Учебный тематический план
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Театральная студия «ЮХИ»
Художественная направленность
Возраст учащихся: 7–17 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Турецкий Юрий Иванович
старший педагог дополнительного образования
Екатеринбург, 2024
Учебный план
Наименование
темы
№
раздела,
Введение
Актерский тренинг
Начальные
навыки
работы над ролью
Сценическое действие
Сценическая речь
Сценическое движение
Беседы о театре
Сценическая практика
Разучивание роли
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Промежуточная
(итоговая) аттестация
Итого
Количество часов
1
год 2
год
стартовый
базовый
2
3
16
24
30
45
Форма аттестации/
3
год
контроля
продвинутый
3
Наблюдение
51
Наблюдение
Наблюдение
–
14
20
38
12
10
–
21
30
57
18
15
–
36
30
33
6
18
36
2
3
3
144
216
216
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Открытый
урок,
отчетный концерт,
спектакль
Учебный тематический план 1 год обучения
Наименование раздела, темы
Количество часов
всего теория практика
Форма
контроля
аттестации/
2
16
1
4
1
16
Наблюдение
Наблюдение
30
6
24
Наблюдение
3.
Введение
Актерский тренинг
Начальные навыки работы
ролью
4.
Сценическое действие
14
4
10
Наблюдение
5.
Сценическая речь
20
4
16
Наблюдение
38
12
10
4
5
2
34
7
8
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
2
-
2
Открытый урок
1.
2.
6.
7.
8.
9.
над
Сценическое движение
Беседы о театре
Сценическая практика
Промежуточная
(итоговая)
аттестация
Итого
1 32
112
44
Содержание учебного тематического плана
1 года обучения
Тема 1. Введение в программу
Теория: Инструктаж: правила техники безопасности и правила
поведения на занятиях.
Практика: Знакомство с педагогом и друг с другом; выполнение
пластических и речевых упражнений («Дракончик», «Самовар», «Деревья»,
«Кошачья разминка»).
Тема 2. Актерский тренинг
Теория: Понятие «театр». Беседа «Знакомство с видами театрального
искусства». Понятие – творческое воображение, активная и пассивная форма
творческого воображения. Принципы осмысления образов действительности:
память на ощущения, на ранее испытанные чувства. Понятие «творческое
воображение», активная и пассивная форма творческого воображения.
Принципы преодоления мышечных зажимов: правильные ритм,
дыхание, освобождение мышц тела, мимика, свобода сценического жеста.
Принципы развития сенсорных способностей с помощью органов чувств:
зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.
Практика: Формирование принципов коллективной творческой
работы; выполнение упражнений: «Баранья голова», «Школа разведчиков»,
«Кошачья разминка» (на пластику); выполнение упражнений: «Чучело»,
«Один-один», «Волны», «Деревья», «Самовар», «Чайник».
Настройка к действию: ассоциативные упражнения на развитие
воображения. Упражнения на развитие внимания и творческой фантазии
«Что вижу?», «Что слышу?» «Тянучка», «Веер». Упражнения на развитие
внимания и творческой фантазии «Что чувствую?». Упражнения на активную
и пассивную форму воображения. Упражнения на творческую свободу;
упражнения на коллективную творческую работу. Игра «Молекулы»,
упражнение «Мельница». Этюды на развитие способности к мысленному
восприятию образов действительности Упражнения на выработку
автоматизма в беспредметном действии. Сценическое общение.
Наблюдения за животными: домашние, дикие животные, морские
животные. Самостоятельная форма коллективной творческой работы на
заданную тему («Времена года»).
Тема 3. Начальные навыки работы над ролью
Теория: Изучение бытовых, национальных, исторических, этнических
и социальных традиций, изображенных в пьесе Драматическое искусство и
смежные с ним искусства: музыка, живопись, литература. Понятие
«сверхзадача спектакля». Основные составляющие драматического
произведения (тема, идея, конфликт, событие). Техника безопасности на
сцене.
Определение жанра пьесы, её стиля. Изучение бытовых, национальных,
исторических, этнических и социальных традиций, изображенных в пьесе.
Сбор иконографического материала.
