Учебный тематический план
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Вокально-эстрадное искусство»
Художественная направленность
Возраст учащихся: 7–17 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Баитова Светлана Андреевна
педагог дополнительного
образования
Екатеринбург, 2024
2
Учебный тематический план
№
Наименование разделов
Постановка дыхания и
голоса
Музыкальнообразовательная беседа
Сценическая деятельность
Промежуточная
(итоговая) аттестация
Итого:
1.
2.
3.
4.
Количество часов
1 год
2 год
3 год
стартовый базовый продвинутый
86
130
130
24
22
22
32
62
62
2
2
2
144
216
216
Форма
аттестации/
контроля
Наблюдение
Наблюдение,
тест
Наблюдение
Отчетный
концерт
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный тематический план (1 год)
№
Наименование разделов,
тем
1. Постановка дыхания и голоса
Количество часов
всего
теория
практика
86
14
72
Формы
аттестации/
контроля
1.1.
Вводное занятие
2
2
-
1.2.
Певческое дыхание
26
2
24
Наблюдение,
опрос
Наблюдение
1.3.
20
4
16
Наблюдение
1.4.
Освоение штрихов legato, non
legato
Звуковедение. Фразировка
18
4
14
Наблюдение
1.5.
Развитие артикуляции
20
2
18
Наблюдение
2. Музыкально-образовательная
беседа
24
24
-
2.1.
История возникновения
эстрадного искусства
12
12
-
2.2.
Жанры вокального исполнения
12
12
-
3. Сценическая деятельность
32
18
14
3.1.
Создание и воплощение
сценическогообраза
12
8
4
3.2
Искусство вокала и
музыкального театра
8
2
6
12
8
4
Наблюдение
2
-
2
Отчетный
концерт
144
56
88
Практическое применение
микрофона
4. Промежуточная (итоговая)
аттестация
3.3.
Итого:
Наблюдение,
тест
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Содержание учебного тематического плана1 года обучения
Раздел 1. Постановка дыхания и голоса.
Тема 1.1. Вводное занятие
3
Теория: Цели и задачи учебного года. Ознакомление с основами
вокально-эстрадного пения. Знакомство с помещением, реквизитом.
Тема 1.2. Певческое дыхание
Теория: Роль дыхания в вокальном искусстве. Типы дыхания: брюшной,
грудной, смешанный. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания
дыхания.
Практика: Упражнение № 1 «Рычание», Упражнение № 2 «Стаккато»,
Упражнение № 3 «Ле», Упражнение № 4 «Хм», Упражнение № 5 «Насос»,
Упражнение № 6 «Кошка» (Дыхательная гимнастика Стрельниковой для
вокалистов), Упражнение № 7 «Шаги» (Дыхательная гимнастика
Стрельниковой для вокалистов), Упражнение № 8 «Горка», Упражнение № 9
«Грудной голос», Упражнение № 10 «Непрерывные линии», Упражнение
№ 11 «Гаммы», Упражнение № 12 «Верхний регистр», Упражнение № 13
«Глубокий вдох» (верхний регистр), Упражнение № 14 (верхний регистр),
Упражнение № 15 «Глубокий выдох» (верхний регистр), Упражнение № 16
«Наклон вперед» (нижний регистр), Упражнение № 17 (нижний регистр).
Тема 1.3. Освоение штрихов legato, non legato
Теория: Изучение штрихов legato, non legato и область его применения.
Теоретический аспект их применения в разнообразных стилях и песнях.
Практика: Упражнение № 18 «legato», Упражнение № 19 «non legato».
Тема 1.4. Звуковедение. Фразировка
Теория: Музыкальная речь и ее строение. Фраза, предложение.
Практика: Упражнение № 11, Упражнение № 25.
Тема 1.5. Развитие артикуляции
Теория: Дикция и артикуляция речи в песне.
Практика: Упражнение № 20 «Открыть-закрыть», Упражнение № 21
«Скачки», Упражнение № 22 «Атака», Упражнение № 23
«Тренировка»: Тренируем язык, Упражнение № 24 «Развитие
артикуляции», Упражнение № 25 «Уголки», Упражнение № 26
«Императрица», Упражнение № 27. «Цокание», Упражнение № 28
«Скороговорки».
Раздел 2. Музыкально-образовательная беседа.
Тема 2.1. История возникновения эстрадного искусства
Теория: История возникновения эстрадного творчества, эстрадной песни.
Практика: Тест «История эстрадного искусства».
Тема 2.2. Жанры вокального исполнения
Теория: Жанры вокальной музыки (песня, романс, баллада, серенада).
Раздел 3. Сценическая деятельность.
Тема 3.1. Создание и воплощение сценического образа
4
Теория: Сценический образ и эмоциональная выразительность исполнения.
