Учебный план ДОП ОРИГАМИ-УМ

Учебный тематический план
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ОРИГАМИ – УМ»

Художественная направленность
Возраст учащихся: 6-12 лет
Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:
Конюк Людмила Викторовна
старший педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024

2

Учебный тематический план
№

Наименование разделов, тем

Количество часов
всего практика теория

1. Введение. Техники бумажного
6
конструирования
Вводное занятие. Инструктаж по
1.1.
2
технике безопасности
Каким бывает лист? Экскурсия в
1.2.
2
осенний парк
История появления бумаги. Виды и
1.3. свойства бумаги. Основные приемы 2
работы с бумагой
2. Техника оригами. Базовые формы
74
оригами
2.1. Техника оригами
2
Базовая форма «квадрат», «двойной
2.2.
4
квадрат»
2.3. Основы композиции
2
Базовая
форма
«треугольник»,
2.4.
4
«двойной треугольник»
2.5. Метод морфологического анализа
2
Базовые формы «книга», «дверь»,
2.6. «дом». Творческий проект «Город 6
моей мечты»
Экскурсия
«Родной
город
2.7.
2
Екатеринбург»
Базовые формы «воздушный змей»,
2.8.
8
«рыба» Бумажный аквариум
Базовая форма «птица». Птица –
2.9.
6
оберег
2.10. Базовая форма «катамаран». Розетки
4
Базовая
форма
«катамаран».
2.11.
4
Новогодний шар
Новогодние игрушки. Рождественский
2.12.
6
венок
Новогодние
игрушки.
Гирлянда
2.13.
2
«Новогодняя ночь»
2.14. Новогодняя открытка
2
2.15. Оригами на праздничном столе
2

3

3

1

1

наблюдение, опрос

1

1

наблюдение

1

1

37

37

1

1

наблюдение, опрос

2

2

наблюдение, опрос

1

1

наблюдение, опрос

2

2

наблюдение, опрос

1

1

3

3

1

1

наблюдение, опрос
защита творческого
проекта, анализ
творческих работ
наблюдение, опрос

4

4

наблюдение, опрос

3

3

наблюдение, опрос

2

2

наблюдение, опрос

2

2

наблюдение, опрос

3

3

наблюдение, опрос

1

1

наблюдение, опрос

1
1

1
1

наблюдение, опрос

2.16. Новогодняя выставка

2

1

1

2.17. Базовая форма «лягушка»
2.18. Базовая форма «блинчик»

6
4

3
2

3
2

6

3

3

3. Модульное оригами
32
3.1. Модульное оригами. «Чайная пара»
10
3.2. Модульное оригами. «Фоторамка»
4
3.3. Модульное оригами. Мозаика из 6

19
5
3
3

13
5
1
3

2.19.

Творческий
модельер»

проект

«Бумажный

Формы аттестации /
контроля

наблюдение, опрос
наблюдение, опрос
выставка, наблюдение,
опрос
наблюдение, опрос
наблюдение, опрос
защита творческого
проекта, анализ
творческих работ
наблюдение, опрос
наблюдение, опрос
наблюдение, опрос

3

ромбиков
Модульное оригами. Мозаика из
3.4.
8
модуля «цветок»
3.5. Метод фокальных объектов
4
4. Техника паперкрафт
16
4.1. Что такое «паперкрафт»?
6
4.2. Модель «Домашний котик»
4
4.3. Мой любимый сказочный герой
4
Выставка «Ожившие скульптуры».
4.4.
2
Уровни сложности паперкрафт
5. Творческий проект «Бумажная страна
14
изобретателей»
5.1. «Бумажная страна изобретателей»

6

2

наблюдение, опрос

2
11
3
4
3

2
5
3
1

наблюдение, опрос

1

1

анализ творческих работ

7

7

14

7

7

6. Промежуточная (итоговая) аттестация
2
Итоговая выставка работ «БУМажный
6.1.
2
бум»
Всего: 144

