ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Мир творчества
Художественная направленность
Возраст 7-11 лет,
Срок реализации -1 год (144 часа)
Автор-составитель:
Альтман Мария Михайловна
педагог дополнительного образования
Екатеринбург, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ............................................... 3
1.1. Пояснительная записка................................................................................................. 3
1.2. Цели и задачи программы............................................................................................ 6
1.3. Планируемые результаты ............................................................................................ 7
1.4. Содержание программы. .............................................................................................. 8
Учебный тематический план .............................................................................................. 8
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ...................................12
2.1. Календарный учебный график..................................................................................12
2.2. Условия реализации программы ..............................................................................12
2.3. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы......................................14
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................14
Приложение 1 ...................................................................................................................... 17
2
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир творчества»
художественной направленности разработана в соответствии с требованиями
в образовании, отраженных в следующих документах:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «О методических рекомендациях».
5.
Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы).
6.
Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей, направленные письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 г. № ВК-1232/09.
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи».
8.
СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
9.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
10. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным заказом».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики
3
Свердловской области от 22.02.2022 г. № 195-Д «О проведении независимой
оценки
качества
(общественной
экспертизы)
дополнительных
общеобразовательных программ.
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 15.07.2022 г. № 648-Д «Об утверждении правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
13. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 25.08.2023 г. № 963-Д «О внесении изменений в приказ
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом».
14. Устав муниципального автономного учреждения дополнительного
образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от
21.08.2015 г. № 1497/46/36.
15. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе от 09.01.2024 № 3 Муниципального автономного
учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского)
творчества «Химмашевец».
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир творчества»
соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и, согласно
Концепции
развития
дополнительного
образования,
способствует
удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном развитии.
Программа формирует социально значимые знания, умения и навыки
оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное воздействие,
способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности,
приобщает детей к творчеству.
Актуальность программы обусловлена современным социальным заказом
на художественное образование детей. Развитие детского творчества в
настоящее время является одной из наиболее актуальных задач, как в
теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем
условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых
этапах её становления. Современные дети активно осваивают мир, и информация
приобретает визуальный облик. В процессе рисования у учащегося
совершенствуются наблюдательность, формируется художественный вкус,
развиваются творческие способности и технические навыки − зрительная оценка
4
формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, координация глаза и
руки, владение кистью руки.
Отличительной особенностью программы является комплексное
изучение предметов «Рисунок», «Живопись», «Композиция», что позволяет
изучить основы изобразительного искусства, развить творческие способности
учащихся, их художественное и эстетическое развитие. Также в программе
присутствуют разделы «Декоративно прикладное искусство» и «Скетчинг», что
позволит проявить свои творческие способности и попробовать новый вид
быстрых зарисовок.
В основе всех занятий лежит наблюдение и изучение окружающей
действительности, формирование у детей целостного, живого представления о
предметах и явлениях. А также получают знания о простейших закономерностях
строения формы, линейной и воздушной перспективах, цветоведения,
композиции, декоративной стилизации форм и правилах рисования.
Знания, умения и навыки, полученные учащимися по программе, дают
базовую подготовку для использования их в дальнейшем обучении, что
позволяет учащимся в профориентировании.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
занятия изобразительным искусством как одно из важных условий
гармонического развития личности, способствующее формированию
нравственности. В основе занятий по изобразительному искусству лежит
систематическое развитие у учащихся способности эстетически воспринимать
действительность и по мере сил творчески отражать её в художественных
образах.
Воспитательный потенциал: умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию
художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности,
воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает
возможность творческой самореализации личности.
Программа разработана с учетом потребностей и запросов учащихся и
родителей (законных представителей).
Адресат программы: программа ориентирована на учащихся 7-11 лет.
Содержание программы учитывает возрастные и психологические особенности
детей младшего школьного возраста.
Возрастные
особенности:
данный
возраст
характеризуется
интеллектуальной и познавательной активностью, которая стимулируется
учебно-познавательной мотивацией. В этот период формируются способности к
формам
обобщения,
умозаключения,
абстракции.
Такое
познание
осуществляется детьми в основном, в наглядно-образной форме. Воображение
5
развивается лишь при условии проведения специальной работы по его
активизации. В целом для этого уровня мышления характерно осознание
учащимися собственных интеллектуальных операций и управление ими.
Мышление переходит от наглядно-образного и начальных форм словеснологического к абстрактно-логическому мышлению, в основе которого лежит
высокая степень обобщённости и абстрактности.
Набор учащихся свободный, количество в группе: 15-17 человек.
