ДОП Дом игрушек

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Дом игрушек»

Художественная направленность
Возраст учащихся: 10-13 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)

Автор-составитель:
Горина Екатерина Михайловна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ .................................................................. 3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................................. 3
1.2. Цель и задачи программы ............................................................................................. 8
1.3. Планируемые результаты ................................................................................ 9
1.4. Содержание программы................................................................................................ 9
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ..................................... 12
2.1. Календарный учебный график................................................................................... 12
2.2. Условия реализации программы ............................................................................... 12
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ......................................... 14
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................. 16
Приложение 1 ........................................................................................................ 18

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Дом игрушек»
художественной направленности разработана в соответствии с новыми
требованиями в образовании, отраженными в следующих документах:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «О методических рекомендациях».
5.
Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы).
6.
Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей, направленные письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 г. № ВК-1232/09.
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
8.
СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
9.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
10. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным заказом».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики
3

Свердловской области от 22.02.2022 г. № 195-Д «О проведении независимой
оценки
качества
(общественной
экспертизы)
дополнительных
общеобразовательных программ.
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 15.07.2022 г. № 648-Д «Об утверждении правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
в Свердловской области».
13. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 25.08.2023 г. № 963-Д «О внесении изменений в
приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом».
14. Устав
муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 21.08.2015 г. № 1497/46/36.
15. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе от 09.01.2024 № 3 Муниципального
автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского
(юношеского) творчества «Химмашевец».
Актуальность программы заключается в том, она разработана с учетом
запросов и потребностей учащихся и родителей (законных представителей):
формирует социально значимые знания, умения и навыки; оказывает
комплексное
обучающее,
развивающее,
воспитательное
и здоровьесберегающие
воздействие;
способствует
формированию
эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей
к творчеству, к выбору будущей профессии.
Основная актуальная идея программы – развитие воображения
и творчества подрастающего поколения посредством изготовления мягкой
игрушки своими руками.
Мягкая игрушка – один из видов декоративно-прикладного искусства,
в котором сочетаются разные элементы рукоделия: шитье, вышивка,
аппликация.
Работа над игрушкой помогает развивать воображение, чувство формы
и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, терпение, знакомит
с традициями народного художественного творчества. Данный вид рукоделия
– важный компонент трудового обучения. Учащиеся приобретают навык
шитья, работы с ножницами, клеем, развивают глазомер, объемное мышление,
4

учатся настойчивости в достижении цели.
Занятия по пошиву игрушек знакомят с историей развития игрушки,
с народными промыслами, через игрушку приобщают к культуре народа.
Содержание программы выстроено в определенной последовательности
с нарастанием сложности технологического процесса. Беседы о творчестве
художников, работающих над созданием игрушек, повышают интерес
к изучаемому, творческую активность в создании новых образцов.
Актуальность программы обусловлена тем, что изготовление игрушки –
это не только игра и развлечение, это способ творческого самовыражения,
развитие творческой инициативы, воображения, воспитание художественного
вкуса.
Воспитательный потенциал: умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию
художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности,
воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает
возможность творческой самореализации личности.
Программа «Дом игрушек» разработана с учетом потребностей
и запросов учащихся и родителей (законных представителей).
Новизна программы заключается в использовании новых технологий
и методик, ее практической значимости: она открывает большие возможности
профориентационной и трудовой деятельности. При освоении данной
программы активно используется метод творческого проекта – научить всему,
вызвать интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно.
Увлечение поначалу лишь непосредственным изготовлением предлагаемых
образцов игрушек постепенно перерастает в стремление самим придумывать
и решать образ, а затем воплощать его в материал.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она
развивает личностные качества и психические процессы у учащихся, и
основывается на преподавании теоретического материала параллельно с
формированием практических навыков. Так, например, в ходе
систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Такой труд
способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук,
совершенствованию координации движений, гибкости, точности в
выполнении действий. Занятия шитьем и декоративно-прикладным
творчеством способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою
очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка, а также
оказывает положительное, успокаивающее действие на нервную систему,
являясь источником положительных эмоций.
Занятия организуются таким образом, чтобы учащиеся принимали
5

