Учебный план ДОП Математические тропинки 1

Учебный тематический план
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Математические тропинки 1»

Естественнонаучная направленность
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)

Автор-составитель:
Ржанникова Евгения Александровна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024

Учебный (тематический) план
1.2
1.3
1.4
2.

2.1

2.2
2.3

2.4

2.5

2.6
2.7
2,8
3
3.1

Направление движения.
План. Карта путешествий.
Понятия,
связанные
с
ориентировкой во времени.
Сравнение предметов
и совокупностей.
Величина предметов.
Измерение и сравнение по
длине, ширине, толщине и
высоте.
Масса предметов. Измерение
и сравнение.
Объем (емкость). Измерение
и сравнение.
Таблица. Символ отрицания
признака предмета
Кодирование и
декодирование свойств
предметов.
Объединение предметов в
совокупности. Выделение
части совокупности.
Логические связки.
Сравнение совокупностей
предметов путем
установления пар.
Сохранение количества.
Геометрические понятия
Геометрические фигуры и
тела.
Числа и операции над
ними.
Понятия «один», «много»,
«нисколько».

4
4

88

36

52

14

8

6

Наблюдение, опрос

12

4

8

Наблюдение, опрос

12

4

8

Наблюдение, опрос

10

4

6

Наблюдение, опрос

10

4

6

Наблюдение, опрос

10

4

6

Наблюдение, опрос

10

4

6

Наблюдение, опрос

10

4

6

Наблюдение, опрос

6

0

6

2

0

2

Наблюдение, опрос

4

8
8
8

Наблюдение, опрос
Наблюдение, опрос

12
12
12

Наблюдение, опрос

3.2

Графический, словесный и
количественный
образ
числа.

2

0

2

Наблюдение, опрос

3.3

Знакомство с денежными
знаками.

2

0

2

Наблюдение, опрос

2

0

2

Наблюдение

144

52

92

4.

Промежуточная
(итоговая) аттестация.
Праздник-игра «Колобок».
Итого:

Содержание
Раздел 1. Пространственно-временные отношения
2

Тема 1.1. Положение предметов в пространстве
Теория: определение положения предметов в пространстве и точного
выражения их положения словами: между, выше - ниже, далеко - близко,
дальше - ближе, на, над, под, за, рядом. Значение и применение предмета в
повседневной жизни.
Практика: игры: «Разноцветные точки», «Фигуры», «В лесу». Сравнение
окружающих предметов по цвету, величине, форме; загадки и стихи про
осень, сбор листьев, шишек. Экскурсия в парк.
Тема 1.2. Направление движения
Теория: определения положения предметов в пространстве и точного
выражения их положения словами: вправо, налево, слева, вперед, назад,
впереди.
Практика: игры: «Найди игрушку», «Ищем клад», «Холодно - жарко».
Тема 1.3. План. Карта путешествий. Направление движения
Теория: использование в речи понятий, выражающих направление движения
- вперед, назад, вверх, вниз налево, направо; умение определять направления
движения и положения предметов в пространстве. Условные обозначения
предметов.
Практика: коллективное составление элементарного плана ограниченного
пространства (учебного кабинета). Игры: «Разноцветные точки», «Найди
игрушку», «В лесу», «Ищем клад» и т.д. с целью определения направления и
точного выражения словами.
Тема 1.4. Понятия, связанные с ориентировкой по времени
Теория: установление временных отношений. Использование в речи
понятий: раньше, позже, прежде, потом, давно, теперь. Последовательность
событий. Времена года. Части суток. Дни недели. Восстановление
последовательности событий.
Практика: игры: «Детские забавы», «Запутанные картинки».
Раздел 2. Сравнение предметов и совокупностей
Тема 2.1. Величина предметов. Измерение и сравнение.
Теория: нахождение признаков сходств и различий. Классификация
предметов на основе 1-2 свойств: большой – маленький, толстый – тонкий,
выражать словами: длинный - более длинный, короткий – более короткий,
такой же, средний по длине и высокий - низкий, средний по высоте т.д.).
Использование условной мерки для измерения величин.
Практика: игры: «Цветные цифры», предметы в окружающей обстановке,
блоки Дьенеша.
Тема 2.2. Масса предметов. Измерение и сравнение

3

Теория: развитие умения дифференцировать, сравнивать массу предметов
«на глаз, визуально», выражать словами: легкий – более легкий, тяжелый –
более тяжелый, такой же.
Практика: игра: «Магазин «Фрукты и овощи».
Тема 2.3. Объем (емкость). Измерение и равнение
Теория: знакомство с понятиями «вместимость», «емкость». Развитие умения
дифференцировать, измерять и сравнивать объем путем переливания
жидкости или пересыпания сыпучего материала, выражать словами свои
действия: наливаю-выливаю, насыпаю-высыпаю-пересыпаю.
Практика: игры: «Кружки», «Мешочки». Емкости: баночки, стаканчики,
ложки, крупа и злаковые, бусины разного калибра.
Тема 2.4 Символы и таблицы
Теория: развитие умения кодирования и декодирования свойств предметов,
«Заполни таблицу» с целью развития умения пользоваться таблицей. Выбор
символов для зашифровки свойств предметов. Кодирование и декодирование
свойств предметов. Понятия «таблица», «столбец», «строка».
Практика: игры: «Зашифруй свойства фигуры» с целью развития умения
пользоваться символами, «Сыщик».
Тема 2.5. Деление на равные части. Часть и целое
Теория: знакомство с дробями (частями целого на примерах круга, квадрата,
прямоугольника).
Практика: делить на равные части фигуры (на примере «пиццы» из
демонстрационного материала), понимать название части, уметь произнести
и соотнести с каждой. Игра с карточками: «Мы делили апельсин».
Тема 2.6. Сравнение совокупностей по количеству предметов путем
установления пар. Сохранение количества
Теория: развитие умения сравнивать совокупности по количеству предметов
путем составления пар, знакомство с равенством совокупностей (одинаково,
поровну, столько же), знакомство с идеей сохранения количества предметов
независимо от формы и расположения предметов.
Практика: игры: «Цветные цифры», «Помоги накрыть на стол», «В лесу».
Тема 2.7. Геометрические понятия.
Теория: знакомство с основными геометрическими понятиями; развить
умение ориентироваться в простейших геометрических ситуациях,
обнаруживать геометрические образы в окружающей остановке.
Практика: игры: «Фигуры», «Конструктор», блоки Дьенеша. Материал:
пластилин, бумага, ножницы, палочки, линейка, циркуль, угольник.
Тема 2.8. Геометрические фигуры и тела

4

Теория: развитие умения распознавать геометрические фигуры и находить в
окружающей обстановке предметы, сходные по форме. Знакомство с
плоскостными геометрическими фигурами (квадрат, круг, треугольник,
прямоугольник, овал) и объемными геометрическими телами (шар, куб,
цилиндр, конус). Формирование умения выделять в окружающей обстановке
предметы сходной формы.
Практика: игры: «Фигуры», «Конструктор», развертки многогранников.
Раздел 3. Числа и операции над ними
Тема 3.1. Понятия «один», «много»
Теория: развитие количественных представлений, введение в активный
словарь понятий «один, много, немного, несколько». Знакомство с
числительными и использование их в речи.
Практика: игры: «Парные картинки», лото «Растения».
Тема 3.2. Графический, словесный и количественный образ числа
Теория: прямой и обратный счет на основе числового ряда. Пересчет группы
однородных предметов, расположенных в ряд, по кругу или в случайном
порядке. Составление числового ряда. Знакомство с порядковыми
числительными.
Практика: игры: «Загляни в сказку», «Сколько? Какой?».
Тема 3.3. Знакомство с денежными знаками: монеты,
купюры
Теория: знакомство с монетами, купюрами. Понимать различия, уметь
отсчитать определенное количество монет (или денег).
Практика: игра: «Идем в магазин за покупками» (карточки с товаром и
ценами).
Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: праздник-игра «Колобок».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».