1

1

1

1

78

66

наблюдение, опрос
наблюдение
наблюдение

защита творческого
проекта, анализ
творческих работ
анализ творческих работ

Содержание учебного тематического плана
Раздел 1. Введение. Техники бумажного конструирования
Тема 1.1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Теория: ознакомление учащихся с целями и задачами предмета,
режимом работы, с содержанием предстоящей работы. Организационные
вопросы. Безопасность труда и правила личной гигиены. Обсуждение правил
игр на знакомство и организацию взаимодействия.
Практика: тесты и творческие задания на выявление неординарности
мышления учащихся. Игры: «Снежный ком», «Поменяйтесь местами те, кто».
Тема 1.2. Каким бывает лист? Экскурсия в осенний парк
Теория: лексическое значение слова лист, его многозначность.
Практика: экскурсия в осенний парк. Игры на комадообразование:
«Лазер», «Рыбаки и рыбки», «Нарисуй свое имя». Народные осенние игры.
Тема 1.3. Из истории бумаги. Виды и свойства бумаги. Основные
приемы работы с бумагой
Теория: краткие сведения из истории возникновения и развития
бумажного производства, знакомство с видами бумаги; техниками бумажного
конструирования. Демонстрация изделий, выполненных из бумаги и картона.
Показ слайдов, видеофильмов: значение изделий из бумаги и картона в быту,
в жизни современного человека, в интерьере.
Практика: отработка приемов при выполнении изделия: «складка»,
«линия сгиба», «перегнуть», «согнуть», «вогнуть», «отрезать», «надрезать»,
«вставить одну деталь в другую», «оторвать (надорвать)». На практике

4

знакомство со свойствами бумаги (плотность, пластичность, упругость).
Определение продольных и поперечных волокон бумажного листа. Игра
«Заслонки».
Раздел 2. Техника оригами. Базовые формы оригами
Тема 2.1. Техника оригами
Теория: знакомство с возникновением оригами, как традиционного
японского искусства сложения моделей из бумажного листа. Представление о
стране, культуре японского народа. Знакомство с простейшими чертежами и
условными обозначениями, принятыми в оригами. Введение понятие «базовая
форма». Знакомство со схемами. Обучение выделять существенный признак,
классифицировать.
Практика: изготовление базовых форм. Простые базовые формы:
треугольник, книга, дверь, воздушный змей. Средние базовые формы: блин,
рыба, двойной треугольник, двойной квадрат. Сложные базовые формы: дом,
птица, катамаран, лягушка. Создание индивидуальных пособий с примерами
базовых форм. В течение учебного года учащиеся смогут дополнять свои
наглядные пособия новыми формами, схемами. Игра «Элемент, имя признака,
значение признака».
Тема 2.2. Базовые формы «квадрат», «двойной квадрат»
Теория: повторение основных свойств квадрата, понятий: диагональ,
угол, противоположные стороны, углы. Правила работы с клеем, приемы
фациального вырезания и приклеивания. Продолжение работы по
формированию навыка выделять существенный признак, классифицировать.
Практика: изготовление базовой формы «квадрат» из прямоугольного
листа. Сложение и вырезание квадрата из прямоугольника путем разметки
заготовки по осям симметрии, преобразование прямоугольной формы в
квадратную и наоборот. Способы рационального сгибания заданной формы
меньшего размера. Создание заготовок для мозаики, создание эскиза открытки
в данной технике. Работа по созданию открытки из заготовок базовой формы
«квадрат», «двойной квадрат». Игра «Путешествия с ощущениями. Игра с
мячом: ведущий (на первых порах взрослый, затем может быть учащийся)
задает многовариантное задание: «Что летает? Что красное? Что шуршит?» и
т. п. и кидает мяч участнику. Участник, отвечая, возвращает мяч. Постепенно
темп увеличивается.
Тема 2.3. Основы композиции
Теория: основные законы композиции. Закон контраста. Закон
целостности и неделимости. Закон подчиненности единому замыслу.