активное участие в анализе, планировании предстоящей работы, организации
рабочего места, проводили необходимые расчеты, пользовались готовыми
выкройками, знакомились с различными видами швов, рационально
использовали инструменты, самостоятельно контролировали свои действия.
В процессе работы над мягкой игрушкой, учащиеся не только
приобщаются к творчеству, но и постигают мир более чувственно,
разнообразно. Вкладывая частичку своей души в созданную ими игрушку.
Учащиеся, общаясь между собой, обмениваются мнениями, помогают друг
другу в работе, учатся взаимному уважению и приобщаются к культуре
отношений в обществе.
Отличительные особенности. Программа создана на основе
компилятивного анализа существующей программы Е.В. Архиповой «Мягкая
игрушка» заключаются в том, что она нацелена на возрождение традиций
изготовления куклы своими руками, решение вопросов, связанных с
развитием творческой фантазии, самостоятельности, развитие эстетического
вкуса, формирование положительных качеств личности. При изготовлении
куклы используются современные материалы, которые не используются при
изготовлении покупных игрушек. А также программа нацелена на более
глубокое изучение европейских традиций по пошиву мягкой игрушки – это
кукла-Тильда.
Особенности организации образовательного процесса для программы
«Дом игрушек» включают:
−
Использование новых оригинальных технологий изготовления
мягких игрушек.
−
Обучение методом проектирования, включая разработку минипроектов, коллективных и индивидуальных творческих проектов.
−
Комплексный и вариативный подход, приобщающий детей к
народным традициям через изготовление самодельных игрушек.
−
Развитие творческих способностей и самовыражения ребёнка
через создание различных изделий.
−
Создание обстановки взаимопомощи и поддержки.
Воспитательный потенциал: решение задач информирования детей,
создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной
деятельности, формирования межличностных отношений на основе
российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из
учебных занятий.
Методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение,
внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых,
детей); метод упражнений (приучения); поощрения (индивидуального и
6

публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и
самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании;
методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности объединения в ДДТ «Химмашевец».
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе.
Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путем опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и
после ее завершения (итоговые исследования результатов реализации
программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребенка, учащегося, а получение общего представления
о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в
достижении определенных в программе целевых ориентиров воспитания,
влияния реализации программы на коллектив учащихся: что удалось достичь,
а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты,
полученные в ходе оценочных процедур (опросов, интервью) используются
только в виде агрегированных усредненных и анонимных данных.
Адресат программы: программа ориентирована на учащихся 10-13 лет.
Возрастные особенности: категория учащихся соответствует
младшему и среднему школьному возрасту. У учащихся данного возрастного
периода хорошо развита механическая память, произвольное внимание,
наглядно-образное
мышление,
развиваются
познавательные
и
коммуникативные умения и навыки, прослеживается потребность в
творческой активности.
В процессе изготовления изделий, учащиеся получают большие
возможности для творчества. В этом возрасте дети стремятся к конечному
результату, т.е. изготовлению изделия, а также его оформлению. Им
свойственно желание внести что-то новое, украсить игрушку по-своему,
ощутить результат собственного творческого поиска. Обращение к изучению
декоративно-прикладного искусства развивает эстетический вкус, вызывает
интерес и любовь к искусству, а также желание вернуться к этому виду
ручного труда.
Таким образом, в процессе изготовления игрушки учащийся
7

приобретает практические навыки кройки и шитья, навыки работы с разными
материалами и инструментами, умение подбирать гармоничные цвета и
оттенки ткани.
Количество в группе от 10 до 15 человек. Набор учащихся свободный,
группы – разновозрастные. На первый год обучения возможен прием
учащихся разных возрастов в зависимости от их желаний и способностей.
Комплектование творческого объединения проводится без предварительного
отбора.
При запросе родителей (законных представителей) возможна
реализация индивидуального образовательного маршрута учащегося по
индивидуальному плану.
Объем программы: 144 часа.
Срок освоения программы: 1 год обучения – 36 недель.
Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная.
Режим занятий: 2 раза в неделю 2 учебных часа (продолжительность
занятия 40 минут, 10 минут перемена).
Особенности реализации образовательного процесса.
В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
Уровень освоения программы: стартовый уровень – используются и
реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала,
минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий: беседа, практические занятия, комбинированные
занятия, итоговые, выставки-конкурсы, выставки.
Формы подведения итогов реализации программы: наблюдение,
тестирование, опрос, выставка.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие творческих способностей через освоение
основ декоративно-прикладного творчества и шитья посредством
изготовления мягкой игрушки.
Задачи программы.
Обучающие:
1. Способствовать формированию знаний, умений, навыков в области
шитья, декоративно-прикладного искусства.
2. Способствовать овладению технологическими приемами ручной
обработки материалов.
3. Обучить основам технологического изготовления мягких игрушек;
8

