Учебный план ДОП Вокально-эстрадное искусство

Учебный тематический план
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Вокально-эстрадное искусство»

Художественная направленность
Возраст учащихся: 7–17 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:
Баитова Светлана Андреевна
педагог дополнительного
образования

Екатеринбург, 2024

2

Учебный тематический план
№

Наименование разделов
Постановка дыхания и
голоса
Музыкальнообразовательная беседа
Сценическая деятельность
Промежуточная
(итоговая) аттестация
Итого:

1.
2.
3.
4.

Количество часов
1 год
2 год
3 год
стартовый базовый продвинутый
86

130

130

24

22

22

32

62

62

2

2

2

144

216

216

Форма
аттестации/
контроля
Наблюдение
Наблюдение,
тест
Наблюдение
Отчетный
концерт

Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный тематический план (1 год)

№

Наименование разделов,
тем

1. Постановка дыхания и голоса

Количество часов
всего

теория

практика

86

14

72

Формы
аттестации/
контроля

1.1.

Вводное занятие

2

2

-

1.2.

Певческое дыхание

26

2

24

Наблюдение,
опрос
Наблюдение

1.3.

20

4

16

Наблюдение

1.4.

Освоение штрихов legato, non
legato
Звуковедение. Фразировка

18

4

14

Наблюдение

1.5.

Развитие артикуляции

20

2

18

Наблюдение

2. Музыкально-образовательная
беседа

24

24

-

2.1.

История возникновения
эстрадного искусства

12

12

-

2.2.

Жанры вокального исполнения

12

12

-

3. Сценическая деятельность

32

18

14

3.1.

Создание и воплощение
сценическогообраза

12

8

4

3.2

Искусство вокала и
музыкального театра

8

2

6

12

8

4

Наблюдение

2

-

2

Отчетный
концерт

144

56

88

Практическое применение
микрофона
4. Промежуточная (итоговая)
аттестация
3.3.

Итого:

Наблюдение,
тест
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Содержание учебного тематического плана1 года обучения
Раздел 1. Постановка дыхания и голоса.
Тема 1.1. Вводное занятие

3

Теория: Цели и задачи учебного года. Ознакомление с основами
вокально-эстрадного пения. Знакомство с помещением, реквизитом.
Тема 1.2. Певческое дыхание
Теория: Роль дыхания в вокальном искусстве. Типы дыхания: брюшной,
грудной, смешанный. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания
дыхания.
Практика: Упражнение № 1 «Рычание», Упражнение № 2 «Стаккато»,
Упражнение № 3 «Ле», Упражнение № 4 «Хм», Упражнение № 5 «Насос»,
Упражнение № 6 «Кошка» (Дыхательная гимнастика Стрельниковой для
вокалистов), Упражнение № 7 «Шаги» (Дыхательная гимнастика
Стрельниковой для вокалистов), Упражнение № 8 «Горка», Упражнение № 9
«Грудной голос», Упражнение № 10 «Непрерывные линии», Упражнение
№ 11 «Гаммы», Упражнение № 12 «Верхний регистр», Упражнение № 13
«Глубокий вдох» (верхний регистр), Упражнение № 14 (верхний регистр),
Упражнение № 15 «Глубокий выдох» (верхний регистр), Упражнение № 16
«Наклон вперед» (нижний регистр), Упражнение № 17 (нижний регистр).
Тема 1.3. Освоение штрихов legato, non legato
Теория: Изучение штрихов legato, non legato и область его применения.
Теоретический аспект их применения в разнообразных стилях и песнях.
Практика: Упражнение № 18 «legato», Упражнение № 19 «non legato».
Тема 1.4. Звуковедение. Фразировка
Теория: Музыкальная речь и ее строение. Фраза, предложение.
Практика: Упражнение № 11, Упражнение № 25.
Тема 1.5. Развитие артикуляции
Теория: Дикция и артикуляция речи в песне.
Практика: Упражнение № 20 «Открыть-закрыть», Упражнение № 21
«Скачки», Упражнение № 22 «Атака», Упражнение № 23
«Тренировка»: Тренируем язык, Упражнение № 24 «Развитие
артикуляции», Упражнение № 25 «Уголки», Упражнение № 26
«Императрица», Упражнение № 27. «Цокание», Упражнение № 28
«Скороговорки».
Раздел 2. Музыкально-образовательная беседа.
Тема 2.1. История возникновения эстрадного искусства
Теория: История возникновения эстрадного творчества, эстрадной песни.
Практика: Тест «История эстрадного искусства».
Тема 2.2. Жанры вокального исполнения
Теория: Жанры вокальной музыки (песня, романс, баллада, серенада).
Раздел 3. Сценическая деятельность.
Тема 3.1. Создание и воплощение сценического образа