Поиск речевой характерности, уточнение взаимоотношений героев;
«конфликт». Характеристика персонажей: характеры. Взаимоотношение
персонажей, их взаимодействие друг с другом. Речевые особенности
персонажей. Уточнение взаимоотношений героев и конфликта между
персонажами.
Пластическое
решение образа.
Речевая
характерность персонажа.
Практика: Техника безопасности на сцене; обсуждение сверхзадачи
спектакля, «сквозное действие». Освоение сценической площадки,
мизансценирование;
характеристика
персонажей:
характеры.
Взаимоотношение персонажей их взаимодействие друг с другом; речевые
особенности персонажей. Уточнение взаимоотношений героев и конфликта
между персонажами; пластическое решение образа, речевая характерность
персонажа. Пластическое решение образа, речевая характерность персонажа.
Обсуждение и освоение декорационного оформления спектакля (декорации,
костюмы, грим, реквизит). Репетиции отдельных эпизодов и всего спектакля;
ознакомление с техникой падения, отработка приёмов. Выход на сцену,
освоение
сценического
прост-ранства
(освоение
декорационного
оформления, постановка пластических сцен и их отработка. Постановка
новых актерских задач и их отработка, уточнение мизансцен); постановка
сценических боев и их отработка; постановка танцев и их отработка.
Правильное освоение сценической площадки, мизансценирование.
Тема 4. Сценическое действие
Теория: Принципы органического действия в условиях сцены. Отличие
этюда от упражнения. Основные составляющие этюда.
Принципы выработки умения действовать «на зрителя» в условиях
вымысла. Принципы выработки умения действовать «на зрителе» в условиях
вымысла. Принципы выработки повторности и импровизационности
действия – «сегодня, здесь, сейчас». Принципы выработки активности
сценического действия (конфликт и его разрешение). Принципы выработки
определения художественного замысла в этюде: тема, идея, конфликт,
событие. Принципы выработки определения задачи этюда, «кинолента
видения».
Практика: Упражнения для органического действия в условиях
сцены: умение по-настоящему видеть; умение по-настоящему слышать;
умение по-настоящему мыслить; умение по-настоящему чувствовать; умение
по-настоящему действовать.
Этюды: импровизационного характера, сценические, музыкальные, на
наблюдения, на органическое молчание, на перемену отношения.
Тема 5. Сценическая речь
Теория: Речевой аппарат - основные сведения и разминочные
упражнения. Сценическая речь в современном театре Принципы
диафрагмального дыхания. Принципы произношения в пьесах классического
репертуара. Понятие о темпе и ритме: речи, действия, движения;
общефизическая подготовка.
Интонационная выразительность актера.
Речевой аппарат - основные сведения и разминочные упражнения.
Артикуляция - основные сведения и разминочные упражнения.
Орфоэпические
нормы
литературного
произношения.
Постановка
правильного дыхания с помощью гимнастики. Знакомство с понятиями
«дикция» и «артикуляция». Гласные и согласные звуки в произношении,
правильное положение рта при произношении этих звуков. Произношение
гласных и согласных звуков в речетативах.
Практика: Артикуляционная гимнастика; упражнения на
разработку мышц речевого аппарата, языка, губ, активности челюстей
Театральные игры: «На что похоже?». Вокальные игры: «Веселые нотки»,
«Чей голос?». Танцевальные игры: «Зеркало», «Танцевальная шкатулка».
Дыхательная гимнастика на развитие навыков диафрагмального дыхания.
Упражнения над развитием речевой характерности.
Инсценирование
литературных отрывков (проза). Инсценирование литературных отрывков
(стихи).
Тема 4. Сценическое движение
Теория: Понятие о темпе и ритме: речи, действия, движения. Понятие
«мизансцена», законы композиции. Общефизическая подготовка. Развитие
музыкального слуха и умения двигаться под музыку. Ритмическая
гимнастика – система двигательных упражнений под музыку. Ритмические
танцевальные упражнения.
Характерные черты бытовых манер различных эпох. Знакомство с
этикетом (изучение бытовых манер различных эпох). Мизансцены, повороты,
подходы и отходы. Создание художественно-пластического образа
персонажа. Общие понятия о манере поведения на сцене.