5

Практика: анализ эскизов работ по законам композиции, внесение
необходимых коррективов. Продолжение работы по созданию заготовок для
мозаики.
Тема 2.4. Базовые формы «треугольник», «двойной треугольник»
Теория: знакомство с видами треугольников, понятиями: угол, вершина
угла. Обучение выделять существенный признак, классифицировать.
Практика: Получение треугольника из квадратной и прямоугольной
формы. Отработка навыка складывать из квадрата треугольник, совмещая
противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба.
Изготовление изделия на основе базовой формы «треугольник», «двойной
треугольник». Оформление композиции «Аквариум». Продолжение работы по
формированию навыка выделять существенный признак, классифицировать,
обращение внимание на многовариантность классификации. Групповые игры:
«Гирлянда», «Узнай меня», «Что можно сказать о предмете, если там есть…?».
Тема 2.5. Метод морфологического анализа
Теория: рассмотрение способа систематизации перебора вариантов всех
теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры
объекта. Обсуждение вариативности применения метода морфологического
анализа в жизни.
Практика:
выполнение
творческих
заданий,
упражнений,
конструирование из подручных материалов изобретений, придуманных с
помощью метода морфологического анализа.
Тема 2.6. Базовые формы «книга», «дверь», «дом». Творческий
проект «Город моей мечты»
Теория: обсуждение уникальности родного города. Изучение схем
базовых форм. Повторение математических понятий: линия, квадрат,
прямоугольник, прямой угол. Повторение свойств прямоугольника.
Рассмотрение горизонтальной и вертикальной линии симметрии.
Рациональные способы сгибания и вырезания прямоугольников. Способы
деления прямоугольника на равные две, три, четыре части. Метод фокальных
объектов. Беседа об архитектуре родного города, просмотр видеоматериалов
по теме занятия. Беседа о правилах публичной презентации своего проекта.
Практика: создание заготовок для аппликации «Город моей мечты».
Создание плана города. Создание аппликации «Город моей мечты» с
использованием метода фокальных объектов. Подготовка и презентация
проекта. Игры: «Смешивание ощущений», «Чепуха», «Что-то – часть чего-то».
Тема 2.7. Экскурсия «Родной город Екатеринбург»
Теория:
история
возникновения
г.
Екатеринбурга,
достопримечательности и тайны столицы Урала.

6

Практика: экскурсия в музей истории Екатеринбурга.
Тема 2.8. Базовые формы «воздушный змей», «рыба». Бумажный
аквариум
Теория: повторение математических понятий: квадрат, диагональ,
треугольник, ромб, вершина, равные углы. Работа по формированию
системного подхода в мышлении. Повторение математических понятий:
квадрат, диагональ, треугольник, ромб, вершина, равные углы. Работа по
формированию навыка чтения схем изделия. Обсуждение правил игр,
обучающих
самостоятельно
находить
противоречивые
свойства.
Формирование умения самостоятельно находить противоречивые свойства.
Практика: выполнение изделия с применением данных базовых форм.
Повторение условных обозначений линии сгиба, чтение схем оригами.
Выполнение изделия с применением данных базовых форм. Организация
изобретательской деятельности по созданию бумажного аквариума. Мозговой
штурм, выдвижение идей Игры на тренировку системного подхода: «Что в
чем?», «У кого есть…», «Волшебный светофор», «Путешествие в будущее»,
«Где живу и с кем дружу», «Хорошо-плохо», «Где прячутся
противоположности?». Игры на формирование умения самостоятельно
находить противоречия, противоречивые свойства: «Составь противоречие»,
«Противоречивые свойства материалов», «Что хорошо, то и плохо», «Для
кого, когда, при каких условиях?».
Тема 2.9. Базовая форма «птица». Птица – оберег
Теория: разбор схемы оригами по созданию птицы-оберега. История
оберегов разных народов. Обсуждение образов, эскизов птиц-оберегов.
Правила цветовых сочетаний с использованием цветовых карточек. Введение
понятия «оттенок». Правила цветовых сочетаний с использованием цветовых
карточек. Формирование умения устанавливать причинно-следственные
связи.
Практика: сложение базовой формы «птица». Создание эскиза, выбор
цветового решения будущей работы. Изготовление и декор изделия. Игры:
«Что имеем - не храним, потерявши – плачем», «Неверная причина», «Что
может произойти, если…», «Причинно-следственное дерево», «Цепочка
событий», «Продолжи историю», «Бином фантазии», «Почему это
произошло?»
Тема 2.10. Базовая форма «катамаран». Розетки
Теория: анализ схемы «катамаран». Преобразование базовой формы
«катамаран» в «розетку». Формирование умения находить функциональный
подход, альтернативные варианты.
Практика: выполнение базы «катамаран». Изготовление «розеток».

