Учебный тематический план
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Волшебная кисточка»
Художественная направленность
Возраст учащихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Автор-составитель:
Макарова Наталья Владимировна
педагог дополнительного образования
Екатеринбург, 2024
Учебный (тематический)
план
Формы
аттестации/
практи контроля
всего теория
ка
44
22
22
2
1
1
беседа
наблюдение,
6
3
3
беседа
4
2
2
наблюдение
Количество часов
№
Название разделов и тем
Раздел 1. «Основы изображения»
1.1 Искусство в природе
1.2 Пленэр «Осенние зарисовки»
1.3 Цветовые колориты природы
1.4 Основы натюрморта. Цветы
1.5 Основы натюрморта. Фрукты
1.6 Основы портрета. Женский портрет
1.7 Цветовой колорит неба. Осенняя палитра
1.8 Основы анималистики. Птицы
1.9 Основы анималистики. Животные
Раздел 2. «Искусство изображения»
2.1 Морской пейзаж
2.2 Женский и мужской портрет
2.3 Искусство оформления
2.4 Искусство и праздник
2.5 Цветовые колориты зимы
2.6 Бумагопластика. Коллажирование.
2.7 Искусство стилизации
2.8 Коллективный портрет
Раздел 3. «Креативность изображения»
3.1 Узелковый батик
3.2 Весенний натюрморт
3.3 Космический пейзаж
3.4 Акварель «по-сырому»
3.5 Мужской портрет
3.6 Мы - архитекторы
3.7 Основы ландшафтного дизайна
Раздел
4.
Промежуточная
(итоговая)
аттестация. Автопортрет
Итого
6
3
3
наблюдение
6
3
3
наблюдение
6
4
4
6
48
6
6
4
4
6
6
8
8
48
6
6
8
6
6
8
8
3
2
2
3
24
3
3
2
2
3
3
4
4
24
3
3
4
3
3
4
4
3
2
2
3
24
3
3
2
2
3
3
4
4
24
3
3
4
3
3
4
4
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
4
2
2
144
72
72
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
Самостояте
льная
работа
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. «Основы изображения»
Тема 1.1 Искусство в природе
Теория: знакомство с различными видами деревьев, растений.
Практика: наблюдения в природе, сбор гербария, природных
материалов.
Тема 1.2 Пленэр «Осенние зарисовки»
Теория: обучение рисованию с натуры
Практика: рисование с натуры, передача цвета и форм, работа
графическими материалами.
Тема 1.3 Цветовые колориты природы
Теория: передача цветового колорита природы на закате.
Практика: обучение изображению пейзажа «Какие они, вечерние
закаты Урала». Этапы работы:
−
заполнение листа бумаги тёплой гаммой цветов в технике мазка;
изображение неба на закате солнца (гуашь);
− изображение тёмных силуэтов деревьев лиственных и хвойных;
композиционное, многоплановое размещение на листе.
Тема 1.4 Основы натюрморта. Цветы
Теория: знакомство с натюрмортом.
Практика: обучение составлению натюрморта - цветы в вазе на столе;
обучение лёгкому наброску простым карандашом; подбор цвета и оттенков
для предметов натюрморта так, чтобы они гармонично сочетались друг
с другом; обучение изображению астр в вазе; смешивание красок на палитре,
работа гушью; использование техники мазка для изображения лепестков
астр.
Тема 1.5 Основы натюрморта. Фрукты.
Теория: знакомство с натюрмортом.
Практика: обучение изображению натюрморта – круглый зелёный
арбуз с красной сочной долькой на ярком «холодном» фиолетовом фоне,
создание несложной композиции, использование масляной пастели
и акварели.
Тема 1.6 Основы портрета. Женский портрет
Теория: знакомство с особенностями женского портрета.
Практика: создание портрета «Волшебницы Природы в осенних
нарядах»; обучение изображению «от живописного пятна», работа гуашью;
использование засушенных листьев для дополнения образа.
Тема 1.7 Цветовой колорит неба. Осенняя палитра.
Теория: изменчивость цветового колорита неба, в зависимости
от погоды.
Практика: изображение на всей поверхности листа «цветового
подмалёвка» с ярко выраженным настроением (пасмурное, облачное небо),
работа гуашью.
Тема 1.8 Основы анималистики. Птицы
Теория: передача в рисунке внешнего вида, окраса перелётных птиц.
Практика: изображение больших и маленьких птиц в полёте (лебедей,
гусей, журавлей и т.п.) работа гуашью.
Тема 1.9 Основы анималистики. Животные
Теория: знакомство с приемом «очеловечивание», обучение
изображению различной мимики.
Практика: изображение медведя в теплом свитере или шарфе
графическим способом, передача в рисунке внешнего вида, окраса медведя,
изображение различной мимики, присущей человеку, «очеловечивание»
животного. Дополнение изображения акварельными пятнами.
