Учебный план ДОП Волшебные краски

Учебный тематический план
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»
Художественная направленность
Возраст учащихся: 5-15 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Елкина Ольга Вениаминовна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024

2

Содержание программы
Учебный план
№

Наименование разделов

1.
2.
4.
5.
6.
7.

Основы изобразительного искусства
Бумажное творчество
Графика
Живопись
Декоративно-прикладное искусство
Промежуточная (итоговая)
аттестация
Итого:

Количество часов за
год
1 год
2 год
56
44
38
69
81
63
4
3
144

Форма контроля/
аттестации

Выставка

216

Учебно-тематический план
Первый год обучения (стартовый)
№
п/п

Названия разделов, тем

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы аттестации
контроля

2
56

2
14

0
42

1.1.

Введение в программу
Раздел 1. Основы
изобразительного искусства.
Орнаментальная композиция.

4

2

2

1.2.

Рисование с натуры.

12

4

8

1.3.

Жанры изобразительного
искусства.

26

6

20

1.4.

Выразительные средства
живописи.

14

2

12

Раздел 2. Графика
2.1. Графика. Рисование с натуры.

38
16

10
4

28
12

Выразительные средства
графики.
2.3. Пейзаж в графике
Раздел 3. Бумажное творчество
Раздел 4. Промежуточная
(итоговая) аттестация

14

4

10

Наблюдение, опрос

8
44
4

2
22
0,5

6
22
3,5

Наблюдение, опрос
Наблюдение, опрос

2.2

Наблюдение
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.

Тест, выставка

3
Итого:

144

48,5

СОДЕРЖАНИЕ
первый год обучения

95,5

Раздел 1. Основы изобразительного искусства
Введение в программу. Правила техники безопасности,
внутреннего распорядка. Знакомство с планом работы.
Теория: изобразительные техники.
Раздел 1. Основы изобразительного искусства.
Тема 1.1. Орнаментальная композиция
Теория: Орнамент. Виды орнаментов. Особенность орнамента.
Мотивы. Организация плоскости.
Практика:
Выбор
композиционного
решения.
Выполнение
орнаментальной композиции. Выполнение линий разного характера:
волнистые линии, зигзаг.
Тема 1.2. Рисование с натуры
Теория: Свет в рисунке. Трансформация плоскости в объём. Рисование
с натуры: натюрморт. В рисунке использование живых листьев.
Изобразительные свойства карандаша (линия, штрих, тон). Пластика линий.
Знакомство с картинами известных художников-пейзажистов И. Шишкина,
И. Левитана.
Практика: выполнение рисунка с натуры. Выполнение светотени в
рисунке. Анализ работы. Зарисовки растений. Рисование листьев с натуры.
Тоновая растяжка цвета.
Тема 1.3. Жанры изобразительного искусства.
Теория: изучение видов (станковая, монументальная, декоративная )и
жанров (исторический, пейзаж, натюрморт ) живописи. Портрет в
произведениях живописи великих русских классиков. Композиция в
портретном жанре. Подбор цветовой гаммы. Композиция в натюрморте.
Изобразительные свойства гуаши (основные и дополнительные цвета;
техника плотного мазка). Пропорции лица человека. Изучение портретов
великих художников: О.Ренуара, В.Ван-Гога, В.Серова, З.Серебряковой.
Гармония тёплых и холодных цветов. Образно-выразительные средства
живописи. Изобразительные свойства акварели (смешение цветов; оттенки,
световые отношения). Композиция с фигурами в движении. Просмотр
пейзажей Саврасова. Правила рисования пейзажа. Линия горизонта. Понятия
отпечатка и оттиска. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная
симметрия.
Практика: Рисование портрета литературного героя в карандаше.
Выполнение портрета в цвете. Выполнение подготовительного рисунка в