научить декорировать игрушку.
4. Научить правильно организовывать свое рабочее место.
Развивающие:
1. Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого
ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус.
2. Развивать образное и пространственное мышление, память,
воображение, внимание.
3. Развивать усидчивость, аккуратность.
4. Развивать моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
1. Сформировать практические трудовые навыки в процессе обучения
и воспитания, привычки точного выполнения правил трудовой культуры.
2. Воспитывать инициативность, исполнительность, ответственность,
трудолюбие.
3. Сформировать эмоциональную отзывчивость, сопереживание,
готовность к совместной деятельности со сверстниками.
1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты:
1. Сформированы знания, умения, навыки в области шитья,
декоративно-прикладного искусства.
2. Владеют технологическими приемами ручной обработки
материалов.
3. Владеют основами технологического изготовления мягких игрушек;
могут самостоятельно декорировать игрушку.
4. Умеют организовывать свое рабочее место.
Метапредметные результаты:
1. Развиты природные задатки, творческий потенциал каждого
ребенка: фантазия, наблюдательность, мышление, художественный вкус.
2. Развито образное и пространственное мышление, память,
воображение, внимание.
3. Развита усидчивость, аккуратность.
4. Развита моторика рук, глазомер.
Личностные результаты:
1. Сформированы практические трудовые навыки в процессе обучения
и воспитания, привычки точного выполнения правил трудовой культуры.
2. Воспитана инициативность, исполнительность, ответственность,
трудолюбие.
3. Сформирована эмоциональная отзывчивость, сопереживание,
готовность к совместной деятельности со сверстниками.
9

. Содержание программы
Учебный тематический план
№
1.
2.
3.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
5.
5.1.
5.2.
6.
6.1.
6.2.
6.3.
7.
7.1.
7.2.
8.

Разделы, темы
Вводное занятие
Ручные швы
Виды игрушек
Изготовление тильдакуклы
Схема изготовления, лекала
Тильда-кукла «Балерина»
Кукла Дед Мороз
Кукла Снегурочка
Кукла с пуговичным
креплением рук и ног
Объемная игрушка
Объемная игрушка из ткани
Объемная игрушка из меха
Сувениры и подарки
Праздничный воротничок
Косметичка
Игольница-манекен на
подставке
Пошив игрушек из фетра
и ткани
Пошив игрушек из фетра
Шитье игрушек с
наполнением из ткани
Промежуточная
(итоговая) аттестация
Итого:

Количество часов
Всего Теория Практика
2
2
0
6
2
4
2
1
1

Формы аттестации
/контроля
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

56

11

45

2
12
10
10

1
2
2
2

1
10
8
8

Наблюдение
Наблюдение, выставка
Наблюдение, выставка
Наблюдение, выставка

22

4

18

Наблюдение, выставка

40
32
8
16
6
6

5
4
1
3
1
1

35
28
7
13
5
5

Наблюдение, выставка
Наблюдение, выставка

4

1

3

Наблюдение, выставка

20

4

16

10

2

8

10

2

8

Наблюдение, выставка
Наблюдение, выставка

2

1

1

Выставка

144

29

115

Опрос, выставка
Опрос, выставка

Содержание учебного тематического плана
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: задачи и цели программы. Сообщение исторических сведений:
«История куклы». Техника безопасности в кабинете.
Практика: просмотр готовых изделий, фотографий, рисунков. Игра на
знакомство.
Раздел 2. Ручные швы
Теория: теория шитья ручных швов и их применение на практике.
Инструменты и приспособления для рукоделия (нитки, ткани, сантиметровые
ленты, лекала, фурнитура). Ручные иглы (разновидности и назначение).
Подбор наперстка. Виды ножниц, их применение.
Практика: выполнение образцов с помощью ручных швов («вперед
иголку», «назад иголку», «петельный», «шов через край», «потайной»).
Применение их в выполнении мягкой игрушки.
Раздел 3. Виды игрушек
10