Принципы выполнения упражнений на разработку подвижности
суставов, растяжку. Принципы выполнения упражнений на тренировку
вестибулярного аппарата. Принципы выполнения упражнений на тренировку
координации движений. Принципы выполнения упражнений на разработку
подвижности суставов, растяжку. Принципы выполнения упражнений на
тренировку вестибулярного аппарата. Принципы выполнения упражнений на
тренировку координации движений.
Практика: Упражнения на разработку подвижности суставов,
растяжку. Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата. Упражнения
на тренировку координации движений. Упражнения на постановку корпуса
(выработка осанки, правильной походки). Упражнения на освоение
музыкальных размеров 2/4, 4/4. Повтор ритмического рисунка после показа.
Разучивание поклонов, приветствий. Практическое изучение
различных походок (характерные и эмоциональные). Практическое изучение
различного вида бега (характерный и эмоциональный). Пластика животных –
выполнение этюдов. Упражнения на разработку подвижности суставов,
растяжку. Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата. Упражнения
на тренировку координации движений.
Тема 7. Беседы о театре
Теория: Понятие драматургического жанра. Рождение театра в
Древней Греции в 534 г. до н.э. из обрядов, посвященных богу Дионису.
Мифы – основа древнегреческой драматургии. Значение костюмов и масок в
древнегреческом театре. Сравнение театра в Древней Греции и современного
театра: искусство актера, режиссера; художника; композитора. Основные
жанры драматургии: драма, комедия, мелодрама, водевиль, мюзикл. Акт –
актер.
Этика поведения актера. Этика поведения актера; правила поведения
обучающихся при выездных мероприятиях
Практика: Просмотр иллюстраций на тему «Театр Древней Греции».
Просмотр фотоматериалов и видеороликов. Самостоятельное изучение
информации по теме.
Тема 8. Сценическая практика
Теория: Подготовка к выступлению, психологическая настройка на
выступление; правила поведения на сцене.
Практика: Поэтапное проучивание роли: разучивание текста,
передача характера. Правильное освоение сценической площадки,
мизансценирование. Взаимоотношение персонажей их взаимодействие друг с
другом. Освоение сценического пространства, декораций. Освоение костюма,
грима.
Участие в Новогоднем спектакле. Участие в концертах, проводимых по
плану массовых мероприятий учреждения с подготовленными номерами –
инсценировками, этюдами, играми и пародиями. Участие в различных
конкурсах.
Тема 9. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: Промежуточная (итоговая) аттестация учащихся
проводится в форме открытого урока.
Учебный тематический план
2 года обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Наименование темы
Количество часов
всего
теория практика
3
1
2
24
3
21
Введение
Актерский тренинг
Начальные навыки работы над
45
ролью
Сценическое действие
21
Сценическая речь
30
Сценическое движение
57
Беседы о театре
18
Сценическая практика
15
Промежуточная
(итоговая)
3
аттестация
Итого
216
Форма аттестации/
контроля
Наблюдение
Наблюдение
6
39
Наблюдение
6
6
9
9
3
15
24
48
9
12
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
-
3
Отчетный концерт
43
173
Содержание учебного тематического плана
2 год обучения
Тема 1. Введение
Теория: Техника безопасности. Знакомство с планами на учебный год.
Практика: Выполнение речевой и пластической разминки,
разученных на 1 году обучения.
Тема 2. Актерский тренинг
Теория: Принципы осмысления образов действительности: память на
ощущения, на ранее испытанные чувства. Понятие «творческое
воображение», активная и пассивная форма творческого воображения.
Принципы преодоления мышечных зажимов: правильные ритм,
дыхание, освобождение мышц тела, мимика, свобода сценического жеста.
Принципы развития сенсорных способностей с помощью органов
чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.
Практика: Игры на развитие внимания «Баранья голова», «Снежный
ком». Упражнение на развитие внимания «Я вижу, я слышу». Упражнение на
преодоление мышечных зажимов: «Перекат», «Один-один», «Хоп».
Упражнения на развитие сенсорных способностей с помощью органов
чувств: «Тянучка», «Веер». Этюды на развитие способности к мысленному
восприятию образов действительности. Упражнения на развитие творческого
воображения. Упражнения на развитие внутренней творческой свободы.