Раздел 2. «Искусство изображения»
Тема 2.1 Морской пейзаж
Теория: знакомство с морским пейзажем.
Практика: обсуждение зависимости цвета моря от разного состояния
погоды, времени года. Рассматривание репродукций картин Айвазовского,
фото иллюстраций. Создание образа моря при помощи различных
нетрадиционных техник: экспериментирование с художественными
материалами и инструментами.
Тема 2.2 Женский и мужской портрет
Теория: передача характера образа через цвет.
Практика: Изображение портрета Снегурочки, Снежной королевы или
Деда Мороза. Работа масляной пастелью.
Тема 2.3 Искусство оформления
Теория: знакомство с различными видами выставок, способами
оформления выставки.
Практика: обучение оформлению выставки, посещение экспозиции
учреждения.
Тема 2.4 Искусство и праздник
Теория: Знакомство с традициями празднования Нового Года.
Практика: организация и проведение праздника, чаепитие.
Тема 2.5 Цветовые колориты зимы
Теория: обучение изображению разных оттенков снега.
Практика: рассматривание фотографий, репродукций картин
с изображением разного цвета снега (в зависимости от времени суток,
погоды). Чтение стихов с упоминанием разного цвета, характеристик снега.
Обсуждение с учащимися. Изображение снега, сугробов, создание
подмалевка.
Тема 2.6 Бумагопластика. Коллажирование.
Теория: знакомство с различными видами деревьев, особенностями
строения и внешним видом в зимний период, способами их изображения.
Знакомство с техниками «бумагопластика», «коллаж».
Практика: рассматривание репродукций, фотографий с изображением
различных видов деревьев, просмотр видеофильма «Зимний лес». Создание
дерева из бумажных салфеток белого цвета в технике «бумагопластика» на
подмалёвке предыдущего занятия. Подбор цвета на палитре для
закрашивания ствола и веток. Дополнение изображения сугробами в технике
«бумагопластика».
Тема 2.7. Искусство стилизации
Теория: знакомство с геральдикой на примере герба России.
Практика: обучение стилизации и условности в изображении;
создание герба семьи и изображение его графическим способом.
Тема 2.8 Коллективный портрет
Теория: особенности изображения коллективного портрета, понятие
«загораживание».
Практика: создание семейного портрета, изображение взрослых
и детей, домашних животных, передача особенностей внешнего вида через
цвет, линию, работа гуашью.
Раздел 3. «Креативность изображения»
Тема 3.1 Узелковый батик
Теория: знакомство с технологией узелкового батика.
Практика: окрашивание текстильного изделия в технике «узелковый
батик».
Тема 3.2 Весенний натюрморт
Теория: способы составления натюрморта, правила композиции.
Практика: изображение натюрморта (весенние цветы, верба, веточки
с листочками), свободный выбор художественных материалов, дополнение
элементами коллажа.
Тема 3.3 Космический пейзаж
Теория: способы создания цветового образа космического
пространства.
Практика: изображение космического пространства, использование
всей палитры, смешивание цветов на подмалёвке, заполнение всего листа
цветными пятнами с добавлением черной гуаши. Дополнение изображения
элементами в технике бумагопластика, составление композиции: планеты,
летящие ракеты, кометы.
Тема 3.4 Акварель «по-сырому»
Теория: знакомство с нетрадиционными техниками «акватипия»,
«акварельные кляксы «по-сырому».
Практика: заполнение всего листа цветными пятнами в технике
«акварельные кляксы «по-сырому», изображение цветов-бабочек в технике
«акватипия», составление композиции в технике коллажа с прорисовкой
стеблей, листьев зелёным цветом.
Тема 3.5 Мужской портрет
Теория: особенности мужского портрета.
Практика:
изображение
воинов
Древней
Руси,
Великой
Отечественной войны или современного военного любого вида войск на
выбор. Создание портрета от живописного пятна. Закрепление понятий
о пропорциях лица, тела. Упражнять в умении подбирать и смешивать
нужные цвета на палитре.
Тема 3.6 Мы – архитекторы.
Теория: знакомство с профессией архитектора.
Практика: творческая работа по созданию проекта школы будущего
(свободный выбор материалов).
Тема 3.7 Проект клумбы. Основы ландшафтного дизайна.
Теория: знакомство с особенностями ландшафтного дизайна. Понятие
разноярусности растений, сочетание различных видов растений по цветовой
гамме, размеру, времени цветения.
Практика: создание композиции «Моя клумба». Использование
художественного и бросового материала.
Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация «Автопортрет»
Теория: актуализация полученных знаний.
Практика: выполнение автопортрета в полный рост; свободный выбор
материалов, способов изображения, работа гуашью, дополнение изображения
элементами коллажа.