Учебный тематический план
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Числоград 1»
Естественнонаучная направленность
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Автор-составитель:
Конюк Людмила Викторовна
педагог дополнительного образования
Екатеринбург, 2024
Учебный (тематический)
план
№
Разделы, темы
Раздел 1. Количество и счет.
1.1 Числовой ряд. Счет до 5.
1.2 Число 6. Цифра 6.
1.3 Число 7. Цифра 7.
1.4 Число 8. Цифра 8.
1.5 Число 9. Цифра 9.
1.6 Число 0. Цифра 0.
1.7 Число 10. Запись числа.
1.8 Счет в пределах 10.
Раздел 2. Геометрические фигуры
и тела.
2.1 Точка, линия, отрезок.
2.2 Плоские геометрические
фигуры.
2.3 Объемные геометрические
фигуры.
2.4 Геометрические головоломки.
2.5 Составление объемных фигур
из кубиков.
Раздел 3. Величина (сравнение
предметов).
Измерение
предметов.
3.1 Свойства
предметов
и
символы.
Кодирование
информации.
3.2 Дом «таблица».
3.3 Читаем таблицы, следуем
правилам.
3.4 Сравнение групп предметов.
Знаки сравнения.
3.5 Столько же, больше, меньше.
3.6 На сколько больше? На
сколько меньше?
3.7 Измерение длины. Сравнение
мер длины.
3.8 Сравнение
и
измерение
объема.
Раздел
4.
Ориентировка
в
пространстве и во времени.
Раздел 5. Деление целого на
части.
Раздел 6. Математические задачи.
6.1 Сложение.
6.2 Вычитание.
6.3 Сложение и вычитание.
Раздел
7.
Промежуточная
Количество часов
всего
теория
практика
32
16
16
4
2
2
4
2
2
4
2
2
4
2
2
4
2
2
4
2
2
4
2
2
4
2
2
Формы аттестации
/ контроля
Наблюдение, опрос
Наблюдение, опрос
Наблюдение, опрос
Наблюдение, опрос
Наблюдение, опрос
Наблюдение, опрос
Наблюдение, опрос
Наблюдение, опрос
36
18
18
6
3
3
Наблюдение, опрос
4
2
2
Наблюдение, опрос
8
4
4
Наблюдение, опрос
14
7
7
Наблюдение, опрос
4
2
2
Наблюдение
46
23
23
12
6
6
Наблюдение, опрос
4
2
2
Наблюдение, опрос
4
2
2
Наблюдение, опрос
6
3
3
Наблюдение, опрос
2
1
1
Наблюдение, опрос
6
3
3
Наблюдение, опрос
6
3
3
Наблюдение, опрос
6
3
3
Наблюдение, опрос
8
4
4
Наблюдение, опрос
4
2
2
Наблюдение, опрос
16
8
6
2
2
8
4
3
1
1
18
4
3
1
1
Наблюдение, опрос
Наблюдение, опрос
Наблюдение, опрос
Наблюдение, опрос
Математический
2
(итоговая)
аттестация.
Математический КВН.
Итого
КВН
144
72
72
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Количество и счет
Тема 1.1. Числовой ряд. Счет до 5
Теория: повторить порядковый счет до 5, числа 1-5, актуализировать
умение соотносить цифру с количеством предметов, умение составлять
числовой ряд.
Практика: игра «Собери бусы». Экскурсия в парк. Повторение понятий
времена года, соотношение месяцев и времени года. Название месяцев .
Характерные признаки для каждого времени года.
Тема 1.2. Число 6. Цифра 6
Теория: познакомить с числом 6 и его цифрой, определить место числа
в числовом ряду, порядковый счет в пределах 6.
Практика: игра «Садовники», «В группу соберись», «Запомни и
выложи».
Тема 1.3. Число 7. Цифра 7
Теория: познакомить с числом 6 и его цифрой, определить место числа
в числовом ряду, порядковый счет в пределах 6.
Практика: игра «Садовники», «В группу соберись», «Запомни и
выложи».
Тема 1.4. Число 8. Цифра 8
Теория: познакомить с числом 6 и его цифрой, определить место числа
в числовом ряду, порядковый счет в пределах 6.
Практика: игра «Садовники», «В группу соберись», «Запомни и
выложи».
Тема 1.5. Число 9. Цифра 9
Теория: познакомить с числом 9 и его цифрой, определить место числа
в числовом ряду, порядковый счет в пределах 9.