7

Игры: «Аукцион», «Что умеет делать», «Метод Робинзона Крузо», «Давай
поменяемся», «Если я хочу... то что мне поможет...», «Сломался робот».
Тема 2.11. Базовая форма «катамаран». Новогодний шар
Теория: история появления новогодних игрушек. Особенности дизайна
новогодних шаров. Формирование умения находить функциональный подход,
альтернативные варианты. Формирование умения находить функциональный
подход, альтернативные варианты.
Практика: преобразование розеток в новогодний шар. Работа по
созданию новогоднего шара, украшение готового изделия. Игры: «Давай
поменяемся», «Если я хочу... то что мне поможет...», «Сломался робот», «Мои
друзья», «Дразнилка».
Тема 2.12. Новогодние игрушки. Рождественский венок
Теория: правила составления рождественского венка. Обсуждение
вариантов декора рождественского венка и его элементов. Беседа «новогодние
традиции разных стран». Формирование умения проводить аналогии и
ассоциации. Традиции рождества на Урале.
Практика: эскиз рождественского венка, выбор базовой формы в
качестве основы. Изготовление рождественского венка, его декор.
Организация выставки. Игры: «На что похоже?», «Метод Каталога»,
«Волшебные картинки». Экскурсия в дом-музей П. Бажова г. Сысерть.
Тема 2.13. Новогодние игрушки. Гирлянда «Новогодняя ночь»
Теория: понятие ритм, закономерность. Рассмотрение разновидностей
гирлянд.
Практика: изготовление гирлянды.
Тема 2.14. Новогодняя открытка
Теория: история возникновения открыток. Особенности композиции
новогодней открытки. Формирование умения проводить аналогии и
ассоциации.
Практика: работа над составлением композиции открытки.
Составление предметов композиции новогодней открытки. Игра «Елочка».
Тема 2.15. Оригами на праздничном столе
Теория: изучение правил этикета праздничного стола. Формирование
умения проводить аналогии и ассоциации.
Практика: складывание приглашений, поздравительных открыток,
салфеток. Игра «Крокодил».
Тема 2.16. Новогодняя выставка
Теория: обсуждение правил оценки работ, выбор критериев оценки
(самооценки) работ. Формирование умения проводить аналогии и ассоциации.
Практика: оформление выставки, подведение итогов полугодия. Игры:

8

«Друдлы», «Цепочки ассоциаций».
Тема 2.17. Базовая форма «лягушка»
Теория: анализ схемы базовой формы «лягушка». Знакомство с
разнообразием видов игр. Обсуждение правил и закономерностей при
создании авторских настольных игр. Разработка правил авторской настольной
игры, внесение необходимых коррективов. Формирование умения проводить
аналогии и ассоциации и находить способы решения проблемной ситуации.
Практика: выполнение базовой формы «лягушка». Разработка
авторской настольной игры «Болото и лягушки». Декор игрового поля
авторской настольной игры. Игры: «Найди выход», «Изобретатель», «Ямкигорки», «Аналогии», «На что похоже настроение?», «Помоги сказке», «Если
бы ты попал в сказку».
Тема 2.18. Базовая форма «блинчик»
Теория: анализ схемы базовой формы «блинчик». Знакомство с
японским искусством создания икебаны. Правила цветовых сочетаний.
Сказочная история базовой формы «блинчик». Формирование умения
проводить аналогии и ассоциации.
Практика: создание корзинки с цветами с применением базовой формы
«блинчик». Создание цветочной композиции на основе изученных ранее
базовых форм оригами. Преобразование базовой формы «блинчик» в разных
персонажей по сюжету сказки. Игра «Фокусник».
Тема 2.19. Творческий проект «Бумажный модельер»
Теория: история костюмов. Обсуждение вариантов преобразование
базовых форм оригами в костюм (элемент костюма). Обсуждение критериев
оценки будущих образов, костюмов. Обсуждение правил презентации
коллекции. Знакомство с методом фокальных объектов.
Практика: изобретение авторских костюмов с применением изученных
базовых форм оригами. Организация «мозгового штурма» с помощью метода
фокальных объектов с целью разработки функциональности применения в
жизни и уникальности создаваемых образов, костюмов. Создание эскиза
костюма, работа по созданию изделия (костюма), показ мод.
Раздел 3. Модульное оригами
Тема 3.1. Модульное оригами. «Чайная пара»
Теория: беседа об особенностях модульного оригами, рассмотрение
функциональности применения изделий, выполненных в данной технике, в
декоре дома. Разбор схемы треугольного модуля. Чтение и анализ схемы
сборки «Чайной пары» из треугольных модулей. История возникновения в
Японии традиции чайных церемоний. Русские чайные традиции. Знакомство с
фарфоровыми изделиями, расписанными вручную уральскими мастерами.

