Учебный план ДОП Технология творческого мышления

Учебный тематический план
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Технология творческого мышления»
Техническая направленность
Возраст учащихся: 6- 10 лет
Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:
Карамышева Мария Юрьевна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024

Учебный тематический план
№

Наименование разделов,
тем
1. Развитие творческого
воображения
1.1. Введение в программу.
1.2. Вводное занятие. «Мы
веселые
ребята! Наше имя
ИнТТалята!».
1.3. Приемы фантазирования
«увеличение-уменьшение»,
«ускорение-замедление»,
«оживление», «наоборот»,
«деление-объединение».
1.4. Понятие об ассоциациях.
Ассоциативные загадки.
1.5. Метафоры.

1.6.

Первоначальные графические
знания и умения

4. Основные понятия ТРИЗ
4.1. История изобретательства
4.2. Понятие о противоречии

4.3.

Теория

Практика

36

3,4

32,6

2

–

2

2

0,2

1,8

16

1,6

14,4

8

0,8

7,2

4

0,4

3,6

4

0,4

3,6

8
6

0,6
0,6

7,4
5,4

2

–

2

28

2,8

25,2

12

1

11

16

1,8

14,2

38
2

6
2

32
–

18

1,4

16,6

12

2,6

9,4

6

–

6

18

4

14

4

2

2

Системное устройство мира

Упражнения на развитие
системного мышления
5. Азбука проектной
деятельности
5.1. Знакомство с понятием
«проект»
4.4.

Всего

Метод фокальных объектов.

2. Развитие внимания и памяти
2.1. Внимание и память человека.
2.2. Упражнения на запоминание
информации.
3. Моделирование с элементами
конструирования
3.1. Понятие о материалах и
инструментах.
3.2.

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля
наблюдение
наблюдение

наблюдени
е, опрос
фронтальн
ый
наблюдение
наблюдение,
опрос
фронтальный
наблюдение,
опрос
фронтальный
наблюдение
наблюдение

наблюдение,
опрос
фронтальный
наблюдение,
минивыставка
наблюдение
наблюдение,
опрос
фронтальный
наблюдение,
опрос
фронтальный
наблюдение,
опрос
наблюдение

Выполнение творческого
проекта
6. КТД, экскурсии

5.2

7. Промежуточная (итоговая)
аттестация

Всего:

14

2

12

12

–

11

4

–

4

144

16,8

127,2

наблюдение
наблюдение,
опрос
презентация
проекта
(индивидуальн
ый,коллективны
й)

1.1. Содержание учебного тематического плана
Раздел 1. Развитие творческого воображения
Тема 1.1. Введение в программу
Практика: игра-путешествие «Мир загадок и открытий вокруг нас
(мир природы, мир человека, мир техники)».
Тема 1.2. Вводное занятие: «Мы веселые ребята!
Наше имя ИнТТалята!»
Теория: знакомство с учащимися, планирование работы на год,
правила поведения в кабинете, техника безопасности на занятиях в
объединении.
Практика: игры на знакомство: «Снежный ком»,
«Шел
по
крыше воробей», «Если нравится тебе, то делай
так».
Тема 1.3. Приемы фантазирования
Теория: термин «фантазия». Различие между
терминами
«фантазия» и
«воображение». Прием «Увеличение-уменьшение». Прием
«Ускорение- замедление». Прием «Наоборот». Прием «Делениеобъединение».
Практика: игры: «Великаны и гномы», «Хорошо-плохо»,
«Волшебный дождик», «Говори наоборот». Изготовление поделок из
различных материалов.
Тема 1.4. Понятие об ассоциациях. Ассоциативные загадки
Теория: значение ассоциативности. Алгоритм ассоциативных загадок.
Практика: игры: «На что это похоже», «Волшебная мозаика»,
«Цепочка ассоциаций», «Волшебный мешочек». Сочинение собственной
загадки. Изготовление творческой загадки.
Тема 1.5. Метафоры
Теория: определение значения слова метафора. Правила
придумывания метафор.

