2024 г. № 3 Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец». Проблема развития детского творчества в настоящее время является 3. 4 одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. В настоящее время существует большой спрос со стороны детей и их родителей на образовательные услуги в области хореографии. Понимание всех положительных сторон в систематических занятиях танцем, подталкивает родителей отдавать детей в танцевальные кружки, студии в дошкольном возрасте. Танцевальные занятия предоставляют возможность самовыражения. Жизнерадостность и активность ребенка находят органичный выход в танце. Выступления перед зрителем приносят детям моральное удовлетворение, заставляют чувствовать себя успешными и все время стремиться к совершенству. Систематические занятия хореографией оказывают благоприятное воздействие на костно-мышечный аппарат, осанку, снимают эмоциональное напряжение, поддерживают и укрепляют жизненный тонус ребенка. Занятия танцем развивают у ребенка любовь к музыке, музыкальный вкус, учат слушать музыку, воспринимать, оценивать её и пластически выразительно воплощать характер музыки. Танец учит ребенка создавать художественный образ, понимать смысл произведений. Особая культура поведения в танцевальном классе формирует у ребенка понимание норм поведения в обществе, общения со сверстниками и с педагогами, развивает чувство такта. Отличительная особенность и новизна: творческие занятия хореографией в группах настраивают ребенка на созидание, раскрывают природный потенциал, формируют понимание прекрасного, активизируют внимание и ассоциативное восприятие, воспитывают художественный вкус, раскрепощают и в то же время дисциплинируют, приучают к трудолюбию, вырабатывают волю, чувство ответственности, помогают социализироваться. Таким образом, танец является многофункциональным инструментом для разностороннего развития личности ребёнка с ранних лет. Педагогическая целесообразность: педагогическая целесообразность заключается в том, что учащиеся приобщаются к танцевальной, музыкальной, театральной культуре, приобретают соответствующие навыки и умения, расширяют кругозор, учатся применять полученные знания и добиваться индивидуального результата. Кроме того, педагогическая целесообразность образовательной программы определена тем, что у учащихся формируется чувство ответственности за исполнение своих ролей и партий, коллективных и сольных, понимание, что он неотъемлемая часть в едином механизме, которым является хореографический коллектив. 5 Психофизиологические особенности учащихся, определяющие выбор программы: рассматривая дошкольный возраст можно говорить о том, что данный возрастной этап психического развития характеризуется игрой, как ведущим видом деятельности. Содержание игры, в частности в рамках учебных занятий, направлено на развитие психофизиологических особенностей, высших психических функций, способствует развитию коммуникативных умений в межличностном общении со сверстниками и взрослыми. Данный период онтогенеза связан со становлением личности и личностных механизмов поведения, осуществляется значительный рост физиологических особенностей и физических качеств личности, коррекция и развитие которых возможна в рамках творческих занятий хореографическогоколлектива. Адресат программы: возраст учащихся 5-7 лет. В процессе обучения предусмотрено проведение добора учащихся в группы. Вновь поступившие учащиеся распределяются по группам соответствующему их возрасту и уровню подготовки. Количество обучающихся в группе – 14-20 человек. Объем программы 108 часов. Срок освоения программы – 36 недель, 9 месяцев, 1 год обучения. Форма обучения – очная. Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 учебных часа. Уровень программы - «Стартовый» и предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы, дает возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, поддержать интерес, увлечённость процессом, вызвать у учащегося положительные эмоции, способствуя его самовыражению иповышению самооценки; Особенности организации образовательного процесса: программа предполагает поступление учащихся в течении года и окончание обучения на любом этапе. Образовательный процесс организуется в традиционной форме. В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс организуется с применением дистанционных технологий. Формы обучения: коллективная работа, групповая (работа в малых группах), индивидуальная работа. Формы занятий: • занятие – игра; • практическая работа с элементами беседы и игры; 6 • практическая работа с элементами импровизации; • занятие - репетиция; • концерт. Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы: • опрос; • открытые уроки; • отчетный концерт. дополнительной 1.2. Цели и задачи программы Цель программы – формирование телесных навыков и приемов передачи художественного образа языком хореографии; культурно эстетическое воспитание, развитие творческого потенциала. Задачи программы. Обучающие: 1. Обучить запоминать и координировать танцевальный материал. 