9

Фарфор Сысерти. Беседа «традиции семейного чаепития».
Практика: складывание треугольных модулей, сборка изделия «Чайная
пара» (блюдце, чашка).
Тема 3.2. Модульное оригами. «Фоторамка»
Теория: чтение и анализ схемы сборки фоторамки из треугольных
модулей.
Практика: складывание треугольных модулей, сборка изделия
«фоторамка», декор авторской фоторамки.
Тема 3.3. Модульное оригами. Мозаика из ромбиков
Теория: закрепление схемы сложения базовой формы «воздушный
змей». Закрепление цветовых сочетаний.
Практика: создание цветочной мозаики из модуля «ромбики»
(подготовка модулей, создание эскиза, сборка композиции, оформление работы).
Тема 3.4. Модульное оригами. Мозаика из модуля «цветок»
Теория: закрепление схемы сложения базовой формы «блинчик» и
преобразование его в новый модуль – «цветок». Знакомство с изображением
цветов и цветочных композиций в живописи, образ цветов в музыке.
Повторение техники безопасности работы с клеем.
Практика: создание модулей для будущей композиции, построение
схемы будущей композиции, проектирование цветового решения, сборка
композиции «Сирень». Игры на совершенствование навыка применения
метода морфологического анализа.
Тема 3.5. Метод фокальных объектов
Теория: рассмотрение способов поиска новых идей путем
присоединения к исходному объекту свойств других, случайно выбранных
объектов. Обсуждение вариативности применения метода фокальных
объектов в жизни.
Практика: выполнение творческих заданий, конструирование из
подручных материалов изобретений, придуманных с помощью метода
фокальных объектов.
Раздел 4. Техника паперкрафт
Тема 4.1. Что такое «паперкрафт»?
Теория: История развития техники «паперкрафт». Понятия об осевой
симметрии, симметричных фигурах, симметричных деталях плоской формы,
круг, окружность. Диаметр и радиус, их условные обозначения. Понятие о
делении окружности на 2,3,4,6,8 и 12 частей. Понятие о масштабе.
Рассмотрение понятий развертка. Рассмотрение хитростей при склеивании
паперкрафт схем.
Практика: проведение линий по линейке, параллельные линии; линии

10

видимого и невидимого контура, осевая линия; проведение линий сгиба
канцелярским ножом; ось симметрии, симметричные фигуры; проведение
окружности циркулем, диаметр и радиус, деление окружности на части;
масштабы увеличения и уменьшения. Правильность чтения схем (разверток).
Вырезание схемы. Изготовление развертки изделия «Подарочная коробочка».
Отработка приемов аккуратного склеивания паперкрафт схем.
Тема 4.2. Модель «Домашний котик»
Практика: чтение схемы модели «домашний котик», вырезание,
склейка схемы, декорирование.
Тема 4.3. Мой любимый сказочный герой
Теория: обсуждение любимых героев. Выбор и необходимое
преобразование подходящих схем.
Практика: чтение схем моделей, вырезание, склейка схемы,
декорирование.
Тема 4.4. Выставка «Ожившие скульптуры». Уровни сложности
паперкрафт
Теория: обсуждение получившихся изделий, определение критериев
оценки работ. Рассмотрение возможных уровней сложности при изготовлении
работы в технике паперкрафт.
Практика: оформление выставки, подведение итогов.
Раздел 5. Творческий проект «Бумажная страна изобретателей»
Тема 5.1. «Бумажная страна изобретателей»
Теория: вербальная мотивация к творческому проектированию,
визуальная мотивация к творческому проектированию, поиск проблем,
игровое наглядное моделирование, поисковая проектная деятельность,
материализация объекта проектирования, совместное обсуждение и
презентация результатов творческого проектирования.
Практика: выбор любого детского литературного произведения. По
аналогии с сюжетом (сюжетами) выбранных произведений сочинение
собственного литературного произведения. Зарисовка действующих лиц,
выполнение графической или живописной композиции. Поиск, анализ
проблем, в которых оказались герои. Устранение увиденной проблемы с
помощью придумывания новых устройств и способов. Изобретательская
деятельность учащихся с помощью применения одного из ассоциативных
методов творчества (метод фокальных объектов). Проектная деятельность,
устранение увиденной проблемы. Материализация объекта проектирования по
сочиненному литературному произведению и нарисованным композициям.
Защита творческих проектов, анализ комплексных творческих продуктов.
Раздел 6. Промежуточная (итоговая) аттестация

11

Тема 6.1. Итоговая выставка работ «БУМажный бум»
Теория: правила оформления выставки.
Практика: выставка «БУМажный бум».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».