Выполнение действий с воображаемым предметом. Упражнения на
выработку автоматизма в беспредметном действии. Сценическое общение.
Тема 3. Начальные навыки работы над ролью
Теория: Драматическое искусство и смежные с ним искусства: музыка,
живопись, литература. Понятие «сверхзадача спектакля». Основные
составляющие драматического произведения (тема, идея, конфликт,
событие). Техника безопасности на сцене.
Определение жанра пьесы, её стиля. Изучение бытовых, национальных,
исторических, этнических и социальных традиций, изображенных в пьесе.
Сбор иконографического материала.
Поиск речевой характерности, уточнение взаимоотношений героев;
«конфликт». Характеристика персонажей: характеры. Взаимоотношение
персонажей, их взаимодействие друг с другом. Речевые особенности
персонажей. Уточнение взаимоотношений героев и конфликта между
персонажами.
Пластическое
решение образа.
Речевая
характерность персонажа.
Практика: Обсуждение образов пьесы; знакомство с пьесой (чтение и
обсуждение пьесы). «Застольные» репетиции: сверка ролей, чтение пьесы по
ролям, уточнение действенных линий персонажей. Обсуждение и освоение
декорационного оформления спектакля (декорации, костюмы, грим,
реквизит). Выход на сцену, освоение сценического пространства (освоение
декорационного оформления, постановка новых актерских задач и их
отработка, уточнение мизансцен).
Обсуждение сверхзадачи спектакля, «сквозное действие». Освоение
сценической площадки, мизансценирование. Репетиции отдельных эпизодов
и всего спектакля. Ознакомление с техникой падения, отработка приёмов.
Постановка сценических боев и их отработка, постановка танцев и их
отработка, постановка пластических сцен и их отработка.
Тема 4. Сценическое действие
Теория: Принципы органического действия в условиях сцены. Отличие
этюда от упражнения. Основные составляющие этюда.
Принципы выработки умения действовать «на зрителя» в условиях
вымысла. Принципы выработки умения действовать «на зрителе» в условиях
вымысла. Принципы выработки повторности и импровизационности
действия – «сегодня, здесь, сейчас». Принципы выработки активности
сценического действия (конфликт и его разрешение). Принципы выработки
определения художественного замысла в этюде: тема, идея, конфликт,
событие. Принципы выработки определения задачи этюда. Принципы
выработки необходимых составляющих при исполнении этюда: пластическая
выразительность, темпо - ритм, характерность, группировка, характерность
действия. Принципы выработки необходимые составляющих при
исполнении этюда: мизансцены. Принципы выработки необходимые
составляющих при исполнении этюда: текст и подтекст. Действие в
предлагаемых обстоятельствах. Создание внутренних видений - «кинолента
видения»: активность воображения, конкретность видения, образное
мышление, образность.
Практика: Упражнения для органического действия в условиях
сцены: умение по-настоящему видеть; умение по-настоящему слышать;
умение по-настоящему мыслить; умение по-настоящему чувствовать; умение
по-настоящему действовать.
Этюды: импровизационного характера, сценические, музыкальные, на
наблюдения, на органическое молчание, на перемену отношения.
Тема 5. Сценическая речь
Теория: Сценическая речь в современном театре. Принципы
произношения в пьесах классического репертуара. Интонационная
выразительность актера. Речевой аппарат - основные сведения и
разминочные упражнения. Артикуляция - основные сведения и разминочные
упражнения. Принципы диафрагмального дыхания. Орфоэпические нормы
литературного произношения. Постановка правильного дыхания с помощью
гимнастики. Знакомство с понятиями «дикция» и «артикуляция». Гласные и
согласные звуки в произношении, правильное положение рта при
произношении этих звуков. Произношение гласных и согласных звуков в
речетативах.
Практика: Театральные игры: «На что похоже?». Вокальные игры:
«Веселые нотки», «Чей голос?». Танцевальные игры: «Зеркало»,
«Танцевальная шкатулка».