Комплектование объединения проводится в свободном порядке, без
предварительного отбора. Состав группы – постоянный, разновозрастной.
При запросе родителей (законных представителей) возможно реализация
индивидуального образовательного маршрута учащегося по индивидуальному
плану.
Объем программы: 144 часа.
Срок освоения программы: 1 год обучения.
Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная.
Режим занятий: 2 раза в неделю 2 учебных часа (продолжительность
занятия 40 минут, 10 минут перемена).
Уровень освоения программы: стартовый уровень – используются и
реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала,
минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Форма организации образовательного процесса:
- индивидуально - групповая;
- групповая
- коллективная.
Виды занятий: беседы, практические задания, коллективные работы,
организация игровых ситуаций, связанных с рефлексией мыслительной
деятельности.
Формы подведения результатов:
Для оценки результата применяется педагогическое наблюдение, опрос,
выставка.
1.2. Цели и задачи программы
Цель - раскрыть и развить творческие способности посредством занятий
изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством.
Задачи:
Обучающие:
1.
Сформировать художественно-образное и пространственное
мышление как основу развития творческой личности.
6
2.
Обучить основам реалистического и декоративного рисования,
навыкам рисования с натуры, по памяти, по представлению, воображению.
3.
Познакомить с правилами и законами композиции.
4.
Познакомить с жанрами живописи.
5.
Научить овладению техническими приемами акварели, гуаши,
пастели, сангины, линера и др.
Развивающие:
1. Развивать самостоятельность, коммуникативные способности в
общении учащихся друг с другом.
2. Развивать наблюдательность, сравнение, обобщение, воображение,
ассоциативное мышление.
Воспитательные:
1. Сформировать эмоциональную отзывчивость.
2. Воспитать культуру диалога со сверстниками и взрослыми.
3. Воспитать уважительное отношение к своей работе и работе другого
учащегося.
1.3. Планируемые результаты
Предметные:
1.
Проявляют художественно-образное и пространственное мышление.
2.
Обучены основам реалистического и декоративного рисования,
обладают навыкам рисования с натуры, по памяти, по представлению,
воображению.
3.
Ознакомлены с правилами и законами композиции.
4.
Ознакомлены с жанрами живописи.
5.
Владеют техническими приемами акварели, гуаши, пастели,
сангины, гелиевых ручек и др.
Метапредметные:
1. Проявляют самостоятельность, коммуникативные способности в
общении детей друг с другом.
2. Проявляют наблюдательность, воображение и ассоциативное
мышление, умеют сравнивать и обобщать.
Личностные:
1. Сформирована эмоциональная отзывчивость.
2. Воспитана культура диалога со сверстниками и взрослыми.
3. Воспитано уважительное отношение к своей работе и работе другого
учащегося.
7
1.4. Содержание программы.
Учебный тематический план
Количество часов
№
Название раздела, темы
«Введение в программу».
«Цветоведение. Живопись».
Цветовой круг Иттена.
Теплые и холодные цвета. Выполнение
работы в теплых оттенках
2.3. Выполнение работы в холодных
оттенках
2.4. Знакомство и приемы работы с
акварелью. Смешивание.
2.5. Знакомство и приемы работы с
гуашью. Смешивание.
2.6. Хроматические и ахроматические
цвета.
2.7. Монохромные композиции
2.8. Воздушная перспектива.
2.9. Натюрморт. Виды натюрморта.
2.10. Пейзаж.
3.
«Композиция»
3.1. Основные законы композиции.
1.
2.
2.1.
2.2.
всего
теория
практика
2
44
2
6
1
14
1
2
1
30
1
4
6
2
4
4
1
3
Наблюдение
4
1
3
Наблюдение
2
1
1
Опрос
4
4
6
6
36
2
1
1
2
2
13
1
3
3
4
4
23
1
Выставка
Наблюдение
Выставка
Выставка
3.2
3.3.
3.4.
Статичная композиция
Динамичная композиция
Русские народные сказки
6
6
6
2
2
2
4
4
4
3.5.
3.6.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
5.
Животные
Профессии вокруг
«Графика».
Типы линий.
Фактура. Текстура.
Космос
Подводный мир.
Сказочный город
Весенний букет цветов
Линейная перспектива с точкой схода.
«Декоративно-прикладное
творчество».
Орнамент.
Народные узоры.
«Скетчинг»
«Промежуточная
(итоговая)
аттестация»
Итого
8
8
38
2
6
6
6
6
6
6
12
3
3
13
1
2
2
2
2
2
2
4
5
5
25
1
4
4
4
4
4
4
8
4
8
10
2
1
3
2
-
3
5
8
2
144
47
97
5.1.