Теория: виды игрушек и их назначение. История создания мягких
игрушек. Наглядные пособия, образцы игрушек. Эскизирование игрушек.
Практика: Игра «Ой, ой, кто такой? Угадай-ка». Создание эскизов.
Раздел 4. Изготовление тильда-куклы
Тема 4.1. Схема изготовления, лекала.
Теория: конструирования по лекалам тканевых образцов для пошива.
Разновидности тканей. Их сочетание по цвету и фактуре. Особенности кроя.
Беседа: «История куклы-Тильда». Технология изготовления и художественное
оформление игрушки.
Практика: изготовление лекал. Определение по внешнему виду и на
ощупь вида ткани, рассказ о её характерных особенностях и свойствах.
Тема 4.2. Тильда-кукла «Балерина»
Теория: особенности и технология изготовления куклы.
Практика: пошив куклы «Балерина». Подготовка и оформление
итоговой выставки.
Тема 4.3. Кукла Дед Мороз
Теория: особенности и технология изготовления куклы.
Практика: пошив куклы «Дед Мороз». Подготовка и оформление
итоговой выставки.
Тема 4.4. Кукла Снегурочка
Теория: особенности и технология изготовления куклы.
Практика: пошив куклы «Снегурочка». Подготовка и оформление
итоговой выставки.
Тема 4.5. Кукла с пуговичным креплением рук и ног
Теория: особенности и технология изготовления куклы.
Практика: пошив куклы. Подготовка и оформление итоговой выставки.
Раздел 5. Объемная игрушка
Тема 5.1. Объемная игрушка из ткани
Теория: теория изготовления лекал и выкроек для пошива игрушек.
Практика: изготовление игрушек по выбору, декор. Подготовка и
оформление итоговой выставки.
Тема 5.2. Объемная игрушка из меха
Теория: разновидности меха. Особенности края и пошива. Беседа
«Изображение животных в искусстве». Моделирование лекал. Особенности
оформления мордочки.
Практика: увеличение выкройки. Моделирование выкройки.
Изготовление игрушек по выбору, декор. Подготовка и оформление итоговой
выставки.
Раздел 6. Сувениры и подарки
11

Тема 6.1. Праздничный воротничок
Теория: разновидности тканей. Сочетание тканей по цвету и фактуре.
Особенности кроя. Технология изготовления и художественное оформление
изделия.
Практика: изготовление изделия, декор. Подготовка и оформление
итоговой выставки.
Тема 6.2. Косметичка
Теория: разновидности изделий с фермуарами. Особенности края и
пошива. Моделирование лекал. Художественное оформление изделия.
Практика: изготовление лекал. Увеличение выкройки. Моделирование
выкройки. Изготовление изделия по выбору, декор. Подготовка и оформление
итоговой выставки.
Тема 6.3. Игольница-манекен на подставке
Теория: разновидности материалов. Особенности края и пошива.
Художественное оформление изделия.
Практика: изготовление лекал. Изготовление изделия по выбору,
декор. Подготовка и оформление итоговой выставки.
Раздел 7. Пошив игрушек из фетра и ткани
Тема 7.1. Пошив игрушек из фетра
Теория: изучение фетра, работа с ним.
Практика: подбор ткани. Крой. Шитье игрушек по выбору.
Тема 7.2. Шитье игрушек с наполнением из ткани
Теория: классификация тканей, работа с ними.
Практика: подбор тканей. Крой. Шитье игрушек по выбору.
Раздел 8. Промежуточная (итоговая) аттестация
Теория: тестирование.
Практика: выставка итоговых работ по выбору.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Календарный учебный график
Начало
Окончания
Период
обучения по обучения по
обучения
программе
программе
1 период 09.01.2025
30.05.2025
2 период 10.09.2025
28.12.2025