Артикуляционная гимнастика. Упражнения на разработку мышц
речевого аппарата, языка, губ, активности челюстей. Дыхательная
гимнастика на развитие навыков диафрагмального дыхания. Упражнения над
развитием речевой характерности.
Инсценирование литературных отрывков (проза). Инсценирование
литературных отрывков (стихи).
Тема 4. Сценическое движение
Теория: Понятие о темпе и ритме: речи, действия, движения. Понятие
«мизансцена», законы композиции. Общефизическая подготовка. Развитие
музыкального слуха и умения двигаться под музыку. Ритмическая
гимнастика – система двигательных упражнений под музыку. Ритмические
танцевальные упражнения.
Характерные черты бытовых манер различных эпох. Знакомство с
этикетом (изучение бытовых манер различных эпох). Мизансцены, повороты,
подходы и отходы. Создание художественно-пластического образа
персонажа. Общие понятия о манере поведения на сцене.
Принципы выполнения упражнений на разработку подвижности
суставов, растяжку. Принципы выполнения упражнений на тренировку
вестибулярного аппарата. Принципы выполнения упражнений на тренировку
координации движений. Принципы выполнения упражнений на разработку
подвижности суставов, растяжку. Принципы выполнения упражнений на
тренировку вестибулярного аппарата. Принципы выполнения упражнений на
тренировку координации движений.
Практика: Упражнения на разработку подвижности суставов,
растяжку. Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата. Упражнения
на тренировку координации движений. Упражнения на постановку корпуса
(выработка осанки, правильной походки). Упражнения на освоение
музыкальных размеров 2/4, %, 4/4. Повтор ритмического рисунка после
показа.
Разучивание поклонов, приветствий. Практическое изучение
различных походок (характерные и эмоциональные). Практическое изучение
различного вида бега (характерный и эмоциональный). Пластика животных –
выполнение этюдов. Упражнения на разработку подвижности суставов,
растяжку. Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата. Упражнения
на тренировку координации движений.
Тема 7. Беседы о театре
Теория: Понятие драматургического жанра. Рождение театра в
Древней Греции в 534 г. до н.э. из обрядов, посвященных богу Дионису.
Мифы – основа древнегреческой драматургии. Значение костюмов и масок в
древнегреческом театре. Сравнение театра в Древней Греции и современного
театра: искусство актера, режиссера; художника; композитора.
Этика поведения актера.
Практика: Просмотр иллюстраций на тему «Театр Древней Греции».
Просмотр фотоматериалов и видеороликов. Самостоятельное изучение
информации по теме.
Тема 8. Сценическая практика
Теория: Подготовка к выступлению, психологическая настройка на
выступление; правила поведения на сцене.
Практика: Поэтапное проучивание роли: разучивание текста,
передача характера. Правильное освоение сценической площадки,
мизансценирование. Взаимоотношение персонажей их взаимодействие друг с
другом. Освоение сценического пространства, декораций. Освоение костюма,
грима.
Участие в Новогоднем спектакле. Участие в концертах, проводимых по
плану массовых мероприятий учреждения с подготовленными номерами –
инсценировками, этюдами, играми и пародиями. Участие в различных
конкурсах.
Тема 9. Промежуточная аттестация.
Практика: Промежуточная аттестация учащихся проводится в форме
отчетного концерта.
Учебный тематический план 3 года обучения
Количество часов
всего
теория практика
3
1
2
48
6
42
36
6
30
33
6
27
36
6
30
3
3
18
3
15
36
3
33
№
Наименование раздела, темы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Введение
Актерский тренинг
Сценическое действие
Сценическая речь
Сценическое движение
Беседы о театре
Сценическая практика
Разучивание роли
Промежуточная
(итоговая)
3
аттестация
Итого
216
9.
-
3
34
182
Форма аттестации/
контроля
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Спектакль
Содержание учебного тематического плана
3 год обучения
Теория: Техника безопасности. Правила поведения на занятиях.
Знакомство с планами на учебный год.
Практика: Повторение театральной азбуки: актер, сцена, этюд,
режиссер, виды театрального искусства.