5.2.
6.
7.
8
Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение
Наблюдение
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение
Опрос.
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Выставка
Наблюдение
Выставка.
Наблюдение
Наблюдение
Выставка
Выставка
Выставка
Наблюдение
Наблюдение
Выставка
Наблюдение
Наблюдение
Выставка
Содержание учебного тематического плана
Раздел 1. Введение в программу.
Теория: техника безопасности. Знакомство с группой. Постановка целей
на год. Правила работы с художественными материалами, правила поведения в
кабинете и во время учебного процесса.
Практика: задание на творческую составляющую «Что ты видишь в
квадрате».
Раздел 2. Цветоведение. Живопись.
Тема 2.1. Цветовой круг Иттена.
Теория: изучение цветового круга, названий цветов, основные, составные,
родственные, противоположные цвета, колорит, насыщенность, светлота,
цветовая гамма, контраст и др.
Практика: заполнение круга, смешивание цветов.
Тема 2.2. Теплые и холодные цвета. Выполнение работы в теплых
оттенках.
Теория: разделение цветов на теплые и холодные
Практика: создание двойной композиции с использованием теплой и холодной
палитр. Выполнение работы теплой палитрой цветов.
Тема 2.3. Выполнение работы в холодных оттенках.
Теория: разделение цветов на теплые и холодные
Практика: выполнение работы холодной палитрой цветов.
Тема 2.4. Знакомство и приемы работы с акварелью. Смешивание.
Теория: акварельная растяжка (монохромная и двуцветная)
Практика: выполнение растяжек акварелью, смешивание палитры в
квадрате.
Тема 2.5. Знакомство и приемы работы с гуашью. Смешивание.
Теория: изучение приемов работы в технике гуашь, выразительные особенности
белой краски и ее оттенков.
Практика: выявление необходимых оттенков, намешивание краски для работы,
выполнение работы.
Тема 2.6. Хроматические и ахроматические цвета.
Теория: разделение цветов на хроматические и ахроматические.
Практика: выполнение работы в хроматической/ахроматической цветовой
гамме.
Тема 2.7. Монохромные композиции.
Теория: понятие монохромная композиция, этапы создания монохромной
композиции.
9
Практика: создание композиции, развибка по цветам, смешивание краски для
монохромной композиции, выполнение работы.
Тема 2.8. Воздушная перспектива.
Теория: понятие воздушная перспектива. Близко – ярко, насыщенно. Далеко –
холоднее, бледнее, менее насыщенно.
Практика: выполнение работы.
Тема 2.9. Натюрморт.
Теория: многообразие оттенков цвета. Знакомство с понятиями:
«локальный цвет», «оттенок». Выполнение натюрмортов из 2-3 предметов.
Практика: выполнение упражнений на растяжку цвета, получение
различных оттенков. Ведение последовательной работы в техниках живописи
акварель, гуашь. Выполнение работы в реалистическом стиле и др.
Тема 2.10. Пейзаж.
Теория: пейзаж, изучение понятий «линия горизонта», «ближний и дальний
планы».
Практика: выполнение работы.
Раздел 3. Композиция.
Тема 3.1. Основные законы композиции.
Теория: основные законы композиции (цельности, типизации, контрастов,
подчиненности идейному замыслу) и виды композиции (статичная и
динамичная).
Практика: применение законов в рисунке.
Тема 3.2. Статичная композиция.
Теория: статика.
Практика: передача статичности в работе.
Тема 3.3. Динамичная композиция.
Теория: динамика.
Практика: передача динамики в композиции.
Тема 3.4. Русские народные сказки.
Теория: беседа о сказке. Выбор сюжета. Характер образа. Обсуждение
темы.
Практика: выполнение работы. Эскиз. Композиция. Работа в цвете.
Тема 3.5. Животные.
Теория: беседа о животных. Выбор сюжета.
Практика: выполнение работы. Композиция. Выбор техники и материалов.
Тема 3.6. Профессии вокруг.
Теория: знакомство с профессиями художественной направленности.
Практика: выполнение работы.
Раздел 4. Графика.
10
Тема 4.1. Типы линий.
Теория: какие бывают линии
Практика: работа графическими материалами, создание композиции. Пластика
линий. Выполнение зарисовок (противоположных образов по пластическому
решению: голубь-орел, лебедь-коршун).
Тема 4.2. Фактура. Текстура.
Теория: изучение различных видов поверхностей, правила нанесение штриховки
Практика: отрисовка фактур (камень, дерево, ракушки, перо, мех и т.д.).
Тема 4.3. Космос.