Практика: Упражнение № 29 «Лукоморье», Упражнение № 30 «Игра»:
эмоции (удовольствие, восторг, радость, уверенность), Упражнение № 31
«Игра»: Игра на развитие эмоций (печаль), Упражнение № 32 «Игра»: Игра
на развитие эмоций сценических (бодрость), Упражнение № 33 «Игра»: Игра
на развитие эмоций нейтральные (изумление), Упражнение № 34 Игра
на движение «Броуновское» и пение одновременно. Песня. Сценический
образ.
Тема 3.2. Искусство вокала и музыкального театра Теория:
Музыкальный театр. Роль артиста на сцене. Декорации. Практика:
Постановка
музыкального
спектакля.
Выступление.
Посещение
музыкального театра, Живой театр, Тюз. Экскурсии.
Тема 3.3. Практическое применение микрофона Теория: Микрофон
и как им пользоваться на сцене.Практика: Репетиция песни.
Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: Отчетный концерт с одноголосным исполнением песни
в группе.
Учебный тематический план (2 год обучения).
№
Наименование разделов, тем
1. Постановка дыхания и голоса
1.1. Вводное занятие. Техника
безопасности
1.2. Певческое дыхание
Количество часов
всего
теория практика
130
16
114
2
2
-
50
4
46
Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение,
опрос
Наблюдение
1.3. Освоение штрихов staccato,
glissando
1.4. Звуковедение. Фразировка
20
2
18
Наблюдение
18
2
16
Наблюдение
1.5. Развитие артикуляции
40
6
34
Наблюдение
2. Музыкально-образовательная
беседа
2.1. История эстрадной и джазовой
музыки
2.2. Жанры эстрадного искусства
22
22
-
12
12
-
10
10
-
62
6
56
34
2
32
Наблюдение
8
2
6
Наблюдение
20
2
18
Наблюдение
2
-
2
Отчетный
3. Сценическая деятельность
Создание и воплощение
3.1.
сценическогообраза
Искусство вокала и музыкального
3.2
театра
Практическое применение
3.3.
микрофона
4. Промежуточная (итоговая)
Наблюдение,
тест
Наблюдение
5
концерт
аттестация.
Итого:
216
44
172
Содержание учебного тематического плана2 год обучения
Раздел 1. Постановка голоса и дыхания
Тема 1.1. Вводное занятие. Техника безопасности
Теория: Цели и задачи учебного года. Обсуждается содержание
домашних заданий.
Тема 1.2. Певческое дыхание
Теория: Основных типы дыхания.
Практика: Упражнения Стрельниковой № 5-7, Упражнения № 1-4,
№ 8-15, Упражнение № 35 «Ку-ку», Упражнение № 37 «Арпеджио»,
Упражнение № 33 «Вокализ», Упражнение № 38 «Скачки».
Тема 1.3. Освоение штрихов staccato, glissando
Теория: Изучение штрихов staccato, glissando и область его применения.
Теоретический аспект их применения в разнообразных стилях и песнях.
Практика: Упражнение № 39 «staccato», Упражнение № 40 «glissando».
Тема 1.4. Звуковедение. Фразировка
Теория: Фразировка. Звуковедение (равномерное распределение
дыхания по фразам).
Практика: Упражнение № 11, Упражнение № 25.
Тема 1.5. Развитие артикуляции
Теория: Артикуляция в песне и упражнениях.
Практика: Упражнение № 20 «Открыть-закрыть», Упражнение № 21
«Скачки», Упражнение № 22 «Атака», Упражнение № 23
«Тренировка»: Тренируем язык, Упражнение № 24 «Развитие
артикуляции», Упражнение № 25 «Уголки», Упражнение № 26
«Императрица», Упражнение № 27 «Цокание», Упражнение № 28
«Скороговорки».
Раздел 2. Музыкально-образовательная беседа
Тема 2.1. История эстрадной и джазовой музыки
Теория: Истоки джаза. Джаз в других регионах мира. Современный джаз
(бибоп, кул, хард-боп, прогрессив, авангард).
Практика: Тест «История эстрадной и джазовой музыки».
Тема 2.2. Жанры эстрадного искусства
Теория: Изучение вокальных жанров: блюз, джаз, кантри, регги, поп.
Раздел 3. Сценическая деятельность
Тема 3.1. Создание и воплощение сценического образа
Теория: Сценический образ. Эмоциональная выразительность
исполнения.
6
Практика: Упражнение № 31 «Игра»: Игра на развитие эмоций
(печаль), Упражнение № 32 «Игра»: Игра на развитие эмоций сценических
(бодрость), Упражнение № 33 «Игра»: Игра на развитие эмоций нейтральные
(изумление), Упражнение № 34 Игра на движение «Броуновское» и пение
одновременно, Упражнение № 41 «Ритм»: простой ритм, хлопаем в ладоши,
Упражнение № 42 «Ритм»: усложненный ритм, хлопаем в ладоши,
Упражнение № 43 «Ритм»: сложный ритм, хлопаем в ладоши, Упражнение
№ 44 «Ритм»: очень сложный ритм, хлопаем в ладоши. Песня.