Тема 2. Актерский тренинг
Теория: Повторение речевой разминки. Повторение пластической
разминки. Ознакомление с понятиями «творческая сценическая свобода»,
«сценическая смелость», «решительность и непосредственность» в
выполнении сценических задач. Сознательное овладение логикой действия
до подсознательного его закрепления, концентрация внимания.
Принципы сценического общения: ориентировка, привлечение
внимания, творческая фантазия, «пристройка» к партнеру, воздействие на
него. Принципы изображения действия с воображаемым предметом.
Принципы сценического общения: ориентировка, привлечение внимания.
Принципы сценического общения: творческая фантазия, «пристройка» к
партнеру, воздействие на него. Взаимодействие с партнёром на эмоции.
Взаимодействие с партнером на органическое молчание. Сопоставление
беспредметного действия с реальным, его расчленение на составные части.
Практика: Упражнения на преодоление мышечных зажимов.
Упражнения на развитие сенсорных способностей с помощью органов
чувств. Игры: «Я вижу, я слышу»; «Хоп». Выполнение упражнений: «Школа
разведчиков», «Кошачья разминка» (на пластику). Выполнение упражнений:
«Чучело», «Дракончики», «Волны», «Деревья». Этюды на развитие
способности к мысленному восприятию образов действительности.
Упражнение: этюды с предметом (ручка, лист бумаги, линейка,
крышка). Упражнение: этюды с препятствием (скамейка, стул).
Этюдимпровизация на место действия (остановка, магазин, улица).
Упражнение «Зеркало». Взаимодействие с партнёром – ответ действием на
действие.
Упражнения, творческие задания на развитие творческого
воображения. Творческие задания на развитие внутренней творческой
свободы. Действие с воображаемым предметом. Этюды на ПФД (память
физических действий): умываемся, нарезаем бутерброд, одеваемся.
Упражнения на выработку автоматизма в беспредметном действии.
Упражнение «Ожившие предметы». Творческое задание на
коллективную
работу:
«Оживший
предмет».
Упражнение
«Пуленепробиваемое стекло». Этюд на сценическое общение по
стихотворению («Багаж», «Море», «Телефон»). Этюд на публичное
одиночество (в ожидании друга, на контрольной).
Наблюдение за животными. Этюды на наблюдение за животными
(лесные животные, экзотические животные). Этюд – создание образа под
музыкальное сопровождение (А. Вивальди «Времена года», С. Прокофьев
«Ромео и Джульетта», Шостакович). Упражнения на пластику рук «Веер»,
этюд «Тропические цветы».
Тема 3. Сценическое действие
Теория: Физическое действие – основа словесного действия.
Осознание логики физических действий: «пристройка» к объекту,
воздействие на партнёра, восприятие, оценка происходящего действия.
Понятия «текст и подтекст», «характерность действия». Создание
внутренних видений: «кинолента видения», активность воображения,
конкретность видения, образное мышление, образность. Словесные сигналы:
привлечение внимания объекта. Осознание логики физических действий:
выбор объекта, привлечение его внимания, «пристройка» к объекту,
воздействие на него, восприятие, оценка.
Практика: Упражнения на интонационную выразительность, логики
словесного взаимодействия. Этюд на интонационную выразительность «В
парке». Этюд на физическое действие «Рыбалка».
Упражнения на осознание логики физических действий. Упражнения
на словесное взаимодействие: активность и действенность диалога, умение
слушать и слышать. Упражнения на создание внутренних видений
«Кинолента видения». Упражнения на создание внутренних видений активность воображения, конкретность видения, образное мышление,
образность. Упражнения на создание внутренних видений под музыкальное
сопровождение. Упражнения на словесные сигналы: привлечение внимания
объекта; упражнения на словесные действия - ясность и четкость
произношения; этюды на перемену отношения.
Этюды на перемену отношения при взаимодействии с партнером:
действие в предлагаемых обстоятельствах, действие в этюдах на
обстоятельство места. Этюды импровизационного характера групповой
«Кинопробы». Сценический этюд «Лес». Сценический этюд
«Гостеприимство». Упражнения на пантомиму и пантомимическое
действие. Сценический этюд на пантомиму «Фортепиано». Просмотр
видеоматериала «Дикие животные». Музыкальный этюд «Осенние краски».