2. Обучить основам музыкальной грамоты. 3. Обучить учащихся воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности. 4. Обучить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.). 5. Обучить оценивать собственное движение и движение сверстника, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно образных движений. Развивающие: 1. Развить музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память). 2. Развить творческие способности в области искусства танца. 3. Развить творческое, образное, ассоциативное мышление и навыки пластического выражения. 4. Развить художественный вкус. Воспитательные: 1. Воспитать культуру поведения и общения в хореографическом коллективе, социуме. 2. Воспитать нормы поведения в танцевальном классе, на сцене. 7 3. Воспитать интерес и любовь к танцевальной музыке разных национальностей. Планируемые результаты Предметные результаты: • получено умение запоминать и координировать танцевальный материал; • овладение основами музыкальной грамоты; • восприятие музыкальных образов и выражение их в движениях, согласование движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности; • эмоциональная отзывчивость на музыку, определение музыкальных жанров (марш, песня, танец), видов ритмики (игра, пляска, упражнение), способность различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.); • оценка собственного движения и движения сверстника, способность придумывать «свой» игровой образ, персонажа и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетнообразных движений; Метапредметные результаты: • развиты музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость намузыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память).; • развиты творческие способности и интерес к искусству танца, образное, ассоциативное мышление и навыки пластического выражения; • развито творческое, образное, ассоциативное мышление и навыки пластического выражения; • сформирован художественный вкус; Личностные результаты: • воспитана культура поведения и общения в хореографическом коллективе, социуме; • воспитаны нормы поведения в танцевальном классе, на сцене; • воспитан интерес и любовь к танцевальной музыке разных национальностей. 1.3. Содержание программы Хореографическая деятельность включает выполнение следующих 8 заданий: • упражнения на развитие физических данных; • танцевальные комбинации на координацию; • музыкальное исполнение танцевальных движений, связь музыки и танца; • пластическое выражение заданных художественных образов; • танцевальные игры; • танцевальные рисунки и перемещения по ним; • упражнения и танец с предметами; • задания на импровизацию. Учебно-тематический план Количество часов Форма Наименование раздела, темы Всего Теория Практик контроля/ аттестации а Наблюдение 1. Ритмика 6 0,5 5,5 2. Растяжка 18 0,5 17,5 2.1 Упражнения на гибкость позвоночника, а также координацию 9 0,5 8,5 Наблюдение головы и таза. 2.2. Упражнения на растяжение мышц 9 0,5 8,5 Наблюдение ног и спины. Наблюдение 3. Танец-игра 6 6 4. Танцевальные движения 13,5 0,5 13 4.1. Повороты и наклоны головы, 4,5 0,5 4 корпуса. Упражнения для плечевых суставов, для запястных суставов, и Наблюдение для локтевых суставов на изоляцию. Маленькие приседания по 6 позиции. 4.2. Упражнение на устойчивость и подготовка к маршу - «цапелька». 3 3 Наблюдение Марш с подъёмом колена. 4.3. Упражнение «туфельки» подготовка к шагу «с носка». Шаг «с 3 3 Наблюдение носка». 4.4. Бег. Прыжки. 3 3 Наблюдение Наблюдение 5. Танцевальные рисунки 9 1,5 7,5 6. Азы классического танца. 52,5 52,5 Наблюдение , Открытый 7. Промежуточная аттестация 3 3 урок Итого 108 3 105 9 СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Ритмика Теория: понятие «позиций ног - первая, третья и шестая», «руки на поясе», «поклон». Практика: разучивание позиций ног - первая, третья и шестая. Разучивание положения «руки на поясе». Разучивание поклона. Шаги простые, на пятках, на полупальцах, «как мишки» на внешней стороне стопы, «как уточки» на внутренней стороне стопы. Раздел 2. Растяжка Тема 2.1. Упражнения на гибкость позвоночника, а также координацию головы и таза Теория: понятие «исходная позиция». Практика: упражнение «Черепаха». Упражнение «Кошечка». Упражнение «Собачка». Тема 2.2. Упражнения на растяжение мышц ног и спины Теория: понятия «шпагат», «полушпагат». Практика: упражнение «Книжка». Упражнение «Волна». Упражнение «Неваляшка». Упражнение подготовка к продольным шпагатам «полушпагат», лежа на спине и сидя на полу. Упражнение поперечныйшпагат. Раздел 3. Танец-игра Практика: «Пальчик, где твой домик». «Про козла и козу». «Сороконожка». «Ходим кругом друг за другом». «Мышка». «Аквариум». «Мы делили апельсин». «Бабочки». Раздел 4. Танцевальные движения Тема 4.1. Повороты и наклоны головы, корпуса. Упражнения для суставов. Приседания по 6 позиции. Теория: понятие и различие «повороты и наклоны головы». Понятия «наклон», «подъем, опускание, вращение». Понятия «флажки»; «кулачки». Методика упражнений для локтевых суставов на изоляцию. «Что такое приседание?». Практика: упражнения «Повороты и наклоны головы». Наклоны корпуса (вперед, назад, вправо, влево). Упражнение «Подъём и опускание корпуса на 90 градусов».