Теория: этапы выполнения зарисовки в графике. Обсуждение темы. Выбор
сюжета.
Практика: выполнение работы. Эскиз. Композиция.
Тема 4.4. Подводный мир.
Теория: обсуждение темы, выбор сюжета.
Практика: выполнение творческой работы.
Тема 4.5. Сказочный город.
Теория: обсуждение темы, выбор сюжета.
Практика: выполнение творческой работы. Эскиз. Композиция.
Тема 4.6. Весенний букет цветов.
Теория: обсуждение темы, выбор сюжета.
Практика: выполнение творческой работы. Эскиз. Композиция.
Тема 4.7. Линейная перспектива с точкой схода.
Теория: понятие линейная перспектива.
Практика: выполнение работы в линейной перспективе с 1 точкой схода.
Раздел 5. Декоративно-прикладное творчество.
Тема 5.1. Орнамент.
Теория: понятие орнамент.
Практика: нанесение орнамента на фигуру животного.
Тема 5.2. Народные узоры.
Теория: народные узоры.
Практика: роспись Северной Двины, Мезенская роспись.
Раздел 6. Скетчинг.
Тема 6. Скетчинг.
Теория: понятие скетчинг, виды и этапы скетчинга.
Практика: предметный скетчинг, фуд скетчинг, энимал скетчинг.
Раздел 7. Промежуточная (итоговая) аттестация.
Тема 7. Промежуточная (итоговая) аттестация.
Теория: подведение итогов.
Практика: выставка творческих работ.
11
Раздел 6. Промежуточная (итоговая) аттестация.
Тема 6. Промежуточная (итоговая) аттестация.
Теория: подведение итогов.
Практика: выставка творческих работ.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Начало
Окончания
Период
обучения по обучения по
обучения
программе
программе
1 год
01.01.2025
31.12.2025
Всего
Количество
учебных
учебных
Режим занятий
недель
часов
36
144
2 раза в неделю по 2 часа
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Материально-техническое обеспечение: для проведения занятий
необходим кабинет, оборудованный столами и стульями. Учебный кабинет
должен быть оформлен в соответствии с профилем проводимых занятий и
оборудованный в соответствии с нормами СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи».
Индивидуальный ученический комплект:
1.
Краски: акварель, гуашь.
2.
Карандаши: простые, цветные.
3.
Палитра.
4.
Точилка для карандашей.
5.
Ножницы, ластик.
6.
Салфетки для кистей.
7.
Бумага: акварельная и для набросков.
8.
Фломастеры, маркры, гелевая ручка или линер.
9.
Пастель масляная, сухая, восковые мелки.
Информационное обеспечение:
Аудио-, видео-, фото-материалы, интернет источники.
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации
дополнительная общеразвивающая программа осуществляется педагогами
дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда
и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
Сведения о доступе к информационным системам и информационнотелекоммуникационным сетям:
12
Наличие в образовательном учреждении подключения к сети Интернет –
да.
Скорость подключения - 2 Мбит/сек и выше.
Подключение к Wi-Fi – да.
Методическое обеспечение:
При реализации программы используется:
1.
разработки теоретических и практических занятий;
2.
дидактические и наглядные материалы: тематические иллюстрации,
видеоролики.
Методы обучения:
По источнику изложения учебного материала:
1.
Словесные: беседа, объяснение, рассказ, обсуждение.
2.
Наглядные: показ иллюстраций, показ педагогом приёмов
исполнения (изобразительные техники), работа по образцу.
3.
Практические: тренировочные упражнения, самостоятельное
выполнение практических заданий.
По характеру учебно-познавательной деятельности используются:
1.
Объяснительно - иллюстративные;
2.
Репродуктивные;
3.
Частично-поисковые методы.
В процессе реализации программы используются современные
педагогические образовательные технологии «проектная», «здоровье
сберегающая» технология.
Формы организации образовательного процесса: групповая,
индивидуальная.
Типы занятий: изучение нового материала, комбинированные занятия,
закрепление и совершенствование знаний.
Методическая продукция:
• план бесед по безопасному поведению в кабинете, использование
художественных инструментов и материалов;
• сборник пальчиковых игр и гимнастик;
• словарь художественных терминов.
Дидактические материалы: план-схема пошагового рисования.
Учебно-наглядные средства: фотографии, иллюстрации, работы
учащихся прошлых лет. Зрительный ряд находится в свободном доступе. На
занятиях используются аудио и видео материалы. Видеоматериалы по темам
программы хранятся на флеш-карте.