Этюд на наблюдение «Дикие животные». Просмотр видеоматериала
«Насекомые». Этюд на наблюдение «Пауки».
Музыкальный этюд «Зимнее кружево». Музыкальный этюд в дуэте
«Манекен». Групповой музыкальный «Оркестр» (в трио, в квартете). Этюды
на органическое молчание «Марионетки».
Тема 4. Сценическая речь
Теория: Понятие – речевая характерность. Орфоэпические нормы
литературного произношения. Понятия «артикуляционный аппарат» и
«речевой аппарат». Принципы диафрагмального дыхания. Формирование
правильного дыхания. Интонационная выразительность актера. Работа актера
над речевой характерностью. Произношение в пьесах классического
репертуара. Сценическая речь в современном театре.
Практика: Развитие артикуляционного аппарата: гимнастика для губ.
Развитие артикуляционного аппарата: гимнастика для языка, челюстей.
Выполнение артикуляционной гимнастики: «Мячик», «Лев», «Губошлеп».
Разработка мышц речевого аппарата: «Заводной мячик», «Балабол».
Разработка мышц речевого аппарата: «Лошадь», «Горячая картошка».
Принципы диафрагмального дыхания – вдох-выдох под счет, выдох со
звуком. Формирование навыков диафрагмального дыхания: «Кувшин»,
«Дракончики», «Волны». Формирование навыков диафрагмального дыхания:
«Комарик», «Самовар», «Чайник», «Резиновый мяч». Упражнение «Ковбои».
Развитие артикуляционного аппарата – стихотворение «44 веселых Чижа».
Формирование правильного дыхания – распределение дыхания на 10, 15,
счетов. Формирование правильного дыхания – произношение стихотворения
с распределением дыхания (стихотворение «Буря мглою небо кроет...»).
Упражнение с мячами на счет 10, на счет 8. Упражнение с мячами –
перебрасывание на стихотворение «Котята». Упражнение с мячами –
перебрасывание на скороговорки «Корабли», «Конница». Упражнения с
мячами – перебрасывание на скороговорки «Снега лавина», «Карл у Клары».
Работа актера над речевой характерностью – произношение
скороговорок с различной интонацией. Работа актера над речевой
характерностью – вопрос-ответ скороговорками; упражнения «Пинг-понг»,
«Футбол». Интонационная выразительность актера – упражнения «Карниз»,
«Яблоко». Интонационная выразительность актера – упражнения «Полет»,
«Мотоцикл». Интонационная выразительность актера – самостоятельная
подборка стихотворения. Произношение в пьесах классического репертуара –
просмотр видеоматериалов фрагментов спектаклей. Произношение в пьесах
классического репертуара – чтение рассказов «Переоценка ценностей»,
«Репетитор», чтение сказок Б. Шергина «Наш пострел везде поспел»,
«Рифмы». Работа над литературными отрывками: отрывок из «Сказки о царе
Салтане...». Работа над литературными отрывками: отрывок из рассказа
«Была война, была блокада». Вокальные упражнения: «Аист», «Цирковые
собачки»; вокальные упражнения – распевка скороговорок.
Тема 5. Сценическое движение
Теория: Общие понятия о манере поведения на сцене, понятие
«мизансцена». Ритмика – система двигательных упражнений под музыку.
Характерные черты бытовых манер различных эпох. Этикет: изучение
бытовых манер различных эпох. Этикет: разучивание поклонов, приветствий.
Сценический бой, сценическое падение. Сценические походки и бег.
Практика: Выполнение упражнений на разработку подвижности
суставов, растяжку «Резиновый человек». Выполнение упражнений на
тренировку вестибулярного аппарата, тренировку координации движений –
упражнение «Воздушный человек». ОФП (общефизическая подготовка):
разработка
подвижности суставов; растяжка.
ОФП:
тренировка
вестибулярного аппарата. ОФП: тренировка координации движений.
Упражнение на координацию: «Сигнальщик», «Робот». Постановка
корпуса – выработка осанки, правильной походки. Постановка корпуса –
упражнение «Модели».
Развитие музыкального слуха – определение сильной и слабой долей.