Практика: игра «Садовники», «В группу соберись», «Запомни и
выложи».
Тема 1.6. Число 0. Цифра 0
Теория: сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой
0, сформировать умение соотносить цифру с ситуацией отсутствия предмета.
Тренировать навыки количественного и порядкового счета.
Практика: игра «Билеты», «Где стоит число 0».
Тема 1.7. Число 10. Запись числа
3
Теория: сформировать Умение считать до 10, различать запись числа
10 и соотносить ее с десятью предметами. Счет десятками. Уметь определять
порядковый номер предмета в зависимости от направления счета.
Практика: игры «Сбор урожая», «Цветные числа», «Вырастим
дерево» (игра с блоками).
Тема 1.8. Счет в пределах 10
Теория: закрепление количественного и порядкового значения числа в
пределах 10, составление простых задач и запись решений с помощью
примеров на сложение и вычитание. Уметь определять порядковый номер
предмета в зависимости от направления счета.
Практика: игра «Живые числа», «Волшебный мешочек», «Домино»
Раздел 2. Геометрические фигуры и тела
Тема 2.1 Точка, линия, отрезок
Теория: формировать первоначальные понятия – точка, линия, отрезок.
Практика: научить изображению данных фигур, и находить их в
окружающем пространстве. Игры с палочками на конструирование по
заданному образцу.
Тема 2.2. Плоские геометрические фигуры
Теория: повторить формы геометрических фигур (квадрат,
треугольник, прямоугольник, трапеция, круг, овал). Закрепить их
отличительные признаки.
Практика: построение геометрических фигур с помощью палочек,
шнуровки, преобразование одной формы в другую.
Тема 2.3. Объемные геометрические фигуры
Теория: познакомить с объемными телами - куб, цилиндр, конус,
пирамида, призма. Сформировать представления, чем отличаются плоские
фигуры от объемных. Знакомство с проекцией как с отражением на
плоскости, из каких элементов состоят пространственные фигуры.
Практика: игры «Фотоателье». Анализируем, сравниваем, находим
закономерности «У кого в гостях Винни-Пух». Игра-путешествие
«Осенины».
Тема 2.4. Геометрические головоломки
Теория: раскрыть смысл слова головоломка. Закрепить изученные
формы пристроения и преобразования квадратов и треугольников.
Практика: построить из квадрата простую головоломку, состоящую из
2 квадратов и 4 треугольников. Составлять заданные образы из фигур
головоломки. Познакомить с двухцветным квадратом Воскобовича, через
работу по составлению фигур по схеме.
4
Упражнять детей в составлении геометрических фигур с помощью
палочек, ниток на плоскости стола, анализе, обследовании их зрительноосязательным способом. Познакомить со способом, пристроения,
присоединения одной фигуры к другой. Составить два равных треугольника
из 5 палочек. Составить три равных треугольника из 7 палочек. Составить 4
равных треугольника из 9 палочек. Составить два равных квадрата из 7
палочек. Составить три равных квадрата из 10 палочек. Составит три равных
треугольника из 7 палочек. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных
треугольника. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника. Из 10
палочек составить 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат
составляется из 2-х палочек внутри большого). Из 9 палочек составить 5
треугольников (4 маленьких треугольника, полученные в результате
пристроения, образуют 1 большой).
Преобразование одной фигуры в другую Изменение квадратов в
фигуре. Упражнять в умении решать задачи путем целенаправленных
практических проб и обдумывания хода решения.
Тема 2.5 Составление объемных фигур из кубиков.
Теория: закрепить отличия куба от квадрата. Научить определять
проекции объемной фигуры с разных сторон.
Практика: развитие пространственных представлений, образного
мышления через составление объемных фигур из кубиков по схеме (вид
сверху, сбоку, спереди).
Раздел. 3. Величина (сравнение предметов). Измерение предметов
Тема 3.1. Свойства предметов и символы. Кодирование
информации
Теория: повторить признаки сходства и различия предметов по цвету,
форме, размеру, толщине.
Практика: игра «Помоги муравьишкам», «Домино», уметь выделять
свойства предметов. Праздник –игра «Краски лета». Игра «Угадай–ка» уметь
выделять два свойства в отгадываемом предмете, самим загадывать предмет
по нескольким свойствам (цвет и форму, форму и размер, размер и толщину
и др.). Игра «Найди клад» - уметь определять свойства блока по карточкам
символам, правильно задавать вопросы по свойствам загаданного блока.
Игра «Где, чей гараж» - ориентируясь на знаки символы свойств, разбивать и
группировать по несовместимым свойствам.
Тема 3.2. Дом «таблица»
Теория: объединять предметы в группу на основе сходства, сравнивать
группы предметов с помощью составления пар. Познакомить с понятием
таблицы, строки и столбца таблицы.
5
Практика: составляем таблицы. Игра «Засели домик» (используя одно
свойство блока)
Тема 3.3. Читаем таблицы, следуем правилам
Теория: закрепить умение ориентироваться в строках и столбцах
таблицы.
Практика: учащиеся разбирают блоки и раскладывают их в домики –
таблицы, называют общее свойство блоков в каждой клетке. Игра «Засели
домик», работа с двумя таблицами – домиками, опираясь на три свойства:
цвет, размер, толщина.
Тема 3.4. Сравнение групп предметов. Знаки сравнения
Теория: тренировать умение выделять и называть свойства предметов.
Сформировать представление о равных и неравных группах предметов.
Умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем
составления идентичных пар и фиксировать результат сравнения с помощью
знаков =, >, <.
Практика: игра «Сок на завтрак», «Построй дом».
Тема 3.5. Столько же, больше, меньше
Теория: уточнение представлений о сравнении групп предметов по
количеству с помощью составления пар и умения записывать результаты
сравнения с помощью цифр и знаков сравнения.
Практика: Игра «Команды», «Построй дом».
Тема 3.6. На сколько больше? На сколько меньше?
Теория: формирование представлений о сравнении чисел на основе их
расположения в числовом ряду. Установление взаимосвязей между целым и
его частями. С помощью предметных действий отвечать на вопрос «На
сколько больше или меньше другого».
Практика: игры «Прятки с числами», «Переучет», «Построй дом».
Тема 3.7. Измерение длины. Сравнение мер длины
Теория: формирование представлений об измерении длины предметов
с помощью мерки. Измерять длину предметов с помощью мерки, установить
зависимость результата измерения длины от величины мерки, тренировать
умение соотносить число с количеством.
Практика: игра «Дорога», «Разные шаги», «Живые числа». Квест-игра
«Помощники Деда Мороза». Новогодняя сказка.
Тема. 3.8. Сравнение и измерение объема
Теория: формировать представление о непосредственном сравнении
сосудов по объему (вместимости), с помощью переливания, пересыпания
определять больше по объему, а какой меньше. Формирование
представления об измерении объема сосуда с помощью мерки.
6
Практика: игра «Повара», «Наполни бочку».
Раздел 4. Ориентировка в пространстве и во времени
Теория: знакомство с временной единицей неделя, сутки, из чего
состоят (утро, день, вечер, ночь), месяц, времена года ритмичность
повторения. Составление последовательности дней недели и их названий.
Развивать умения ориентироваться в пространстве используя слова и
предлоги ориентирования относительно живых и неживых предметов.
Практика: Игра «Живые числа», «Дни недели». Преодолей лабиринт
и проведи друзей.
Раздел 5. Деление целого на части
Теория: деление целого на части. Формирование умения делить целое
на части и составлять целое по его частям.
Практика: игра «Печем печенье», игры с палочками.
Раздел 6. Математические задачи
Тема 6.1 Сложение
Теория: формирование представления о сложении как объединении
групп предметов, о записи сложения с помощью знака +. Формировать
умение складывать предметы с одинаковыми свойствами, исключать лишние
предметы. На практике сформировать представление о переместительном
свойстве сложения. Сформировать соответствие между сложением
предметов и сложением чисел.
Практика: на практике актуализировать представление о целом и его
частях, взаимосвязи между ними, учиться составлять целое из частей. Игра
«Разбитая ваза», «Магазин», «Рецепт», «Письмо к бабушке». Составление
простых задач на сложение, игры «Хитрая лиса», « Земляничные тропинки».
Тема 6.2. Вычитание
Теория: формирование представления о вычитании как об удалении
части из целого, о записи вычитания с помощью знака.
Практика: на основе предметных действий выполнять конкретный
смысл вычитания. Составление простых задач на вычитание.
Тема 6.3 Сложение и вычитание
Теория: закрепить представление о сложении и вычитании,
взаимосвязи между ними.
Практика: производить данные операции на основе предметных
действий. Игра «Хромая лиса».
Раздел 7 Промежуточная (итоговая) аттестация
Теория: инструктаж по выполнению заданий.
Практика: математический КВН.
7