Упражнение «Круговые вращения корпусом». Упражнение «самолёт взлетает». Упражнение «Флажки». Упражнение «Кулачки». Упражнение «Скелетики». Упражнение «Вертолёты». Маленькие приседания по 6 позиции. Тема 4.2. Упражнение на устойчивость и подготовка к маршу – «цапелька». Марш с подъёмом колена. Теория: понятие «Марш». Практика: упражнение на устойчивость и подготовка к маршу – 10 «цапелька». Марш с подъёмом колена. Тема 4.3. Упражнение «туфельки» - подготовка к шагу «с носка». Шаг «с носка» Теория: что такое «Шаг»? Практика: упражнение «Туфельки» – подготовка к шагу «с носка». Шаг «с носка». Тема 4.4. Бег. Прыжки. Практика: упражнение «Бег с подъёмом коленей». Упражнение «бег с захлёстом голени назад». Упражнения по 6 позиции ног, «в звёздочку», подскоки;галоп. Раздел 5. Танцевальные рисунки Теория: основные танцевальные рисунки. Практика: изучение линии. Движение по кругу. Движение по диагонали. «Шахматный порядок». Раздел 6. Азы классического танца. Теория: методика исполнения основных положений, позиций, движений в классическом танце. Практика: движения у станка с опорой на две руки (лицом к станку): demi plie по 1, 2 позиции ног; grand plie по 1, 2 позиции ног; releve по 1, 2 позиции ног; battement tendu в сторону, вперёд и назад из 1 позиции ног; battement tendu jete в сторону и назад; grand battement tendu jete в сторону и назад; положение passe. Движения у станка с опорой на одну руку: battement tendu jete вперёдиз 1 позиции ног; grand battement tendu jete вперёд из 1 позиции ног. Постановка позиций рук - 1, 2, 3 позиции. Прыжки - saute по 1, 2 позиции ног. Раздел 7. Промежуточная аттестация Практика: открытый урок. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Период обучения 1 полугодие 2 полугодие Календарный учебный график Дата начала Дата окончания обучения по обучения по программе программе 10 сентября 30 декабря 09 января 28 мая Всего учебных недель 16 20 Количество учебных часов 45 63 Режим занятий 2 раза в неделю по 1,5 часа 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: 1. Просторный класс, оборудованный станками и зеркалами. 2. Музыка на цифровых носителях 3. Видеофильмы по хореографии. 11 4. Сценическая площадка. Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительная общеразвивающая программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Методические материалы: Для проведения занятий понадобятся: комплекс упражнений, подборка музыкальных произведений; стихи и сказки. Ведущими методами обучения учащихся танцевальному искусству являются: показ движений; объяснение методики исполнения движений современного танца; задания на импровизацию; танцевальная игра; постановка танцевальных композиций; просмотр видео материалов. Методы мотивации обучающихся: беседа; создание игровой ситуации, наличие общения; использование ассоциативного восприятия в процессе обучения; состязательности - наличие проблемного поля; создание ситуации успеха; соблюдение соревновательных правил, определение оценок деятельности; сотрудничество и сотворчество - отношение доверия и уважения, использование совета, умение выслушать мнение. Педагогические технологии: 1. Игровые технологии – игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта 2. Технология здоровьесберегающего обучения – для занятий хореографией мною принимаются учащиеся с различными физическими данными, поэтому возникает необходимость на уроках заниматься как общим физическим развитием, так и исправлением (коррекцией) физических недостатков. Формирование правильной техники исполнения движений создает и совершенную, в смысле «скульптурности», форму тела. В процессе обучения в коллективе формируются необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. 3. Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение – данная технология позволяет организовать обучение учащихся в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. Занятие состоит из трёх частей: I часть включает построение, приветствие, разогрев мышц, дыхания, 12 подготовку к основной деятельности и занимает 1/3 урочного времени. II часть, самая длительная, состоит из повторения, закрепления пройденного материала, разучивания новых упражнений, движений и танцевальных комбинаций, занимает 1/2 времени от урока; III часть состоит из танцевально-музыкальных игр и занимает 1/6 времени от урока. Занятия проводятся в игровой форме. 