13
2.3. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
Виды контроля:
1. Текущий контроль – в течение всего учебного года (осуществляется в
ходе выполнения практического задания по каждой теме методом наблюдения,
теоретические знания проверяются в ходе беседы или фронтального опроса)
2. Итоговый контроль – в конце учебного года.
В работе используется методика педагогического наблюдения за
прохождением процесса обучения. Показатели освоения материала
определяются как степень самостоятельности, точности, полноты выполнения
заданий, которую можно определить тремя уровнями:
• низкий уровень – задания выполняются учащимися с помощью
карточек;
• средний уровень – занимается самостоятельно, справляется с
заданиями, отвечает на вопросы;
• высокий уровень – самостоятельность, креативность, учащийся может
работать по образцу, понимает инструкции, умеет выразить свою мысль,
пояснить то, что делает.
Формы контроля: наблюдение, фронтальный опрос, выставка.
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме опроса,
выставки, в соответствии с разработанными критериями оценки результатов
реализации программы.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
1 уровень – высокий, полное освоение содержания образования (80-100%).
2 уровень – средний, частичное освоение содержания программы (50-80%),
но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки.
3 уровень – низкий, не полностью освоил содержание программы (3050%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении
практических заданий.
Оценочные материалы:
Карта художественно-творческого развития учащихся (приложение 1)
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Белкин А.С. Возрастная педагогика/А.С. Белкин. – Екатеринбург:
Малахит, 2004. – 205 с.
2. Иванова О.А., Васильева И.И. Как понять детский рисунок и развить
творческие способности ребенка/О.А. Иванова, И.И. Васильева. – СанктПетербург: Речь, 2009. – 424 с.
14
3. Неменский Б.М. Искусство вокруг нас/Б.М. Неменский. – М.:
Просвещение, 2003. – 85 с.
4. Неменский Б.М., Фомина Н.Н. Изобразительное искусство и
художественный труд/Б.М. Неменский, Н.Н. Фомина. – М.: Просвещение, 1991
г. – 186 с.
5. Николаенко В.М. Психология и педагогика/В.М. Николаенко. – М.:
Новосибирск, 2000 г. – 734 с.
6. Рутковская А.А. Рисование в начальной школе/А.А. Рутковская. –
Санкт-Петербург, 2003 г. – 456 с.
7. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки/А.А. Фатеева. — Ярославль:
Академия развития, 2006. – 98 с.
8.
Федотова И.В. Изобразительное искусство/И.В. Федотова. –
Волгоград: Учитель, 2006. – 119 с.
9. Федотова И.В. Изобразительное искусство/И.В. Федотова. –
Волгоград: Учитель, 2006. – 119 с.
10. Шматова О.В. Самоучитель по рисованию акварелью/О.В.
Шматова. – М.: ЭКСМО, 2015. – 80 с.
11. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство/Т.Я.Шпикалова. – М.:
Просвещение, 1985. – 192 с.
Электронные ресурсы:
12.
Дубосарский Е.Д. Дополнительная общеразвивающая программа
«Изобразительное искусство» [Электронный ресурс]. – М: 2022. – Режим
доступа: https://www.sites.google.com/a/music238410.com/dmszdr/izobrazitelnoeiskusstvo
13.
Стырова Е.Ю. Дополнительная общеразвивающая программа
«Маленькие художники» [Электронный ресурс]. – М: 2022. – Режим
доступа: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/planirovanie/dopolnitiel_
naia_obrazovatiel_naia_obshchierazvivaiushchaia_proghramma_sotsial_n
Литература для детей и родителей:
14. Алексеева В.В. Что такое искусство/В.В. Алексеева. – М.: Советский
художник, 1991. – 266 с.
15. Дрезнина М.Г. Каждый ребенок - художник/М.Г. Дрезнина. – М.:
ЮВЕНТА, 2002. – 36 с.
16. Опимах И. Живописные истории. О великих полотнах, их создателях и
героях: Сборник/И. Опимах – М: Ломоносовъ, 2020. – 272 с.
17. Руднев И.Ю. Композиция в изобразительном искусстве/И. В. Руднев.
— Москва: Мир науки, 2019. — 98 с.
18. Синицына Е. Умные занятия и игры/Е. Синицына. – М.: Лист Нью,
Вече, 2002. – 56 с.
15
16
Приложение 1
Карта художественно-творческого развития учащихся
Критерии оценивания
№
Ф.И. учащегося
Цветовое
решение
Уровень
1 2 3
Пропорци
и
Уровень
1 2 3
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
17
Композици
я
Уровень
1 2 3
Уровень
самостояте
льности
Творческа
я
составляю
щая
Уровень
1 2 3
Уровень
1 2 3
Итого: