Учебный тематический план
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Рукодельные чудеса»
Художественная направленность
Возраст учащихся: 5-8 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Автор-составитель:
Елкина Ольга Вениаминовна
педагог дополнительного образования
Екатеринбург, 2024
№
1.1. Учебный (тематический)
план
Наименование раздела, темы
1. Основы изобразительного
искусства.
Введение. «Королева-кисточка
рассказывает». Условия
1.1.
безопасной работы
Количество часов
Всего Теория Практика
72
11,5
60,5
2
0,5
1,5
1.2.
Изобразительные свойства
акварели
18
2,5
15,5
1.3.
Изобразительные свойства
гуаши
36
6
30
1.4.
Жанры изобразительного
искусства
6
1
5
1.5.
Изобразительные техники
6
1
5
Выставка «Танец дружных
красок»
2. Бумажное творчество
4
0,5
3,5
36
6
30
2.1.
Приемы вырезания
6
1
5
2.2.
Вырезание симметричных
форм
6
1
5
2.3.
Вырезание путем складывания
6
1
5
2.4.
Полуобъемная композиция
6
1
5
2.5.
Выполнение орнаментального
ряда
6
1
5
2.6.
Вырезание из геометрических
форм
4
0,5
3,5
2
30
0,5
4
1,5
26
1.6.
2.7.
Выставка работ по теме
3. Лепка и тестопластика
3.1.
Способы и приемы лепки
8
1
7
3.2.
Лепка скульптурным
способом
8
1
7
2
Формы аттестации
контроля
Наблюдение
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Выставка
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Выставка
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
3.3.
Лепка в технике полуобъем
8
1
7
3.4.
Рельефная лепка
6
1
5
3
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
4.Промежуточная (итоговая)
аттестация
Итого:
опрос, экспрессвыставка.
6
0,5
5,5
144
22
122
Тест, выставка
Содержание учебного тематического плана
Содержание программы делится на разделы:
Раздел 1. «Основы изобразительного искусства» представляет собой
введение в художественную культуру. Он включает в себя несколько тем,
благодаря которым учащиеся знакомятся с изобразительными свойствами
живописи, графики и жанрами изобразительного искусства.
Раздел 2. «Бумажное творчество» знакомит учащихся с содержанием
по темам, связанным с использованием бумаги: квиллинг, оригами,
киригами, художественное вырезание, коллаж, пейп-арт; с приемами
вырезания: симметричных форм из геометрических форм и вырезание путем
складывания.
Раздел 3. «Лепка и тестопластика» включает в себя темы по
изобразительной деятельности, в процессе которой учащиеся учатся
изображать предметы окружающей их действительности, создают
пластический образ из мягких материалов (пластилин, соленое тесто).
Знакомятся с приемами и способами лепки.
Раздел 1. Основы изобразительного искусства
Тема 1.1. Введение. «Королева-кисточка рассказывает». Условия
безопасной работы
Теория: выявление интересов и мотивов у учащихся. Способы
рисования сюжет по замыслу: «Королева-кисточка рассказывает». Правила
внутреннего распорядка. Техника безопасности.
Практика: выполнение задания: «Как я провел лето» (материалы
графики или живописи на выбор).
Тема 1.2. Изобразительные свойства акварели
Теория: беседа об особенностях рисования акварелью. Обсуждение
основных цветов, их смешивания. Изучение цветового круга. Изучение
техник рисования акварельными красками («по-сырому», лессировка). Беседа
о композиции в рисунке. Обсуждение репродукций великих художников.
Практика: выполнение заданий: «Краски осени», «Танец дружных
красок», «Сказочные коврики». Выполнение задания: «Радуга – дуга»,
отработка приема: рисование непрерывных красочных линий. Выполнение
задания: «Осенние листья». Выполнение задания: «Золотая осень».
Выполнение задания: «Грустный дождик».
Тема 1.3. Изобразительные свойства гуаши
Теория: беседа о приемах рисования гуашью. Изучение особенностей
4
гуаши. Изучение приема «ритм геометрических пятен». Беседа о
композиционном ритме.
Практика: выполнение задания: «Морозные узоры», рисование
морозных узоров в стилистике кружевоплетения. Выполнение задания:
«Золотая рыбка». Отработка приема - волнистые линии. Закрепление навыка
– примакивание кистью. Рисование композиции: «Зимняя сказка».
Тема 1.4. Жанры изобразительного искусства
Теория: знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства
(пейзаж, портрет). Беседа о применение в композиции изобразительных
свойств живописи: цвет, пятно, линия, точка. Обсуждение репродукций
великих художников. Просмотр иллюстраций по иконописи. Изучение
пропорций человека.
Практика: выполнение задания: «Зимний лес» по замыслу.
Выполнение задания: портреты «Снегурочка», «Моя мама». Выполнение
новогодней композиции «К нам едет Дед Мороз». Выполнение композиции:
«Баба-яга». Выполнение композиции: «Волшебная птица Весны».
Тема 1.5. Изобразительные техники
Теория: знакомство с новой техникой «граттаж». Изучение
нетрадиционных техник рисования (мятая бумага, рисование ниточкой).
Знакомство с новой техникой «коллаж». Творческая работа. Свободный
выбор материала.
Практика: выполнение задания: «Новогодняя свеча», «Таинственные
картинки», «Волшебная ниточка». Выполнение композиции: «Елочкакрасавица».
Тема 1.76. Выставка «Танец дружных красок»
Теория: способы организации выставки.
Практика: оформление экспонатов на выставку.
Раздел 2. Бумажное творчество
Тема 2.1. Приемы вырезания
Теория: знакомство с ножницами, клеем, кисточкой. Отработка навыка
аккуратного и экономного отрезания: полоска, квадрат, треугольник.
Отработка навыка аккуратной работы.
Практика: выполнение композиции: «Коврик для котика».
Тема 2.2. Вырезание симметричных форм
Теория: изучение техники китайского искусства вырезания фигур из
бумаги. Знакомство с историей возникновения художественного вырезания.
Изучение техники вырезания симметричных форм и узоров: зеркальная, в
полосе, в круге.
5
Практика: выполнение задания: «Симметрия и образ».
Тема 2.3. Вырезание путем складывания
Теория: изучение техники вырезания путем складывания. Беседа о
законах композиции. Выполнение коллективной работы.
Практика: выполнение композиции: «Цветочная сказка», «Бабочки».
Тема 2.4. Полуобъемная композиция
Теория: изучение техники «мозаика». Знакомство с произведениями
мозаики (искусство Зураба Церетели). Обсуждение способов выполнения
мозаики.
Практика:
коллективная
работа.
Выполнение
творческой
полуобъемной композиции: «Дерево чудес». Декорирование бабочками.
Тема 2.5. Выполнение орнаментального ряда
Теория: знакомство с архитектурными сооружениями. Обсуждение
видов орнаментов: плоские, рельефные, орнаментальный ряд. Изучение
особенностей орнамента.
Практика: выполнение задания: «Город бумагопластики».
Тема 2.6. Вырезание из геометрических форм
Теория: изучение способов составления фигурок из вырезанных
простых геометрических форм.
Практика: выполнение коллективной композиции: «Подводный мир».
Тема 2.7. Выставка работ по теме
Теория: способы организации выставки.
Практика: оформление экспонатов на выставку.
Раздел 3. Лепка и тестопластика
Тема 3.1. Способы и приемы лепки
Теория: изучение способов лепки: скульптурный, конструктивный,
комбинированный. Изучение приемов лепки: прищипывание, разминание,
сплющивание, скатывание, вдавливание, заострение, соединение, цветовая
растяжка. Обсуждение рельефной лепки. Изучение комбинированного и
конструктивного способов лепки. Беседа о приемах смешивания пластилина.
Практика: выполнение задания: «Натюрморт», «Каменный цветок»,
«Морское дно». Выполнение подарка маме. Роспись гуашью.
Тема 3.2. Лепка скульптурным способом
Теория: изучение техники лепки скульптурным способом. Отработка
приема - прищипывания.
Практика: выполнение задания: «Сад динозавров».
Тема 3.3. Лепка в технике полуобъем
Теория: знакомство с понятием «Объем», «Полуобъем». Изучение
способов лепки из соленого теста. Беседа о создании сказочного образа.
6
Практика: выполнение задания: «Сказка».
Тема 3.4. Рельефная лепка
Теория: беседа о способах выполнения рельефной лепки. Применение
приемов: процарапывание, прищипывание.
Практика: выполнение творческого задания: «Абракадабрик».
Раздел 4 Промежуточная (итоговая) аттестация
Теория: способы организации выставки.
Практика: оформление экспонатов на выставку. Решение теста.