2.3. Форма аттестации/контроля и оценочные материалы Виды контроля: различаются по функциям в образовательном процессе: • входной контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия или на первых занятиях нового раздела программы. Цель – изучение готовности коллектива и каждого учащегося к усвоению нового материала, включению в деятельность; • текущий контроль – непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов образовательного процесса и создания внешней стимуляции, побуждающей учащегося к систематическим занятиям; • тематический контроль – выявление проблемных и ресурсных зон в образовательном процессе и личностном развитии обучающихся, что позволяет корректировать учебный процесс в конце определённой темы; • итоговый контроль – это контроль, завершающий значительный отрезок образовательного процесса, проводиться при завершении обучения по программе. Формами контроля за уровнем подготовки после освоения содержания каждого раздела являются: открытые уроки. Подведение итогов проводится в соответствии с разработанными критериями оценки результатов реализации программы. Промежуточная (итоговая) аттестация учащихся проводится в соответствии с разработанными критериями в форме открытого урока. Проведение педагогической диагностики развития учащегося необходимо для: • определения уровня соответствия развития учащегося с программойобучения; • планирования будущей деятельности; • стимулирования учащегося. В процессе наблюдения педагог оценивает выполнение поставленных целей и задач, ориентируясь на условно лучшие показатели, характерные для данного возраста. Цель диагностики: выявление динамики развития учащихся от 13 начального уровня до контрольной точки и от одной аттестации до другой; оценка эффективности педагогической деятельности. Метод диагностики: наблюдение во время урока, определение качества, точности, выразительности и музыкальности исполнения заданных упражнений и танцевальных комбинаций, номеров. Критерии оценки результатов: 5 баллов – движения выполнены самостоятельно, без помощи педагога, точно в соответствии с порядком и методикой исполнения, музыкально, эмоционально наполнено. 4 балла – движения выполнены точно в соответствии с порядком и методикой исполнения, музыкально, но без эмоционального наполнения или эмоционально наполнено, но не достаточно точно или музыкально. 3 балла – движения выполнены не точно относительно порядка и методики исполнения, только при помощи педагога и/или не музыкально. Параметры: Точность - танцевальные элементы и комбинации исполнены в соответствии с методикой и порядком построения движений; Музыкальность - движения выполнены в ритм музыки и соответствуют счёту заданному педагогом. Эмоциональность - движения наполнены изнутри, имеют особенный характер или манеру, соответствующую заданному образу. Учащиеся оцениваются методом наблюдения с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и сроков достижения личного результата. Оценочные материалы: 1. Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы (Приложение 1). 2. Карта выявления уровня хореографических способностей (Приложение 2). 3. Карта входного контроля (Приложение 3). 2.4. Воспитательная работа Воспитательный потенциал: в рамках реализации программы воспитательная работа связана с выполнением учебно-творческих, воспитательных, организационно-педагогических задач. В основе воспитательного компонента лежат основные направления художественное, нравственное, социально-гуманитарное, здоровьесбережение, работа с родителями, участие обучающихся в конкурсах, организация отдыха детей, мероприятия по безопасности детей. Сегодня важными приоритетами государственной политики становится привлечение молодёжи в профессиональную деятельность. В связи с этим 14 возрастает роль дополнительного образования, в котором большое внимание уделяется вопросам профессионального самоопределения подрастающего поколения. Педагогическими условиями активизации профессионального самоопределения обучающихся являются: творческие задания (сочинительство и самостоятельные постановки танцевальных связок), репетиции танцевальных композиций, позволяющие включить каждого обучающегося в различные виды учебно-профессиональной деятельности, непосредственно и опосредованно связанной с хореографическим искусством: исполнительскую, балетмейстерскую, педагогическую, культурно-просветительскую работу. 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: 1. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. - М.: Издательство «Гном иД», 2004. – 120 с. 2. Деникаева О.В. Развитие ребёнка средствами хореографии: Сборник учебных программ: Вып. 3; Объединение «Дворец молодёжи». - Екатеринбург, 2000. – 50 с. 3. Калашникова Т. И. Программа музыкально-ритмического воспитания. – ИГПК №1, 2007. 4. Костровицкая В. Сто уроков классического танца. – СПб., 2009. 5. Лисицкая Т. Пластика, ритм. – М.: Физкультура и спорт, 2005. 6. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009. 7. Руднева С. и Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. – М.: 8. «Просвещение», 1972. – 334 с. 9. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие. – М.: Владос, 10. 2008. 11. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая 12. гимнастика для детей: учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс,2001. 13. Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа: wikipedia.org 14. Глоссарий.ru. – Режим доступа: glossary.ru 15. Журнал балет. – Режим доступа: www.russianballet.ru 16. Маленькая балетная энциклопедия. – Режим доступа: ballet.classical.ru 17. Международный танцевальный журнал. – Режим доступа: www.danceinternational.org 18. Энциклопедия балет. – Режим доступа: ballet-enc.ru 15 19. Дэнсхелп.ру .– Режим доступа: dancehelp.ru Литература для учащихся и родителей: 1. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Айрис Пресс, 2009. 2. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М.: Просвещение, 2015. – 233 с. 16 Приложение 1 Степень выраженности оцениваемого качества Критерии Наблюдение I. Организационно-волевые качества: 1. Терпение 2. Воля 3. Самоконтроль Способность переносить (выдерживать) извес тные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности. терпения хватает меньше, чем на ½ занятия; 1 терпения хватает больше, чем на ½ занятия; 5 терпения занятие 10 хватает на все Способность активно волевые усилия ребенка побуждать себя к побуждаются извне; практическим иногда — самим ребенком; действиям. Умение контролировать свои поступки (приводить к должному результату свои действия). 1 5 всегда — самим ребенком; 10 ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне; 1 периодически контролирует себя сам; 5 постоянно себя сам. 10 контролирует Опрос II. Ориентационные качества 4. Самооценка. 5. Интерес к занятиям в объединении. Способность оценивать завышенная 1 адекватно реальным заниженная достижениям. нормальная 5 Осознанное участие интерес к занятиям ребенка в освоении продиктован ребенку образовательной извне программы. интерес периодически поддерживается самим ребенком 1 себя интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно Форма диагностики Показатели (оцениваемые параметры) Возможное кол-во баллов Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 10 5 10 17 Приложение 2 Карта выявления уровня хореографических способностей № 1 2 3 4 № 1 Описание составляющих Развитие физических данных гибкость выворотность прыжок растяжка выносливость равновесие шаг Средний балл: Знание основных хореографических навыков и умение их применять на практике постановка корпуса понятие "втянутое колено" понятие "вытянутый подъем", "птичка" Понятие «лягушка,бабочка», «шпагат» основные позиции ног основные позиции рук термины различных техник танца, согласно году обучения Средний балл: Пространственная ориентация понятия "ближний круг", "дальний круг" интервал ракурс умение держать рисунок точность перестроения чувство партнёра Средний балл: Психофизиологическое развитие развитие чувства ритма Описание составляющих Развитие физических данных гибкость выворотность прыжок Шкала оценки Качеств о Качество Качество Качество отсутств выражен о выражен о выражен о очень очень в ует 0 баллов слабо на уровне первично го знания слабо на уровне знаний 1 балл 2 балла Качество выражено в средней степени на средней уровне степени навыка на уровне (применяе т первичного на практике) навыка 3 балла 4 балла Шкала оценки Качеств о Качество Качество Качество отсутств выражен о выражен о выражен о очень очень в ует 0 баллов слабо на уровне первично го знания слабо на уровне знаний 1 балл 2 балла Качество выражено в средней степени на средней уровне степени навыка на уровне (применяе т первичного на практике) навыка 3 балла 4 балла Качество выражено в высокой степени на уровне уверенного применени я на практике 5 баллов Качество выражено в высокой степени на уровне уверенного применени я на практике 5 баллов 18 2 3 4 растяжка выносливость равновесие шаг Средний балл: Знание основных хореографических навыков и умение их применять на практике постановка корпуса понятие "втянутое колено" понятие "вытянутый подъем", "птичка" Понятие «лягушка,бабочка», «шпагат» основные позиции ног основные позиции рук термины различных техник танца, согласно году обучения Средний балл: Пространственная ориентация понятия "ближний круг", "дальний круг" интервал ракурс умение держать рисунок точность перестроения чувство партнёра Средний балл: Психофизиологическое развитие развитие чувства ритма 19 Карта входного контроля Фамилия имя Сколько полных лет, месяцев Рост Вес Строение тела Осанка Выворотность Стопа Балетный шаг Гибкость тела Прыжок Координация движений Музыкально-ритмическая координация Устойчивость Темперамент Особые отметки Приложение 3