4

карандаше. Выполнение задания в цвете. Выполнение подготовительного
рисунка в карандаше. Выполнение задания в цвете на тему: «Портрет
снегурочки». Выполнение композиции из цветов. Выполнение рисунка с
выделением композиционного центра. Выполнение задания: «Монотипия
пейзажная».
Тема 1.4. Выразительные средства живописи.
Теория: Цветовой круг. Выразительные возможности холодных цветов.
Выразительные возможности тёплых цветов. Работа над освоением холодной
гаммы. Точки маленькие, точки средние, большие и их расположение на
листе и предметах. Знакомство с понятием силуэта на чёрном фоне.
Композиция в листе. Выразительное средство графики: пятно.
Практика: Выполнение задания: «Холодные цвета». Выполнение
задания: «Тёплые цвета». Выполнение композиции «Дворец снежной
королевы» в холодной гамме. Выполнение композиции: «Снежное царство».
Выполнение зарисовок в карандаше, поиск композиционного решения.
Выполнение рисунка выразительными графическими средствами: тушь,
кисть, перо.
Раздел 2. Графика.
2.1. Графика. Рисование с натуры.
Теория: Графические умения и навыки. Пластика и характер линий.
Характер рисунка с разных положений. Положение предметов в
пространстве. Свет и тень (падающая, собственная). Композиционные
приёмы в графике. Способы нанесения линий, штрихов. Натюрморты
великих художников. Конструктивный рисунок. Плановость.
Практика: Выполнение карандашом рисунка с натуры. Выполнение
задания: «Натюрморт – набросочный». Упражнения на выполнение линий
разного характера: прямые, изогнутые. Рисование с натуры композиции
«Натюрморт с корзинкой».
Тема 2.2. Выразительные средства графики.
Теория: Основные средства пространственного изображения.
Плановость, воздушная перспектива. Знакомство с толстой и тонкой
линиями. Знакомство с понятием силуэта. Выразительные средства графики.
Композиция в листе. Знакомство с выразительным средством графики
штрихом и его разновидностью: частый штрих, редкий, по форме предмета, с
перекрыванием. Композиционные приёмы.
Практика: Выполнение компоновки в листе. Выполнение зимней
композиции. Выполнение задания в карандаше. Передача выразительного
решения композиции графическими средствами. Выполнение зарисовок в
карандаше, поиск композиционного решения. Выполнение рисунка

5

выразительными графическими средствами: тушь, кисть, перо. Рисование на
тему: «Дождливый день».
Тема 2.3. Пейзаж в графике.
Теория: Архитектура городов мира. Выразительные средства графики
(точка, штрих, линия). Понятие о воздушной перспективе. архитектура
деревни. Деревянное зодчество России. Знакомство с Кижами.
Практика: Выполнение композиции в графике. Дома рисуем линиями,
штрихами. Выполнение пейзажа на тему: «Город». Выполнение рисунка на
тему: «Терема».
Раздел 3. Бумажное творчество.
Теория: Знакомство с коллекцией бумаги, историей Японии. Виды
оригами. Просмотр готовых моделей оригами, сделанных детьми.
Знакомство с базовыми формами. Знакомство с инструкционными картами
для изготовления моделей птиц. Маски разных времён и народов. Маски в
древних образах, в театре, на празднике. Художественный образ.
Трафаретная техника с использованием набрызга. Способы выполнения
открыток. Знакомство с архитектурой городов России. Работа с бумагой и
способы её трансформации в объёмные формы. Методы и способы сгибания
бумаги. Изготовление открыток из картона и ниток в технике «Изонить».
Открытка в технике «Изонить». Приёмы скручивания бумаги
(«треугольник», «квадрат»). Приёмы скручивания бумаги: «тугой ролл»,
«распущенный ролл», «ромб». Киригами – складывание из бумаги различных
фигурок. Виды киригами: плоское, объёмное. Техника плоского киригами.
Техника объёмного киригами.
Практика: Выполнение из бумаги простейших моделей. Выполнение
моделей по схемам (классический модульный оригами). Изготовление
японских журавликов и других птиц. Изготовление маски из картона.
Декорирование маски. Выполнение открытки с набрызгом. Выполнение
цветов на открытке из цветных полос бумаги. Выполнение композиции из
геометрических
форм.
Выполнение
архитектурной
композиции.
Изготовление открытки «Рыбка в пузырьках». Выполнение открытки:
«Золотое сердце». Выполнение элементов квиллинга. Выполнение в технике
плоского киригами. Выполнение киригами животных: собака, зебра, слон.
Раздел 4 Промежуточная (итоговая) аттестация
Теория: тест.
Практика: выставка.
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (2 год обучения)
Учебно-тематический план

6

Второй год обучения (базовый)
№
п/п

Названия разделов, тем

Раздел 1. Живопись
1.1. Введение в программу.
1.2. Жанры
изобразительного
искусства.