Практика: игры: «Море волнуется», «Загадочные превращения».
Упражнения на придумывание метафор. Изготовление поделки.
Тема 1.6. Метод фокальных объектов
Теория: история создания метода фокальных объектов. Применение
этого метода для создания нового объекта.
Практика: упражнение «Волшебная дорожка».
Раздел 2. Развитие внимания и памяти
Тема 2.1 Внимание и память человека
Теория: виды памяти. Приемы запоминания информации: на
основе ассоциаций, использования нескольких органов чувств. Знакомство с
дыхательными упражнениями, положительно влияющими на внимание и
память.
Практика: выполнение дыхательных упражнений, положительно
влияющих на внимание и память. Игры на развитие произвольного и
непроизвольного внимания. Игры и упражнения на развитие памяти.
Тема 2.2. Упражнения на запоминание информации
Практика: упражнения на запоминание информации.
Раздел
3.
Моделирование
с
элементами
конструирования
Тема 3.1. Понятие о материалах и инструментах
Теория: материалы и их свойства (металл, пластик, ткань, дерево,
пластилин, глина, бумага). Классификация материалов по свойствам и
функциям. Роль бумаги и картона в жизни человека. Свойства бумаги и
картона. История возникновения бумаги. Инструменты. Правила по техники
безопасности при работе с ними. Организация рабочего места.
Практика: опыты и наблюдения при изучении свойств бумаги и
картона. Игра-путешествие «Приключения Странички». Аппликационные
работы из цветной бумаги. («Машины», «Наши улицы», «Космические
приключения» и др.). Оригами - самоделки из цветной бумаги (рыбки,
бабочки, машинка, самолет, ракета, кораблик). Игры: «Хорошо–плохо»,
«На что это похоже?»,
«Угадай-ка». Просмотр видео инсталляции «История развития
инструментов».
Тема 3.2. Первоначальные графические знания и умения
Теория: первоначальное понятие о разметке. Способы разметки
деталей. Трафареты и шаблоны. Использование их в работе. Вырезание,
наклеивание,
склеивание. Понятие о контуре и силуэте. Виды соединения деталей из
бумаги и картона: подвижные, неподвижные.

Практика: изготовление поделок с применением различных
способов разметки деталей. Изготовление игрушек дергунчиков.
Изготовление модели из картона по шаблонам.
Раздел 4. Основные понятия ТРИЗ
Тема 4.1. История изобретательства
Теория: сказка стала былью. Природа и техника (что подсказала
природа человеку). Кто такие изобретатели. Качества человека,
необходимые для придумывания новых предметов, процессов.
Тема 4.2. Понятие о противоречии
Теория: противоречия в природе. Противоречия в предметах.
Противоречия в ситуациях. Противоречия в размерах. Противоречия в
количестве. Противоречивые признаки.
Практика: игры: «Хорошо-плохо», «Солнышко и дождь»,
«Дрессировщик», «Магазин», «Гулливер в стране лилипутов», «Большоймаленький», «Да-нет». Упражнение «Расставь по порядку». Изготовление
поделок.
Тема 4.3. Системное устройство мира
Теория: подсистемы человека. Подсистемы предметов: объект
«Часы». Подсистемы предметов: объект «Автомобиль». Обобщающее
занятие по подсистемам. Функции подсистем. «Системный лифт».
Практика: игры «Хорошо-плохо»; «Светофор». Изготовление
поделок: часы, автомобиль.
Тема 4.4. Упражнения на развитие системного мышления
Практика: выполнение упражнений на развитие системного
мышления.
Раздел 5. Азбука проектной деятельности
Тема 5.1 Знакомство с понятием «проект»
Теория: знакомство с основными этапами проекта: инициативный,
организационный, проектировочный, исполнительский, теоретико –
рефлексивный.
Практика: «Мозговой штурм».
Тема 5.2. Выполнение творческого проекта
Практика: работа над коллективным проектом.
Раздел 6. КТД, экскурсии
Практика: КТД «Осеннее приключение». КТД «Эстафета
любимых занятий» - день семьи. «Веселое путешествие в страну
неразгаданных тайн». Посещение океанариума. Посещение Галилео
парка. Экскурсия в кукольный
театр «Театральное за кулисье».

Раздел 7. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: презентация проекта (коллективный).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».