Развитие музыкального слуха – движение рук под ритм музыки. Развитие
умения двигаться под музыку – движение тела на сильную/слабую долю.
Ритмика – система двигательных упражнений под музыку, игра «Притоп».
Повтор ритмического рисунка после показа.
Импровизация с различным музыкальным материалом. Выполнение
танцевальных движений – «Русский народный танец». Выполнение
танцевальных движений – «Полонез», «Менуэт». Постановка танцевального
номера к спектаклю. Этюдная работа по музыку «Времена года».
Этикет: изучение бытовых манер различных эпох (древность,
средневековье, современность), разучивание поклонов, приветствий
(древность, средневековье, современность), разучивание поклонов,
приветствий – игра «Здравствуйте!». Мизансцены – упражнение на
определение места в пространстве «Точка», «Кадр». Повороты, подходы и
отходы – разучивание под музыку разных эпох; сценический бой:
сценическое падение. Сценический бой: бой на палках. Создание
художественно-пластического образа персонажа. Походки: характерные и
эмоциональные. Бег: характерный и эмоциональный. Пластика животных.
Пластика человека. Пластика предмета. Пластика эмоциональная. Тема
6. Беседы о театре
Теория: Появление театра в России: скоморохи, театр при дворе
Михаила Романова; театр Федора Волкова и его братьев; театр 18 века при
учебных заведениях России; крепостной театр; императорский театр;
частные театры. Сумароков – основоположник русской литературной
драматургии, директор первого профессионального русского театра.
Практика:
Просмотр
фотоматериалов
и
иллюстраций.
Самостоятельный поиск информации по теме в сети Интернет.
Просмотр фотоматериалов и видеороликов - самостоятельное изучение
информации. Тема 7. Сценическая практика
Теория: Правила поведения на сцене. Подготовка к выступлению
(психологическая настройка на выступление; продумывание сценического
костюма, продумывание образа героя, физическая настройка к
выступлению).
Практика: Поэтапное проучивание роли: разучивание текста;
передача характера. Правильное освоение сценической площадки,
мизансценирование. Освоение сценического пространства и декорационного
оформления. Освоение костюма и грима. Работа над эмоциональным
актёрским исполнением своей роли. Воспитание чувства ансамбля: точности
и слаженности коллективного исполнения. Участие в Новогоднем спектакле.
Участие в концертах, проводимых по плану массовых мероприятий
учреждения с подготовленными номерами – инсценировками, этюдами,
играми и пародиями. Участие в различных конкурсах.
Тема 8. Разучивание роли
Теория: Искусство мизансцены как одно из важнейших элементов
режиссуры. Понятие – сверхзадача спектакля. Основные составляющие
драматического произведения: тема, идея, конфликт, событие, жанр пьесы,
стиль.
Практика: Знакомство с пьесой: чтение и обсуждение пьесы.
Обсуждение образов пьесы.
Характеристика персонажей: характеры;
взаимоотношение персонажей, их взаимодействие друг с другом; речевые
особенности; взаимосвязь внутреннего мира персонажа и его пластического
выражения; взаимосвязь персонажа с внешним миром и его «препетии»;
конфликт – столкновение героев.
Изучение бытовых, национальных, исторических, этнических и
социальных традиций, изображенных в пьесе. Сбор иконографического
материала. «Застольные» репетиции: сверка ролей, чтение пьесы по ролям;
уточнение действенных линий персонажей, поиск речевой характерности;
уточнение взаимоотношений героев, «сквозное действие».
Сверхзадача
спектакля. Освоение сценической
площадки,
мизансценирование. Уточнение взаимоотношений героев и конфликта между
персонажами.
Пластическое
решение образа,
речевая
характерность персонажа. Обсуждение и освоение декорационного
оформления спектакля: декорации, костюмы, грим, реквизит.
Выход на сцену: освоение сценического пространства; освоение
декорационного оформления; постановка новых актерских задач и их
отработка, уточнение мизансцен; репетиции отдельных эпизодов и всего
спектакля; постановка и отработка сценических боев, танцев, пластических
сцен.
Тема 9. Итоговая аттестация
Практика: Итоговая аттестация учащихся проводится в форме
отчетного спектакля.