Количество часов
Практи
Всего Теория
ка
81
12,5
68,5
3
0,5
2,5
78

12

66

69

17

52

63

11

52

3

0,5

2,5

216

26

190

Раздел 2. Графика
Раздел 3. Декоративноприкладное искусство
Раздел 4. Промежуточная
(итоговая) аттестация
Итого:

Формы аттестации
контроля
Наблюдение, беседа
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.

Выставка

СОДЕРЖАНИЕ
второй год обучения
Раздел 1. Основы изобразительного искусства
Тема 1.1. Введение в программу
Теория: Правила техники безопасности на занятиях изобразительной
детальностью. Знакомство с новыми материалами и инструменами.
Практика: Выполнение рисунка «Впечатление о лете».
Тема 1.2. Жанры изобразительного искусства
Теория: формат, цветовое равновесие пятен. Виды живописи:
станковая, монументальная, декоративная. Жанры живописи: исторический,
пейзаж, натюрморт и тд. Портрет в произведениях живописи великих
русских классиков. Композиция в портретном жанре. Поиск характера,
передача настроения при помощи определённой гаммы цветов (ограниченная
палитра). Жанр живописи – натюрморт. Пропорции человеческого лица.
Передача в портрете характера и настроения. Образно-выразительные
возможности живописи. Гармония тёплых и холодных цветов. Портреты
великих художников: О.Ренуара, В.Ван-Гога, В.Серова, З.Серебряковой.
Весенняя цветовая гамма красок. Натюрморты великих художников.
Пейзажный жанр. Поиск композиции с фигурами в движении.
Практика: Выполнение осеннего натюрморта с натуры. Выполнение
портрета в карандаше. Выполнение осеннего пейзажа. Выполнение компзици
в карандаше и цвете. Зарисовки городского пейзажа. Рисунок в
анималистическом жанре. Выполнение задания: портрет, автопортрет.
Рисование на тему: новогодняя композиция.

7

Раздел 2. Графика
Теория: графика, как вид изобразительного искусства, изучение новых
материалов и выразительных средств. Создание замкнутой круговой
композиции. Знакомство с выразительным средством графики штрихом и его
разновидностью: частый штрих, редкий, по форме предмета, с
перекрыванием. Расширение понятия - силуэта, передача выразительного
решения композиции графическими средствами. Правила рисования пейзажа.
Линия горизонта. Понятия отпечатка и оттиска. Средства выразительности:
пятно, тон, вертикальная симметрия. Цвет, как выразитель настроения.
Знакомство с понятием силуэта на чёрном. Выразительные средства графики:
пятно. Точки маленькие, точки средние, большие и их расположение на листе
и предметах. Понятие – воздушная перспектива.
Практика: выполнение задания: осенний пейзаж, городской пейзаж,
рисунок человека. Выполнение иллюстраций к книге «Русские народные
сказки». Упражнение монотипия.
Раздел 3. Декоративно-прикладное искусство.
Теория: Знакомство с художественной росписью по дереву.
Знакомство с народными промыслами городов России. Знакомство с
народным искусством. Понятие «витраж», «мозаика». Пейп-арт. Поделка из
папье-маше. Знакомство с точечной росписью. Решение композиции плаката.
Практика: Выполнение эскиза кухонной разделочной доски.
Рисование орнаментов. Перевод рисунка на стекло. Роспись по стеклу.
Декоративная композиция. Упражнение на скручивание бумаги. Выполнение
объемной фигуры из папье-маше. Практика точечной росписи. Выполнение
коллажа.
Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация
Теория: Правила оформление выставочной работы.
Практика: Выполнение творческой композиции (выставка).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».