Всего
Количество
учебных
учебных
Режим занятий
недель
часов
20
144
2 раза в неделю по 2 часа
16

В летний каникулярный период занятия не проводятся. Продолжение
занятий в сентябре происходит по расписанию, утвержденному МАУ ДО
ДДТ «Химмашевец».
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: для создания условий
реализации программы занятия проводятся в специально оборудованном
кабинете: соответствующее СанПиНам освещение, горячая и холодная вода,
12

выставочные стенды, шкафы – витрины.
Для организации работы на занятиях в кабинете должны быть: столы,
стулья; шкафы для хранения; швейные машины; набор материалов и
инструментов
для
занятий
декоративно-прикладным
творчеством
(инструменты и приспособления для шитья: ножницы, иглы, булавки,
напёрстки, линейки, сантиметровая лента; расходные материалы: ткани,
нитки, синтепон, декоративные элементы (пуговицы, бусины, ленты).
В обучении используются следующие электронные образовательные
ресурсы, информационные технологии и методические материалы:
− Академия рукоделия (www.i2r.ru).
− Основы цветоведения (www.izomir.narod.ru).
− Кружок кройки и шитья мягких игрушек (vk.com/club43205721).
− Мягкие игрушки своими руками (www.liveinternet.ru).
− Выкройки мягких игрушек (tildas.ru).
− Мягкая игрушка своими руками для начинающих (koffkindom.ru).
− Мягкие игрушки своими руками (www.infoniac.ru).
Информационно-методическое обеспечение:
− дидактические
материалы:
методические
разработки,
методическая литература.
− наглядные материалы: образцы изделий, шаблоны, таблицы и
схемы, инструктажи по выполнению игрушек, инструктажи по технике
безопасности, образцы готовых изделий, коллекция образцов тканей, пряжи,
картонные лекала по каждому изделию в достаточном количестве.
− технические средства обучения: компьютер, монитор, принтер,
интернет-ресурсы.
− информационное обеспечение: на занятиях используются фото,
видео- и аудио-материалы, методические разработки.
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. №
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
Сведения о доступе к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям:
Наличие в образовательном учреждении подключения к сети Интернет –
да.
Скорость подключения - 2 Мбит/сек и выше.
13

Подключение к Wi-Fi – да.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды и формы контроля:
− текущий контроль осуществляется в ходе выполнения практического
задания по каждому разделу методом наблюдения, теоретические знания
проверяются в ходе беседы или фронтального опроса;
− тематический контроль проводится по окончании каждой темы
проходит просмотр готовых изделий, демонстрирующий лучшие образцы
швов, лучшие рисунки, лучшие изделия. При обсуждении их отмечаются
недостатки, типичные ошибки и недочеты.
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме выставки
в соответствии с разработанными критериями оценки результатов реализации
программы.
Критерии оценки результатов реализации программы:
− усвоение знаний, умений, навыков по базовым разделам программы;
− личностный рост, развитие общительности, работоспособности;
− формирование художественных способностей, эстетического вкуса;
− при оценке знаний, умений и навыков учитывается участие в
выставках, конкурсах прикладного творчества.
Художественная выразительность и практические умения оцениваются
по следующим критериям: художественная выразительность: форма, цвет,
композиция; сложность, изобретательность, авторская идея; качество,
выявление ошибок и пути их исправлений; самоанализ, самооценка.
Критерии оценки результатов практической деятельности по программе
можно считать следующее: создание каждым учащимся своего оригинального
проекта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного
результата.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
высокий; средний; низкий.
1 уровень – высокий, полное освоение содержания образования (80100%).
2 уровень – средний, частичное освоение содержания программы (5080%), но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки.
3 уровень – низкий, не полностью освоил содержание программы (3050%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении
практических заданий.
Оценочные материалы:
1. Карта наблюдения развития творческих способностей учащихся
(Приложение № 1).
14

2. Карта мониторинга развития творческих способностей учащихся
(Приложение № 2).