Сценический образ.
Тема 3.2. Искусство вокала и музыкального театра
Теория: Взаимодействие на сценической площадке с партнером.
Произвольно удерживать внимание на заданном объекте. Создавать и
«оживлять» образы предметов и живых существ.
Практика: Посещение мастер-классов по театральному искусству.
Постановка
музыкального
спектакля.
Выступление.
Посещение
музыкального театра, Живой театр, Тюз. Экскурсии.
Тема 3.3. Практическое применение микрофона
Практика: Репетиция песни с микрофоном.
Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: Отчетный концерт с двухголосным исполнением песни
в группе.
Учебный тематический план (3 год обучения)
№
Наименование разделов,
темы
1. Постановка дыхания и голоса
Количество часов
всего
теория
практика
130
20
110
Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение
, опрос
Наблюдение
1.1.
Введение в программу
2
2
-
1.2.
Певческое дыхание
50
8
42
1.3.
Освоение штрихов legato,
non legato,staccato, glissando
20
2
18
1.4.
Звуковедение. Фразировка
18
2
16
Наблюдение
1.5.
Развитие артикуляции
40
6
34
Наблюдение
22
22
-
12
12
-
10
10
-
62
12
50
2. Музыкально-образовательная
беседа
2.1.
2.2.
История вокального и
эстрадного искусства
Жанры эстрадного
и вокального искусства
3. Сценическая деятельность
Наблюдение
Наблюдение
, тест
Наблюдение
7
3.1.
3.2
3.3.
Создание
и
воплощение сценического
образа
Искусство вокала и
музыкального театра
Практическое
применение
микрофона
Наблюдение
28
2
26
6
4
2
Наблюдение
Наблюдение
4. Итоговая аттестация
Итого:
28
6
22
2
-
2
216
54
162
Отчетный
концерт
Содержание учебного тематического плана3 год обучения
Раздел 1. Постановка дыхания и голоса
Тема 1.1. Введение в программу
Теория: Цель и задачи обучения. Обсуждается содержание домашних
заданий.
Тема 1.2. Певческое дыхание
Теория: Типы дыхания.
Практика: Упражнения Стрельниковой № 5-7, Упражнения № 1-4,
№ 8-15, Упражнение № 35 «Ку-ку», Упражнение № 37 «Арпеджио»,
Упражнение № 33 «Вокализ», Упражнение № 38 «Скачки».
Тема 1.3. Освоение штрихов legato, non legato, staccato, glissando
Теория: Штрих legato, non legato, staccato, glissando.
Практика: Упражнение № 18 «legato», Упражнение № 19 «non legato»,
Упражнение № 39 «staccato», Упражнение № 40 «glissando»,
Упражнение № 45 «Звук», Упражнение № 46 «Скачок».
Тема 1.4. Звуковедение. Фразировка
Теория: Звуковедение в песне, упражнениях. Фразировка в песне,
упражнениях.
Практика: Упражнение № 11, Упражнение № 25, Упражнение № 47
«Прыг-скок», Упражнение № 48 «Арпеджио».
Тема 1.5. Развитие артикуляции
Теория: Артикуляция в песне и упражнениях.
Практика: Упражнение № 20 «Открыть-закрыть, Упражнение № 21
«Скачки», Упражнение № 22 «Атака», Упражнение № 23
«Тренировка»: Тренируем язык, Упражнение № 24 «Развитие
артикуляции», Упражнение № 25 «Уголки», Упражнение № 26
«Императрица», Упражнение № 27 «Цокание», Упражнение № 28
«Скороговорки», Упражнение № 49 «Тигр»,Упражнения № 50 «Стук».
8
Раздел 2. Музыкально-образовательная беседа
Тема 2.1. История вокального и эстрадного искусства
Теория: Ранняя культура афроамериканцев. Три группы песен: рабочие
(work songs), духовные (spirituals), светские (blues).
Практика: Тест «История вокально-эстрадного искусства».
Тема 2.2. Жанры эстрадного и вокального искусства
Теория: Жанры эстрадного искусства. Жанры вокального искусства.
Раздел 3. Сценическая деятельность
Тема 3.1. Создание воплощения и сценического образа
Теория: Сценический образ. Эмоциональная выразительность
исполнения.
Практика: Упражнение № 31-№ 34, Упражнение № 41-№ 44. Песня.
Сценический образ.
Тема 3.2. Искусство вокала и музыкального театра
Теория:
Театральное
закулисье.
Организация
театрального
пространства. Практика: Посещение мастер-классов по театральному
искусству. Постановка музыкального спектакля. Выступление. Посещение
музыкального театра, Живой театр, Тюз. Экскурсии.
Тема 3.3. Практическое применение микрофона
Практика: Приемы и техники практического применения микрофона
в песнях.
Раздел 4. Итоговая аттестация
Практика: Отчетный итоговый концерт с двухголосным исполнением
песен в группе.