4

Теория: Сценический образ и эмоциональная выразительность исполнения.
Практика: Упражнение № 29 «Лукоморье», Упражнение № 30 «Игра»:
эмоции (удовольствие, восторг, радость, уверенность), Упражнение № 31
«Игра»: Игра на развитие эмоций (печаль), Упражнение № 32 «Игра»: Игра
на развитие эмоций сценических (бодрость), Упражнение № 33 «Игра»: Игра
на развитие эмоций нейтральные (изумление), Упражнение № 34 Игра
на движение «Броуновское» и пение одновременно. Песня. Сценический
образ.
Тема 3.2. Искусство вокала и музыкального театра Теория:
Музыкальный театр. Роль артиста на сцене. Декорации. Практика:
Постановка
музыкального
спектакля.
Выступление.
Посещение
музыкального театра, Живой театр, Тюз. Экскурсии.
Тема 3.3. Практическое применение микрофона Теория: Микрофон
и как им пользоваться на сцене.Практика: Репетиция песни.
Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: Отчетный концерт с одноголосным исполнением песни
в группе.
Учебный тематический план (2 год обучения).
№

Наименование разделов, тем

1. Постановка дыхания и голоса
1.1. Вводное занятие. Техника
безопасности
1.2. Певческое дыхание

Количество часов
всего

теория практика

130

16

114

2

2

-

50

4

46

Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение,
опрос
Наблюдение

1.3. Освоение штрихов staccato,
glissando
1.4. Звуковедение. Фразировка

20

2

18

Наблюдение

18

2

16

Наблюдение

1.5. Развитие артикуляции

40

6

34

Наблюдение

2. Музыкально-образовательная
беседа
2.1. История эстрадной и джазовой
музыки
2.2. Жанры эстрадного искусства

22

22

-

12

12

-

10

10

-

62

6

56

34

2

32

Наблюдение

8

2

6

Наблюдение

20

2

18

Наблюдение

2

-

2

Отчетный

3. Сценическая деятельность
Создание и воплощение
3.1.
сценическогообраза
Искусство вокала и музыкального
3.2
театра
Практическое применение
3.3.
микрофона
4. Промежуточная (итоговая)

Наблюдение,
тест
Наблюдение

5

концерт

аттестация.
Итого:

216

44

172

Содержание учебного тематического плана2 год обучения
Раздел 1. Постановка голоса и дыхания
Тема 1.1. Вводное занятие. Техника безопасности
Теория: Цели и задачи учебного года. Обсуждается содержание
домашних заданий.
Тема 1.2. Певческое дыхание
Теория: Основных типы дыхания.
Практика: Упражнения Стрельниковой № 5-7, Упражнения № 1-4,
№ 8-15, Упражнение № 35 «Ку-ку», Упражнение № 37 «Арпеджио»,
Упражнение № 33 «Вокализ», Упражнение № 38 «Скачки».
Тема 1.3. Освоение штрихов staccato, glissando
Теория: Изучение штрихов staccato, glissando и область его применения.
Теоретический аспект их применения в разнообразных стилях и песнях.
Практика: Упражнение № 39 «staccato», Упражнение № 40 «glissando».
Тема 1.4. Звуковедение. Фразировка
Теория: Фразировка. Звуковедение (равномерное распределение
дыхания по фразам).
Практика: Упражнение № 11, Упражнение № 25.
Тема 1.5. Развитие артикуляции
Теория: Артикуляция в песне и упражнениях.
Практика: Упражнение № 20 «Открыть-закрыть», Упражнение № 21
«Скачки», Упражнение № 22 «Атака», Упражнение № 23
«Тренировка»: Тренируем язык, Упражнение № 24 «Развитие
артикуляции», Упражнение № 25 «Уголки», Упражнение № 26
«Императрица», Упражнение № 27 «Цокание», Упражнение № 28
«Скороговорки».
Раздел 2. Музыкально-образовательная беседа
Тема 2.1. История эстрадной и джазовой музыки
Теория: Истоки джаза. Джаз в других регионах мира. Современный джаз
(бибоп, кул, хард-боп, прогрессив, авангард).
Практика: Тест «История эстрадной и джазовой музыки».
Тема 2.2. Жанры эстрадного искусства
Теория: Изучение вокальных жанров: блюз, джаз, кантри, регги, поп.
Раздел 3. Сценическая деятельность
Тема 3.1. Создание и воплощение сценического образа
Теория: Сценический образ. Эмоциональная выразительность
исполнения.