15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Андреева И.А. Шитье и рукоделие/И.А. Андреева. – М.: Большая
Российская энциклопедия, 2000. – 288 с.
2. Белова Н.Р., Неботова З.Л. Мягкая игрушка/Н.Р. Белова, З.Л.
Неботова. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2000. – 336 с.
3. Городкова Т.В., Нагибина М.И. Мягкие игрушки – мультяшки и
зверюшки/Т.В. Городкова. – Ярославль: «Академия развития», 2013. – 120 с.
4. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах/А.В.
Ефимова. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
5. Зайцева И.Г. Мягкая игрушка/И.Г. Зайцева. – М.: Издательский дом,
2011. – 122 с.
6. Кононович Т.П. Мягкие игрушки/Т.П. Кононович. — СПб: Астрель:
Сова, 2008. — 16 с.
7. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Девичьи хлопоты/М.В. Максимова,
М.А. Кузьмина. – М.: Эксмо-Пресс, 2006. – 80 с.
8. Максимова М.В, Кузьмина М.А. Лоскутики/М.В. Максимова, М.А.
Кузьмина. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 112 с.
9. Максимова М.В., Кузьмина Н. Мозаика лоскутных узоров/М.В.
Максимова, М.А. Кузьмина. – М.: Экмо-Пресс, 2013. – 64 с.
10. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров/О.С.
Молотобарова. – М.: Просвещение, 2010. – 56 с.
11. Павлова Н. Мягкая игрушка. 100 новых моделей/Н. Павлова. –
Ростов-н/Д.: Владис, 2004. – 192 с.
12. Петухова В.И. Мягкая игрушка/В.И. Петухова. – М.: Просвещение,
2011. – 88 с.
13. Хаммонд У. Я шью сама/У. Хаммонд. — М.: Мой мир, 2006. — 64 с.
Электронные ресурсы:
1.
Выкройки мягких игрушек. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://poleevaav.ru/vykrojki-myagkix-igrushek.
2.
Праздники. Поделки своими руками [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://svoimirukamy.com/category/prazdniki.
Литература для учащихся, родителей (законных представителей):
1. Агапова И., Давыдова М. Мягкая игрушка своими руками/И.
Агапова, М. Давыдова. – М.: Айрис Пресс, 2012. – 30 с.
2. Деревянко Н.С. Мягкая игрушка: Волшебный сад/Н.С. Деревянко. –
М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. – 100 с.
3. Калинин М. Рукоделие для детей/М. Калинин. – Минск: Полымя,
2011. – 215 с.
16

4. Кононович Т.И. Мягкая игрушка: Веселый зоопарк/Т.И. Кононович.
– М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. – 88 с.
5. Кочетова С.В. Мягкая игрушка: Игрушки из носочков/С.В. Кочетова.
– М: РИПОЛ КЛАССИ», 2001. – 110 с.
6. Путянина Е.Б. Шьем мягкие игрушки/Е.Б. Путянина. – Ростов-н/Д.:
Феникс, 2011. – 200 с.
7. Фролова Т.О. Мягкая игрушка/Т.О. Фролова. – М.: ACT, 2004. –
238 с.

17

Приложение 1

№
п/
п
1.
2.
3.

4.

5.

Карта наблюдения развития творческих способностей учащихся
Показатели
Высокий
уровень
3 балла

Критерии оценки
Склонность к творчеству
Готовность к саморазвитию
Творческая активность:
1. чувство новизны
2. направленность на творчество
3. самооценка творчества
Развитость творческих (интеллектуальных)
качеств:
1. самостоятельность
2. наблюдательность
3. заинтересованность в деле
4. творческое мышление(креативность)
5. потребность в качественной работе
Сформированность творческих
(эмоционально-волевых) качеств:
1. обязательность
2. решительность
3. оптимистичность
4. уравновешенность (уверенность тревожность)
18

Средний
уровень
2 балла

Низкий
уровень
1 балл

Карта наблюдения развития практических навыков и творческих способностей учащихся
Критерии оценки

№

Ф.И. учащегося

Развитость
практических
умений (шитье,
изготовление
лекал, работа с
объемом и др.)

Способность
самостоятельно
Готовность к
изготовить
саморазвитию
изделье
(игрушку/куклу)

Баллы

3

2

Баллы

1

3

2

Баллы

1

3

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

19

2

Развитость
творческих
качеств

Творческая
активность

Баллы

1

3

2

Итоги

Баллы

1

3

2

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».