Учебный план ДОП Литературный квартал

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
(ДДТ «Химмашевец»)

Учебный тематический план
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Литературный квартал»

Художественная направленность
Возраст учащихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)

Автор-составитель:
Турецкий Юрий Иванович
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024

Учебный (тематический)
план
1.4.

Артикуляция, дикция

14

4

10

1.5.

Голосоведение

10

4

6

6
6

1
1

5
5

Наблюдение
Наблюдение

10

4

6

Наблюдение,
беседа

10

4

6

Наблюдение,
беседа

10

4

6

Наблюдение

14

4

10

Наблюдение,
беседа

14

4

10

14

2

12

10
2

-

10
2

144

37

107

Раздел 2. Орфоэпия
2.1. Понятие орфоэпии
2.2. Правила орфоэпии
Раздел 3. Работа над текстом
Основы смыслового анализа
3.1. текста. Логика речи. Перспектива
речи
Интонационно-мелодические
3.2.
средства сценической речи
Основы действенного анализа
3.3.
текста
Работа над прозаическим
3.4.
текстом
Основы теории стихосложения.
3.5. Работа над стихотворным
текстом
Работа над текстом.
3.6.
Художественное чтение
3.7. Экскурсии, посещение театров
3.8.

Итоговая аттестация
Всего

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа

Наблюдение
Наблюдение,
беседа
Наблюдение
Отчетный
концерт

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Техника речи
Тема 1.1. Введение в программу. Слово в творчестве актера и
режиссера
Теория: смысловая и художественная функция звуковой речи.
Основные требования к произношению на сцене. К.С. Станиславский,
В.И. Немирович-Данченко о значении работы над речью для драматических
актеров. Техника безопасности. Знакомство с учащимися.
Тема 1.2. Изучение индивидуальных особенностей речи учащихся
Теория: изучение строения речеобразующих органов. Исследование
качеств и возможностей голоса. Определение степени мышечного
напряжения в области речеобразующих органов.
Практика: выявление дикционных недостатков. Выявление в речи
учащихся отклонений от норм современного русского произношения
(наличие акцента, говора, диалектического оттенка, бытовой речевой манеры
и т.д.).
Тема 1.3. Принципы тренировки голосоречевого аппарата
2

Теория: снятие мышечных зажимов в области речеобразующих
органов. Укрепление дыхательной мускулатуры. Развитие навыков
фонационного дыхания.
Практика: индивидуальные и коллективные речевые и голосовые
упражнения.
Тема 1.4. Артикуляция, дикция
Теория: дикция как средство художественной выразительности.
Классификация гласных и согласных по способу и месту их образования.
Укрепление артикуляционной мускулатуры. Изучение индивидуальных
особенностей артикуляционного уклада учащихся. Определение верных
артикуляционных позиций звуков речи.
Практика: упражнения для тренировки речеобразующих органов
(дикционный тренинг). Подбор индивидуальных комплексов упражнений для
исправления речевых недостатков.
Тема 1.5. Голосоведение
Теория: гигиена и профилактика профессиональных заболеваний
голосо-речевого аппарата. Процесс голосообразования. Посыл звука. Мягкая
атака. Твердая атака. Тембр голоса (глубина, эмоциональное наполнение).
Развитие диапазона звучания. Сила звука. Громкость звука. Полетность
звука.
Практика: упражнения на развитие диапазона звучания. Тренинг
«Сила звука».
Раздел 2. Орфоэпия
Тема 2.1. Понятие орфоэпии
Теория: нормы произношения и ударения в русском языке. Правила
орфоэпии. Орфоэпический разбор текста.
Практика: работа по ликвидации индивидуальных неточностей
произношения (акцента, говора, просторечья и т.п.). Закрепление
орфоэпических норм произношения в работе над литературным материалом.
Тема 2.2. Правила орфоэпии
Теория: Произношение как одно из выразительных средств
сценической речи. Орфоэпический разбор литературного текста.
Практика: закрепление орфоэпических норм произношения в работе
над литературным материалом.
Раздел 3. Работа над текстом
Тема 3.1. Основы смыслового анализа текста. Логика речи.
Перспектива речи
Теория: К.С. Станиславский о законах речи. Логико-грамматический
анализ структуры текста. Речевая пауза (смысл разделительная,
3

психологическая, техническая). Речевой такт. Виды речевых тактов.
Смысловое ударение (тактовое, фразовое, главное ударение смыслового
куска, подчеркивающее ударение).
Практика: упражнения на умение правильного логического разбора
произведения.
Тема 3.2. Интонационно-мелодические средства сценической речи
Теория: Типология речевых мелодик. Тонально-мелодическое
выражение знаков препинания.
Практика: упражнения на логико-интонационное построение фразы.
Тема 3.3. Основы действенного анализа текста
Теория: К.С. Станиславский о словесном действии. Личное восприятие
произведения. Ассоциативный ряд.
Практика: этюды на личностное восприятие произведения.
Тема 3.4. Работа над прозаическим текстом
Теория: элементы словесного действия в работе над прозой.
Практика: этюды в работе над прозой.
Тема 3.5. Основы теории стихосложения. Работа над стихотворным
текстом
Теория: системы стихосложения. Ритмика стиха (стихотворные
размеры)
Практика: элементы словесного действия в работе над стихом.
Тема 3.6. Работа над авторским текстом
Теория: воплощение особенностей авторской поэтики. Смысл и стиль.
Жанр произведения.
Практика: художественное чтение.
Тема 3.7. Экскурсии, посещение театров
Практика: Посещение ТЮЗ, театра драмы, посещение музеев.
Тема 3.8. Итоговая аттестация «Литературная гостиная».

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».