6

Практика: Упражнение № 31 «Игра»: Игра на развитие эмоций
(печаль), Упражнение № 32 «Игра»: Игра на развитие эмоций сценических
(бодрость), Упражнение № 33 «Игра»: Игра на развитие эмоций нейтральные
(изумление), Упражнение № 34 Игра на движение «Броуновское» и пение
одновременно, Упражнение № 41 «Ритм»: простой ритм, хлопаем в ладоши,
Упражнение № 42 «Ритм»: усложненный ритм, хлопаем в ладоши,
Упражнение № 43 «Ритм»: сложный ритм, хлопаем в ладоши, Упражнение
№ 44 «Ритм»: очень сложный ритм, хлопаем в ладоши. Песня.
Сценический образ.
Тема 3.2. Искусство вокала и музыкального театра
Теория: Взаимодействие на сценической площадке с партнером.
Произвольно удерживать внимание на заданном объекте. Создавать и
«оживлять» образы предметов и живых существ.
Практика: Посещение мастер-классов по театральному искусству.
Постановка
музыкального
спектакля.
Выступление.
Посещение
музыкального театра, Живой театр, Тюз. Экскурсии.
Тема 3.3. Практическое применение микрофона
Практика: Репетиция песни с микрофоном.
Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: Отчетный концерт с двухголосным исполнением песни
в группе.
Учебный тематический план (3 год обучения)
№

Наименование разделов,
темы

1. Постановка дыхания и голоса

Количество часов
всего

теория

практика

130

20

110

Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение
, опрос
Наблюдение

1.1.

Введение в программу

2

2

-

1.2.

Певческое дыхание

50

8

42

1.3.

Освоение штрихов legato,
non legato,staccato, glissando

20

2

18

1.4.

Звуковедение. Фразировка

18

2

16

Наблюдение

1.5.

Развитие артикуляции

40

6

34

Наблюдение

22

22

-

12

12

-

10

10

-

62

12

50

2. Музыкально-образовательная
беседа
2.1.
2.2.

История вокального и
эстрадного искусства
Жанры эстрадного
и вокального искусства

3. Сценическая деятельность

Наблюдение

Наблюдение
, тест
Наблюдение

7

3.1.

3.2
3.3.

Создание
и
воплощение сценического
образа
Искусство вокала и
музыкального театра
Практическое
применение
микрофона

Наблюдение
28

2

26

6

4

2

Наблюдение
Наблюдение

4. Итоговая аттестация
Итого:

28

6

22

2

-

2

216

54

162

Отчетный
концерт

Содержание учебного тематического плана3 год обучения
Раздел 1. Постановка дыхания и голоса
Тема 1.1. Введение в программу
Теория: Цель и задачи обучения. Обсуждается содержание домашних
заданий.
Тема 1.2. Певческое дыхание
Теория: Типы дыхания.
Практика: Упражнения Стрельниковой № 5-7, Упражнения № 1-4,
№ 8-15, Упражнение № 35 «Ку-ку», Упражнение № 37 «Арпеджио»,
Упражнение № 33 «Вокализ», Упражнение № 38 «Скачки».
Тема 1.3. Освоение штрихов legato, non legato, staccato, glissando
Теория: Штрих legato, non legato, staccato, glissando.
Практика: Упражнение № 18 «legato», Упражнение № 19 «non legato»,
Упражнение № 39 «staccato», Упражнение № 40 «glissando»,
Упражнение № 45 «Звук», Упражнение № 46 «Скачок».
Тема 1.4. Звуковедение. Фразировка
Теория: Звуковедение в песне, упражнениях. Фразировка в песне,
упражнениях.
Практика: Упражнение № 11, Упражнение № 25, Упражнение № 47
«Прыг-скок», Упражнение № 48 «Арпеджио».
Тема 1.5. Развитие артикуляции
Теория: Артикуляция в песне и упражнениях.
Практика: Упражнение № 20 «Открыть-закрыть, Упражнение № 21
«Скачки», Упражнение № 22 «Атака», Упражнение № 23
«Тренировка»: Тренируем язык, Упражнение № 24 «Развитие
артикуляции», Упражнение № 25 «Уголки», Упражнение № 26
«Императрица», Упражнение № 27 «Цокание», Упражнение № 28
«Скороговорки», Упражнение № 49 «Тигр»,Упражнения № 50 «Стук».

8

Раздел 2. Музыкально-образовательная беседа
Тема 2.1. История вокального и эстрадного искусства
Теория: Ранняя культура афроамериканцев. Три группы песен: рабочие
(work songs), духовные (spirituals), светские (blues).
Практика: Тест «История вокально-эстрадного искусства».
Тема 2.2. Жанры эстрадного и вокального искусства
Теория: Жанры эстрадного искусства. Жанры вокального искусства.
Раздел 3. Сценическая деятельность
Тема 3.1. Создание воплощения и сценического образа
Теория: Сценический образ. Эмоциональная выразительность
исполнения.
Практика: Упражнение № 31-№ 34, Упражнение № 41-№ 44. Песня.
Сценический образ.
Тема 3.2. Искусство вокала и музыкального театра
Теория:
Театральное
закулисье.
Организация
театрального
пространства. Практика: Посещение мастер-классов по театральному
искусству. Постановка музыкального спектакля. Выступление. Посещение
музыкального театра, Живой театр, Тюз. Экскурсии.
Тема 3.3. Практическое применение микрофона
Практика: Приемы и техники практического применения микрофона
в песнях.
Раздел 4. Итоговая аттестация
Практика: Отчетный итоговый концерт с двухголосным исполнением
песен в группе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».